Валли Паркс - крестный хот-роддинга и дрэг-рейсинга (7 фото)
К сожалению, в истории не сохранилось ни имён первых сорвиголов, ставших бок о бок на стартовой линии, ни места, где это произошло, ни правил, по которым проводились первые заезды. Однако, как и многие другие направления автомобильной культуры, бурное развитие данная дисциплина получила в Калифорнии, и происходило это параллельно с развитием хот роддинга. Именно об этой странице в истории мы и поговорим.
Ключевую роль в развитии хот роддинга и драг рейсинга сыграл человек по имени Гордон Паркс, более известный как «Валли». Валли родился в 1913 году в оклахомском захолустье, но, к счастью, в начале 20-х его родители решили перебраться в Калифорнию – штат, ставший колыбелью американской автокультуры. В старших классах Валли подружился с двумя братьями, чей отец владел Фордом 1927 года с флетхэдом от модели 32-го года.
Однажды, в 1932м, ребята отправились на этом Форде на нелегальные гонки на высохших озёрах, которые проводились там уже с 20-х годов. По пути их родстер сломался, но им удалось добраться до цели на попутном новеньком Model-A, в компании ехавших туда же ровесников. Еще пару часов поездки, и автомобиль в лунном свете выехал на белую поверхность высохшего озера. Это зрелище само по себе произвело на Валли неизгладимое впечатление.
На подобные соревнования приезжало около 60-80 автомобилей, соревнующиеся друг с другом по классам, в зависимости от развиваемой скорости: 70-80 миль/ч, 80-90, 90-100 и свыше 100 миль/ч. С той гонки Паркс стал регулярно приезжать на озёра, помогая с организацией гонок. Ему был доверен пост на середине дистанции, где он следил за состоянием покрытия, и, в случае чего, предупреждал об опасности коллег на старте. Как рассказывал сам Валли, участники гонок вызывали у него истинный восторг, на неуправляемых колымагах, которые еще в прошлом поколении мало чем отличались от гужевых повозок, отчаянные парни развивали запредельные скорости, пытаясь удержать их. Сам же за руль он сел лишь через два года.
В то время заезды проводились следующим образом: на старте выстраивалось 8-10 автомобилей одного класса. В основном это были облегченные родстеры Model A и Model T. Стартер даёт отмашку, и все участники устремляются в сторону финиша, дорога видна лишь тем, кто едет впереди, остальные мчат в клубах соляной пыли и дыма наугад. По левую сторону, на безопасном расстоянии, выстраивались зрители на своих авто. Правила были просты, а результаты приносили удовлетворение всем участникам.
Приезжавшие парни были настоящими горячими головами, без сомнений утапливавшими педаль газа в пол. Ради нескольких часов беззаботного и сурового веселья они несколько часов тряслись по дороге через пустыню, и проводили фактически целый день среди песков, в условиях жары, отсутствия удобств и с теми припасами, которые сами и привезли.
Это были самые разные ребята. Были парни из состоятельных семей, хотя большую часть составляли небогатые парни, собиравшие свои машины из деталей, покупаемых на свалках. Несмотря на расовую сегрегацию, на гонки приезжали и темнокожие, азиаты, латиносы – всех их объединяла любовь к скорости и усердная работа над результатом. Участие в гонках было предметом для гордости: возвращаясь с озёр в город, парни еще долго не мыли свои машины, раскатывая по улицам в белой соляной пыли.
Сам Валли Паркс принял участие в гонках лишь два года спустя, на Chevrolet своего друга в классе 80-90 миль/ч и даже выиграл. Однако то, чем Валли действительно увлёкся, стали организации гонок.
Причиной, по которой молодёжь на машинах начала уезжать на высохшие озёра, стали проблемы с полицией при проведении уличных гонок. Конечно, это очень здорово, когда ты можешь без каких либо правил выжимать все соки из своего автомобиля и мчать в любом направлении, но, порой, это становилось причиной аварий. Да, даже в огромной пустыне могли столкнуться два автомобиля. Дошло до того, что полиция пригрозила запретить въезд и на соляные озёра. Нужен был кто-то, кто следил бы за соблюдением даже минимальных правил. Валли Паркс и еще несколько парней взяли на себя ответственность представлять гонщиков в общении с властями, именно так, в 1937 году, зародилась первая американская гоночная ассоциация: Southern California Timing Association.
Разумеется, никакой речи не шло о гонках в годы Второй Мировой Войны, большинство парней ушло на фронт, а весь автопром сосредоточился на производстве военной техники. Сам Валли в годы войны служил на Филиппинах, но и там не сидел спокойно, а свапнул в свой служебный Jeep V8 от какого-то японского грузовика. Именно Валли Паркс стал тем человеком, который придал движению роддеров, вернувшихся с войны, официальный статус. Кровь кипела, моторы ревели, адреналин им был просто необходим, однако пуританские нравы, царившие в те годы в обществе, никак не способствовали развитию движения. Горожане жаловались на шум и вызывающее поведение, полиция всячески преследовала и притесняла.
В 1948 году Валли стал первым редактором журнала «Hot Rod», чьё влияние на культуру всего движения переоценить невозможно. В 1951 году Паркс выступил инициатором создания Национальной Ассоциации Хот Родинга (NHRA), организации, которая официально представляла интересы всей культуры перед органами власти. Именно благодаря ему роддеры не ушли в подполье, а стали полноценными членами общества и даже получили доступ на закрытые после войны аэродромы, где и стали состязаться в заездах на 1/4 мили. NHRA же взялась организовывать мероприятия, регулировать правила соревнований и отвечать за безопасность. С огромным энтузиазмом Валли Паркс двигал своё дело по США и Канаде, увеличивая количество членов ассоциации, открывая новые филиалы, добиваясь открытия новых драг-стрипов. Влияние его распространялось так же на Европу и Австралию.
Почти всю жизнь Валли посвятил роддингу, даже его супруга долгие годы была секретарём в NHRA. Его не стало в 2007 году, в возрасте 94 лет. Сложно недооценить его вклад в автокультуру во всём мире.