Пять настоящих продукт-мобилей (37 фото)
Не знаю, что они рекламировали тогда, может, целительный горный воздух, только наскальные рисунки обязаны были этот процесс запечатлеть – их просто неверно истолковали. Ибо рекламщик на своем примере показывает, что можно отрицать прогресс, но вовсю пользоваться его благами и отлично зарабатывать на этом.
Взять, к примеру, автомобиль. То, что оный стал для рекламщика очередным средством для наживы, не удивит никого. Но если ты, читатель, думаешь, что пара надписей на бортах – предел рекламного искусства, спешу тебя разубедить. В целях более эффективной пропаганды чего бы то ни было, эти парни изучили основы кастомизации кузова задолго до того, как фордовские «Жестянки Лиззи» расползлись по миру рекордными тиражами. На профессиональном сленге такие авто назывались «товар-мобилями» (англ. product-mobiles). Самые знаковые представители данного семейства ждут тебя в этой подборке. И среди них не будет всем надоевшего Smart с банкой Red Bull на копчике.
Аппетитные формы
Идея с банками, кстати, отсылает нас в начало ХХ века, что лишь еще больше усугубляет несостоятельность гротескного тандема Smart/Red Bull в качестве одаренных креативщиков. Одним из первых товар-мобилей, имитировавших рекламируемый продукт формой своего кузова, была цилиндрическая тележка компании Pep-O-Mint Life Savers. Ее построили в 1918 году на шасси грузовика Dodge, комплектовавшегося колесами с деревянными спицами. Не сказать, что машины того времени являлись пределом мечтаний, но безжалостные рекламщики умудрились сделать некоторые из них еще хуже. Каково было бедолаге-водителю сидеть в узкой цилиндрической форме, сегодня и представить трудно… Но ведь он не просто сидел, а ехал, пытаясь рассмотреть дорогу сквозь крохотное стеклышко спереди. Обзора ему катастрофически не хватало, и прохожие не раз наблюдали охваченное паникой лицо шофера, то и дело выглядывавшее в боковые оконца, что имитировали буквы «О» в надписи «Pep-O-Mint».
Previous
Возможно, гениям рекламной кампании освежающих леденцов эта идея показалась остроумной, но о безопасности на дороге они имели представления крайне смутные. Подозреваю, что этот самоходный двигатель прогресса угробил-таки несколько человек, ибо в 1920 году была сконструирована новая «самоходная банка», более дружелюбная к водителю…
Судя по очертаниям машины-яблока, ее владелец придерживался конкретной идеологии и вполне мог быть предком одного из создателей корпорации Apple. Даже несмотря на то, что в 1928 году работал в лондонском Ковент-Гардене…
Пусть проносящаяся мимо емкость из-под леденцов и повергала людей в ступор, свое дело она, точнее, реклама на ней, делала хорошо. Вскоре многие последовали примеру Pep-O-Mint Life Savers, причем не только крупные промышленники, но и представители малого бизнеса. Последним перекройка кузова автомобиля показалась занятием увлекательным и глубоко творческим. Видимо от стояния за прилавком или от подписей бесчисленных смет у предпринимателей кипели мозги, а «внутренний творец» орал благим матом. Но когда появилась возможность выдумывать с пользой для дела, многих людей было не остановить. Самая распространенная машина того времени, Ford Model T, видоизменялась невероятным образом. Вплоть до 1930 года мелкие дельцы переделывали ее кузов более полусотни раз, рекламируя все – от тюбика зубной пасты до электрической лампочки. К примеру, пекарь по фамилии Силлитроу сконструировал развозной фургон с кабиной и кузовом в виде буханок хлеба (1925 г.). А грузовик развозчика фруктов приобрел водительский отсек в форме яблока (1928 г.)!
