Железный человек с фанерным днищем или RAF Labbe – самый невозможный броневик (20 фото)
“Что это было?” – оглядываясь на четырехколесное чудо, спрашивали друг у друга прохожие и водители. Мнения разнились: от секретного транспорта МВД до машин спецсвязи кремлевского гаража. Реальность была одновременно проще и удивительнее. Таинственный фургончик с разбросанными по кузову надписями Labbe –первый инкассаторский бронефургон Советского Союза.
RAF Labbe – первый специализированный инкассаторский фургон времен СССР
Сегодня историю создания этого удивительного автомобиля напрямую увязывают с дерзким и жестоким ограблением магазина “Молодежный” в Крылатском. Дело и впрямь было резонансным. 14 ноября 1986 год преступная группировка в составе двух уволенных из органов милиционеров, старлея Советской армии и бывшего кэгэбешника, совершили вооруженное нападение на инкассаторов, забиравших недельную выручку из универмага на Можайском шоссе 31.
Расстрелянная у магазина 'Молодежный' инкассаторская 'Волга'
Двое инкассаторов погибли на месте. Не пощадили бандиты и дежурившую в магазине сержанта милиции Веру Алфимову, выбежавшую на звуки выстрелов. При том, что девушка даже не была вооружена… Добычей преступников стали 330 тысяч рублей – в ту пору цена более чем полусотни “Жигулей” или 30 кооперативных квартир! По горячим следам, впрочем, деньги удалось вернуть, а преступников обезвредить. Одного из налетчиков, получившего ранение в перестрелке, добили свои же сообщники, другой застрелился при задержании. Оставшиеся двое были схвачены и предстали перед судом. Их “подвиги” оценили на высшую меру и 15 лет соответственно.
Ограбление “Молодежного” действительно прогремело на всю страну. Но утверждать, что именно оно дало толчок разработке специализированного транспорта для инкассаторов не совсем верно. На самом деле, еще за год с лишним до кровавого боевика на Можайке, Всесоюзный Научно Исследовательский Институт стали вместе с ИЖмашем получили заказ на разработку бронированной версии ульяновской “буханки”. И то сказать служба инкассации в стране существовала с 1939-го, а специального автомобиля для сбора налички до сих пор не было. Эксперимент, впрочем, не удался. Сложно сказать, много ли о противопульной защите знали специалисты по стали и сплавам, но после испытаний на стрельбище на бронированных “буханках” поставили крест.
При всем богатстве выбора другой альтернативы нет. Сказано как раз про поиск базового шасси для инкассаторского броневика
В Госбанке СССР – главном заинтересованном в инкассаторском броневике органе – решили больше не наступать на грабли отечественных разработок и обратили взгляд на Запад. Был объявлен международный тендер. За право разработать и выпускать броневик для Госбанк СССР вызвались поспорить сразу шесть зарубежных компаний. Цвет мировой инкассаторской промышленности представляли итальянская “Фонтауто”, британский “Бэдвас”, немецкие “Тиле” и “Акерман-Фройхауф”, французские “Лаббе” и “Мануфруа”.
Техзадание, если честно, выглядело заковыристо. Заказчики из СССР щедро платили в свободно конвертируемой валюте, но взамен требовали баллистическую защиту второго класса (пистолетный патрон, охотничье оружие), места для трех членов экипажа и полезную нагрузку в 300 кг. Все бы ничего, но в качестве базового шасси иностранным специалистам предлагалось использовать единственный более-менее современный микроавтобус Страны Советов. Речь о незабвенном RAF 2203 рижской автобусной фабрики.
Один из участников тендера Госбанка СССР – немецкий броневик от Ackermann-Fruehauf
“Рафик”, построенный на узлах и агрегатах “Волги” ГАЗ-24, нельзя назвать решительно неудачной конструкцией. Однако, при полной загрузке 95-сильный мотор заволжского завода работал на пределе. Именно поэтому перед участниками тендерам поставили еще одно условие – вес броневика не должен превышать 2,7 тонны, то есть разрешенную полную массу гражданского “РАФа”.
Сегодня понятно, что все нужно было делать не так. Гораздо лучшим вариантом представляется закупка за рубежом партии бронемашин. Получилось бы быстрее, эффективнее и наверняка дешевле. Однако, этот вариант отмели первым. Обслуживать “инкассаторов” нужно было силами доморощенных специалистов и с помощью отечественных запчастей. В таком случае имело смысл взять за основу автомобиль с выносливым рамным шасси, например, тот же УАЗ-452. Но “буханку” и в советское время считали в первую очередь сельским транспортом. Броневик-инкассатор же планировали использовать в крупных городах. Короче альтернативы “рафику” с несущим кузовом и – о ужас! – фанерным полом кузова просто не было.
Творчество фирмы Tiele. Это облегченный вариант…
…а это утяжеленный
Согласитесь звучит абсурдно – бронеавтомобиль с полом из фанеры. Впрочем, ни одна из иностранных компаний, участвовавших в конкурсе, не дала задний ход. В назначенный срок зарубежные товарищи начали присылать готовые прототипы. В каждом из них, при желании, можно было разглядеть типичные национальные черты страны-изготовителя.
