Олдтаймер-2018, часть 3 — пожарные автомобили начала прошлого века (13 фото)
Предыдущая часть
American LaFrance, 1925
История American LaFrance Fire Engine Company началась в 1832 году (а закончилась в 2014 году) с производства ручных пожарных насосов и разного оборудования по борьбе с огнём. В автомобильную эпоху компания занялась и выпуском пожарных машин, одна из которых попала в Россию – это пожарная линейка с лестницей, цистерной и насосом.
Автомобиль был приобретен в 2012 году в США и требует небольшой косметической реставрации.
Cadillac Model 314, 1926 г.
Довольно странно видеть Кадиллак в качестве пожарной машины, поскольку марка ассоциируется с богатыми или известными людьми — американскими президентами, звездами Голливуда, удачливыми дельцами с Уолл-Стрит, гангстерами, наконец. Однако у Кадиллака было одно свойство, очень подходящее пожарным — мощный мотор, способный оперативно доставить бригаду огнеборцев к месту возгорания.
Поначалу автомобиль принадлежал какому-то богатенькому Буратино, но через несколько лет вышел из моды и был продан пожарной команде, которая и переоборудовала машину под свои нужды. Хотя, возможно, не мода была виновата, а Великая депрессия.
Автомобилю, приобретенному в прошлом году в США, предстоит пройти полный цикл реставрации.
Dennis G-Type, 1927 г.
Классический британский пожарный автомобиль с длинной выдвижной лестницей, насосом и различным оборудованием. Изготовлен фирмой Dennis Brothers, которой выпала длинная жизнь – с 1895 по 2001 год.
Автомобиль приобретен в Великобритании в 2010 году в оригинальном состоянии. Реставрация не планируется.
Seagrave Model 6WT, 1927 г.
Основная функция этой американской пожарной машины – насосная станция, предназначенная для доставки к месту возгорания расчета пожарных и подачи воды из системы городской канализации или водоема к месту тушения пожара. Автомобиль был приобретен в 2007 году в Америке в состоянии, требующем реставрации, но все восстановительные работы были проведены в России.
REO, 1929 г.
Марка REO получида свое название по инициалам её основателя Рэнсома Эли Олдса, отметившегося в истории также маркой Oldsmobile. Но если последняя ещё жива и входит в состав General Motors, то жизнь REO продлилась с 1905 по 1975 год. Пожарные машины REO сегодня стали раритетами. Один из сохранившихся – этот автомобиль, оборудованный пожарным насосом, ручной сиреной и световыми спецсигналами.
Кстати, аббревиатура на капоте расшифровывается как «Same Day Fire Service», что переводится приблизительно как «Потушим огонь в тот же день». Ну хоть на завтра не откладывали — и то хорошо.
Пожарная линейка на шасси АМО-Ф15, 1930 г.
АМО-Ф15 считается первым советским грузовым автомобилем, а созданная на его базе пожарная линейка – первой целиком советской пожарной машиной. До наших дней дожили только два пожарных автомобиля марки АМО, один из них – в Политехническом музее, закрытом сейчас на реконструкцию. Реставрация пожарной линейки началась ещё во времена СССР и не завершена до сих пор.
Автонасос ПМГ-1, 1932 г.
Отечественная пожарная машина, созданная на шасси ГАЗ-АА и ставшая самой распространенной в 30-е годы. Использовалась для доставки боевого расчета и средств огнетушения к месту пожара. Основными пользователями ПМГ-1 были пожарные части в не очень крупных населенных пунктах. Впоследствии эти машины часто передавались сельским пожарным дружинам.
Автонасос ПМЗ-1, 1934 г.
В начале прошлого века на Миусской площади, расположенной почти в центре Москвы, существовал Миусский завод пожарных машин, производивший пожарную технику. ПМЗ-1 – первая модель этого завода, созданная на базе грузовика АМО-4. Пожарная линейка была рассчитана на 12 человек, оснащалась центробежным насосом и так называемым «баком первой помощи» на 360 литров воды, необходимой для тушения пожара.
Автоцистерна ПМЗ-2, 1936 г.
Вторая модель Миусского завода пожарных машин строилась на шасси ЗИС-5. Она получила цистерну большего объёма – на 1600 литров, благодаря чему удавалось потушить серьезное возгорание при помощи приезда только одной пожарной машины. Машина ПМЗ-2 могла работать в качестве цистерны и автонасоса – за эту универсальность ее особенно любили советские пожарные.
Автоцистерна на шасси ЯГ-6, 1936 г.
Грузовики Ярославского автомобильного завода – настоящие советские монстры, бравшие на борт до 5 тонн груза (плюс сам грузовик весит почти столько же, при этом не оборудован ГУРом… бедный водитель). Пожарный ЯГ-6 выполнял функции цистерны для воды, доставляя ее к месту возгорания – в те годы водопровод ещё отсутствовал на окраинах городов, застроенных деревянными домами и бараками, служившими очень частыми объектами возгорания.
Автомобиль был восстановлен в 1988 году.
Klöckner-Deutz S3000, 1943 г.
Пожарный Klöckner-Deutz можно назвать настоящим раритетом: автомобили под такой маркой выпускались с 1938 по 1943 год, а число уцелевших экземпляров исчисляется единицами. Пожарная машина 1943 года выпуска выполнена по классической схеме 30-х годов с двойной кабиной, переходящей в закрытый кузов, в котором находятся цистерна, насос и несколько ящиков для инвентаря.
Автолестница Metz DL-26 на шасси ЗИС-6, 1947 г.
Телескопическая лестница высотой 30 метров предназначалась для тушения пожаров в высотных домах и эвакуации жителей с верхних этажей. Советская промышленность в 30-е годы ещё не наладила выпуск подобных лестниц, поэтому на шасси трехосного грузовика ЗИС-6 установили лестницу немецкой фирмы Metz. Первоначально лестница была установлена на своем родном шасси, но поскольку в то время в Москве еще не было Собянина, то дороги были, мягко выражаясь, не лучшего качества, поэтому импортная автотехника на них быстро умирала. Так что пожарное оборудование просто переставляли на отечественные грузовики и продолжали эксплуатировать.
Автомобиль был восстановлен в 1978 году, к 60-летию советской пожарной охраны.
Ford 798T, 1947 г.
Пожарный автомобиль в типично американском стиле с расположением насоса спереди, а не сзади, как это принято, например, у советских пожарных машин. Такая необычная компоновка не только освобождала место за кабиной, но и делала более удобной работу пожарных с насосом, вокруг которого было намного больше свободного пространства, чем если бы он устанавливался сзади.
Окончание следует…