ОСОБЕННОСТИ:
Подлинный расцвет любительского рекламного тюнинга автомобилей пришелся на 20-30-е годы прошлого столетия. Речь о комфорте экипажа тогда не шла, зато полет фантазии не имел границ. При этом кузова изготавливались из металла и дерева, а не каких-то там углепластиков. Может, реклама и двигатель прогресса, сведшего ручной труд к минимуму, но в ХХ веке она предпочитала истинный хардкор.
Под градусом
Гаишники утверждают, что алкоголь и вождение транспортного средства несовместимы. Но пиарщики английской пивоваренной компании Wortington посчитали иначе, заказав производителю грузовиков Spyker «полуторку» в форме бутылки эля. Машина была построена для Британской пивной выставки 1906 года и имела под капотом аж 25 «лошадей». Публика, посетившая мероприятие, подумала тогда, что бутылка на колесах – результат коллективных и множественных дегустаций крафтового алкоголя. На самом деле этот Spyker оказался очень даже реален и стал родоначальником новой рекламной тенденции.
Полноценной «пищей для глаз», а, следовательно, и кошельков, product-mobile сделался после Первой мировой войны, когда бренд Wortington поставил производство на широкую ногу. Кое-кто из руководителей пивоваров нашел внешность грузовика-бутылки миленькой, и в 1919 году к Spyker присоединился новый собрат. Немного погодя диковинный автопарк пополнился еще двумя объектами, на этот раз производства Daimler.
Бутылкомобиль с номерным знаком XU 177 был построен в 1923 году. После войны, в 1946-м, его оборудовали более мощным двигателем Bedford. С 1957 по 1971-й находился в частных руках, затем стал частью экспозиции пивного музея Бертон-апон-Трента.
Надо сказать, что средства агрессивной рекламы даже в далеком прошлом стоили целые состояния. К примеру, одна «бутылка на колесах» весом в 2,3 тонны и с 30-сильным двигателем обходилась пивоварам в £1.000! При этом у машин с овальным кузовом и пивной пробкой на капоте не было никаких проблем с постановкой на учет – видимо в британской транспортной инспекции ценили хороший эль, как нигде в мире. Бутылкомобили колесили по дорогам страны, даже когда их создатели объединились с брендом Bass, тоже варившим пиво. Совладельцы холдинга не видели проблемы в том, чтобы оставить под своей опекой машины, ассоциировавшиеся в народе с продукцией Wortington – на их бортах просто поменяли этикетки! Более того, британцы заключили с Daimler долговременный контракт на производство новых шасси, так что в семействе автомобилей-бутылок постоянно прибывало.
ОСОБЕННОСТИ:
Креативные пивовары Wortington/Bass открыли производственникам глаза на многое. Многие восприняли их product-mobiles как призыв к действию. На тех из них, кто изваял в металле самоходную чашку, банку кетчупа или термос, больше повлияло пиво, причем темных сортов. И все-таки, благодаря автомобилям-бутылкам тема посуды на колесах прочно засела в меню кузовных ателье по всему миру. А вот «ездящая» пивная реклама испытание на прочность не выдержала: к началу Второй мировой ее всю попилили на болванки для армейских нужд. До сего дня уцелело лишь три экземпляра, и каждый бутылкомобиль является достоянием какого-нибудь музея Великобритании.
Сосисочный гигант
Если ты, читатель, узнаешь в колесном мутанте из клипа «Foxtrot Uniform Charlie Kilo» рок-группы Bloodhound Gang нашего следующего героя, знай – филадельфийские музыканты грешны в плагиате. Быть может, для их хулиганского мессенджа достаточно просто облепить легковушку папье-маше, сделав ее похожей на банан. Однако этим они лишь вновь пропиарили Oscar Mayer Wienermobile – один из самых известных товар-мобилей на планете. Лично у меня оный восторга не вызывает, но для патриотично настроенных американцев является поп-идолом, наряду с Микки-Маусом и Элвисом Пресли. Это, конечно, порождает еще больше вопросов, но поделать тут ничего нельзя – слишком давно все случилось…
Мясную компанию Oscar Mayer, названную в свою честь, немецкий эмигрант основал в 1883 году. В небольшой лавке продавались сосиски такого качества, что сделали из мистера Мейера преуспевающего бизнесмена в рекордные сроки. Вскоре он перебрался из Детройта в Чикаго, где бренд Oscar Mayer стал настоящей торговой маркой. Маркой, для которой наличие собственной передвижной рекламы было вопросом престижа. Таковая попала в руки Мейера в 1936 году через его племянника Карла, который и придумал дизайн автомобиля-сосиски.