Немцы, например, в очередной раз блеснули основательностью и ответственностью. В цехах фирмы Tiele построили не один, а сразу два прототипа. Первый максимально приближенный к требованиям техзадания – бронированный разве только слегка, с общими контурами кузова в которых легко угадывается донорский RAF-2203 и сравнительно немного превышающий лимит допустимой массы. “Всего” на 360 кг! Но это и правда “всего” – ведь второй “тилевский” прототип, в значительно большей степени отвечавший гордому званию броневика, как по внешности, так и по уровню защиты, весил больше 3,5 тонн!
Проект итальянцев из Fonauto признали одним из лучших, если не самым лучшим среди всех участников тендера
Жаль, что итальянцы не выдержали сроки…
Итальянцы со своей стороны вновь продемонстрировали типичный для себя пофигизм и разгильдяйство. Во всяком случае в том, что касается соблюдения сроков. Прототип “Фонтауто” прибыл в СССР значительно позже всех остальных претендентов – аж в 1987-м. Зато в чисто инженерном плане итальянский “инкассатор” возможно был самым совершенным среди всех претендентов.
Защита кузова включала листы баллистической стали до 15 мм толщиной и 30-миллиметровые стекла, что должно было полностью защитить экипаж от выстрелов пистолетных пуль с кинжальной дистанции. Обстрел из “Калашникова” итальянский броневик выдерживал с дистанции 20-25 м. Но главное именно прототип “Фонтауто” показал абсолютно лучший среди всех конкурентов результат по массе. За разрешенный лимит итальянец перевалил всего на 37 кг. В любом случае было уже поздно. К тому моменту, Госбанк определился с победителем тендера. Им стала разработка французской фирмы “Лаббе”.
Ну а 'Оскар' в итоге получил футуристичный броневик французской фирмы Labbe
Впоследствии, многие называли это решение не просто ошибочным, но политически ангажированным. Что ж, своя правда в этих подозрениях была. Именно тогда в Союзе готовились к официальному визиту премьер-министра Франции Жака Ширака, которому Фернан Лаббе основатель фабрики Labbe приходился не просто приятелем, но еще и коллегой по политической партии “Союз демократов в поддержку республики”. Поверишь тут в неслучайность “объективного” выбора.
Во Франции Labbe известна своими бронированными моделями разного уровня защиты
С другой стороны надо признать – до появления прототипа от Fontauto именно “рафик” от Labbe ближе других конкурентов подобрался к весовому лимиту. Перевес составил всего 50 кг. Кроме того, французский броневик оказался и самым футуристичным внешне, что тоже посчитали плюсом. Выглядела машина круче, чем была на самом деле.
Помимо защитного панциря и многослойных бронестекол, RAF Labbe получил бойницы для ведения огня из стрелкового оружия – открыть их можно было только изнутри, и систему автоматической блокировки дверей в случае нештатной ситуации. Помимо раций экипаж машины – водитель, сборщик денег и старший по команде – вооружали пистолетами Макарова. По некоторым данным впоследствии командиру машины боевой выдавали укороченный АКС-74.
Масштабная модель RAF Labbe от издательства DeAgostini. Симпатичная получилась машинка
Бронепанцирь и бойницы это хорошо, но чтобы уложиться в норматив по массе, оставили “инкассатору” фанерный пол. Не получилось обойтись и чисто отечественными комплектующими. Усиливая шасси, французы интегрировали в конструкцию передний мост от микроавтобуса Mercedes-Benz 408D и рулевое управление от фургона Peugeot J5. Родное “волговское” хозяйство с повышенными обязательствами уже не справлялось.
На правах победителя тендера Labbe получила заказа на 62 броневика, которые уже в конце 80-х стали появляться на дорогах крупных советских мегаполисов. Поначалу машина вызвала не только интерес у прохожих, но и энтузиазм у инкассаторов. Дело не только в защите, который в любом случае намного превосходил обычные для службы инкассации “Волги”, но и в неслыханном уровне комфорта. Достаточно сказать, что РАФ Labbe оснащались автономным отопителем салона, а главное кондиционером!
Рабочее место водителя RAF LAbbe отличалось повышенным уровнем комфорта. Кондиционер по тем временам это большая редкость!
Трудовые будни, впрочем, быстро доказали правоту тех, кто сомневался в пригодности шасси “рафика” для инкассаторской службы. Излишний вес стал настоящим бичом RAF Labbe. Не помогли даже вживленные в конструкцию “иномарочные” узлы. С самого начала проблем подкидывали стандартные “волговские” тормоза. С машиной массой за три тонны (если считать с экипажем в бронежилетах и хотя бы частичной полезной загрузкой) они просто не справлялись. Сколько невинных бамперов и багажников покалечили французские броневики на светофорах не счесть. Дальше было только хуже…
Уставший RAF Labbe в наши дни. Выглядит, если честно, не очень…
Стандартный “волговский” мотор и по прямой-то ездил едва-едва, а в горку мгновенно перегревался. От чрезмерной нагрузки подвеска быстро проседала, а затем начинала разваливалась на глазах. Перегруженное левое переднее колесо, не только уменьшало жизненный цикл шин, но и плохо сказывалось на управляемости. Неродной “мерседесовский” мост случалось отваливался от лонжеронов с мясом, а панели бронепанциря грешили негерметичностью. На этом фоне неудачно продуманная геометрия передних бойниц – стрелять из нее можно было исключительно вверх и глюки автоматической блокировки дверей казались мелочами.
Трудовой век RAF Labbe оказался коротким. Уже к началу 90-х большинство машин пришло в негодность, а те которые еще сохранили способность передвигаться самостоятельно убрали из мегаполисов. Проблем от них было больше, чем проку.