Со временем металлический кузов Wienermobile уступил углепластику. Это развязало дизайнерам руки. К примеру, на базе армейского Willys известный мастер Брукс Стивенс создал прототип с полностью панорамной кабиной.
Нехитрые сосисочные очертания восьмифутовой машины пленяли умы прохожих, словно арканом. Вскоре о существовании Oscar Mayer знали даже дети. Сосискомобиль, созданный на шасси легкого грузовика, наделал в Чикаго изрядного шороху. Но это и близко нельзя было сравнить с тем ажиотажем, что случился, когда на улицах возник новый Wienermobile, 27 футов длиной. Машина была построена на базе грузового Dodge и действительно впечатляла размахом. Долго проездить ей не дали, отправив в 1956-м, через четыре года после гастрономической «премьеры», в музей Генри Форда. Затем «моторизированные сосиски» стали видоизменяться и расти, как грибы после дождя. В разное время им служили донорами серийные модели Willys, Chevrolet, Ford, Pontiac, Isuzu, MINI. На данный момент существует 11 различных версий Wienermobile, 8 из которых по-прежнему на ходу и участвуют в различных автошоу.
ОСОБЕННОСТИ:
О том, что автомобиль-сосиска стал достоянием национальной культуры США, говорят не только бесчисленные фото в соцсетях американцев, но и полицейские протоколы. Даже в минувших «черно-белых» 50-х люди угорали над этим чудом, снимая с Wienermobile номерные знаки и отслеживая в газетах заметки об авариях с ним. Кто вообще мог представить, что однажды хот-дог получит колеса?
Гори огнем…
… снобизм и пафос рекламщиков. Именно так считал Джордж Грант Блэйсделл, основатель компании Zippo, едва Вторая мировая война подошла к концу. Ведь продукцию его бренда, в частности, зажигалки, не реализовывали через гражданских лиц – все шло одним военным. И когда табу с товаров Блэйсделла было снято, Zippo понадобился ловкий трюк, чтобы напомнить о себе людям, вне зависимости от их социального статуса.
Крышки Zippo Car откидывались как у настоящей зажигалки.
Глава компании не придумал ничего лучше, как заказать у ателье Gardner Display оригинальный автомобиль, который выглядел бы как зажигалка. Казалось бы, что за нелепая идея? Но к 1947 году Америка видела и не такое, так что проблем с заказом почти не возникло. Базовым авто послужил только сошедший с конвейера кряжистый Chrysler Saratoga. Кузов в его центральной части довольно убедительно переделали под зажигалку. Для пущей достоверности на крыше было установлено два языка пламени, загоравшихся при помощи неоновых трубок. Логотип Zippo был начертан на бортах товар-мобиля 24-каратным золотом.
Новый Zippo Car сделан из современных материалов и больше не страдает от «ожирения». Но внешне он отличается от оригинала разве что надписями на бортах. Впрочем, на рекламной деятельности машины это никак не сказывается.
Следующие два года новоиспеченный Zippo Car гастролировал по 48 штатам, не жалея своего стального тела. Сделать это было непросто, так как из-за чудовищной снаряженной массы автомобиля его шины растрескивались буквально после пары-другой променадов. Событий же в стране происходило много, и успеть моторизированной зажигалке предстояло на все. Но из-за особенностей конструкции Zippo Car рядовая и, по сути, простенькая процедура оборачивалась для всех адской пыткой: чтобы накачать колеса или заменить покрышки, машину поднимали на специальной раме. С учетом стремительного износа это происходило очень часто, причем обычный сервисный центр помочь тут не мог – компании то и дело приходилось снаряжать транспорт поддержки. Словом, за два года усиленной эксплуатации Zippo Car «ушатался» настолько, что уже был не в состоянии сдвинуться с места. Но функцию свою он выполнил – армейские зажигалки снова сделались предметом культа.
ОСОБЕННОСТИ:
Питая к своему промомобилю отеческую слабость, Блэйсделл честно пытался реанимировать Zippo Car. Он отдал машину на доработку в сервисный центр Ford, но от счета, выставленного ему ремонтниками, отшатнулся, как вампир от чеснока. Там зажигалка на колесах и сгинула. В 1996 году компания восстановила Zippo Car по старым фотографиям, взяв за основу такой же раритетный Chrysler Saratoga. В этот раз проект доверили кастомайзеру Джо Гриффину, и тот восстановил его облик в точности, но без былых косяков. Теперь автомобиль-зажигалка может перемещаться самостоятельно, что с охотой и делает, когда не является экспонатом в музее Zippo, что в городе Брэдфорд, штат Пенсильвания.
Во славу шариковой ручки
Для компании BIC 1952 год стал триумфальным благодаря шариковой ручке собственного изготовления. Впоследствии эта нехитрая штука вытеснит с рынка канцелярских принадлежностей перьевые письменные приборы, а принадлежности для них сделает предметами коллекционирования. Чтобы никто не пропустил это знаменательное событие, французы заказывают промомобиль у концерна Peugeot. Оный гордо шествует в составе колонны сопровождения на Тур де Франс – престижнейшей велосипедной гонке мира.
Несмотря на то, что Peugeot являлся самым крупным автопроизводителем Франции, а может, и всей послевоенной Европы, заказчики остались недовольны его работой. Наштамповать рекламные надписи с фирменным логотипом в BIC могли бы и сами, а когда годом позже по «Большой петле» неслось похожее на кастрированную ракету нечто с ирокезом из ручек, канцелярщики и вовсе отказались от услуг «львиной марки». Чтобы получить вменяемый товар-мобиль, они обратились к Citroen.
В кругу французских автобрендов оный хоть и числился в отстающих по количеству продаж, зато был записным креативщиком. Не подкачала репутация Citroen и с этим странным заказом. В 1955 году к делу привлекли франко-греческого дизайнера Филиппа Шарбонно, который выдал сумасбродный Bic Car по прозвищу «Le Bastard».
Наверное, эту кличку автомобиль заслужил из-за долгих месяцев мучений, которые он доставил своему создателю. Машина была построена на шасси грузовика 55U, имела футуристичный дизайн кузова, выполненного в популярной тогда лётной тематике. Ее кабина представляла собой цельный «блок-пузырь», откидывающийся вперед, боковые элероны придавали кузову стремительность, а головная оптика будто цитировала романы о пришельцах. С таким автомобилем Тур де Франс был зрелищным как никогда – публика ликовала от Bic Car едва ли не больше, чем от непосредственных участников гонки!
ОСОБЕННОСТИ:
Парады «Большой петли» Bic старается не пропускать и сейчас, особенно, если бренду нужно анонсировать очередное свое изобретение. Конечно, публике каждый раз представляют абсолютно новый промо-мобиль, оформленный в соответствии с поводом (как это было в 1974-ом на презентации одноразовой безопасной бритвы). Но в итоге все сводится к тому, чтобы переплюнуть успех «Le Bastard», который был и остается едва ли не лучшей «ездовой» рекламой за всю историю. В память об этом компания выпустила коллекционную реплику Bic Car в масштабе 1/43. Тираж был ограничен и уж конечно недешев.