Летучий Голландец из Краснодара — ЛиАЗ-677М (20 фото)
Я долго думал, чем отметить этот юбилей — и решил перенестись из неоднозначного московского лета 2019-го в жаркое краснодарское, образца 2012 года. Именно тогда мне довелось познакомиться с образцово-показательным 677-м, всё ещё мелькающим на улицах Краснодара. К слову, на момент съёмки герою — те же 25 лет; он построен в первой половине 1987-го.
Наш сегодняшний герой
Эта машина не идеальна, хоть и наиболее близка к идеалу из всех, ныне живущих. При всём уважении к труду людей, восстановивших похожие ЛиАЗы в Москве и Петербурге: их машины прошли комплексное восстановление, прежде чем стать глянцевыми ретро-экспонатами. Краснодарский ЛиАЗ же — из совсем другой истории.
Наши дни. Летучий Голландец в транспортном потоке современного Краснодара
Утром и вечером по улицам Краснодара, словно Летучий Голландец, бродит последний в городе ЛиАЗ-677. Случайным прохожим он не знаком, а сам автобус будто пытается казаться незаметным — ездит либо рано утром, либо в вечерних сумерках. Других его собратьев в городе, да и в крае, давным-давно не осталось: с городских маршрутов они ушли ещё лет десять назад, а служебные развозки и машины автошкол со временем вымерли естественным путём.
Наши дни, тёплый январский вечер
Кубанский призрак — тоже служебная развозка, но содержится в добром здравии и на покой не спешит. Он, в паре с не менее возрастным ЛАЗом, возит персонал одного сельскохозяйственного НИИ, что прячется на окраине города. Как правило, ЛАЗ-695Н работает в тёплое время года, а ЛиАЗ — автобус для холодного сезона; исключения из этого правила случаются, если "напарник" встаёт в ремонт — поэтому машины даже на межсезонье не консервируют, и долгих простоев не случается у обоих.
Секрет долголетия этого ЛиАЗа — в условиях его хранения. Автобусы-развозки НИИ постоянно живут не просто на закрытой территории, но ещё и в тёплом, отапливаемом помещении гаража института. Да и мягкий кубанский климат очень располагает к долгожительству любой техники, тем более — в прямых руках (=
Зверь выползает из гаража
Тогда, 7 лет назад, случилось невероятное: моим краснодарским друзьям удалось договориться с институтом о том, что старый ЛиАЗ предоставят на целый день для поездки по городу с группой любителей транспорта. Такая практика у местных транспортников — не впервой: в былые времена в Краснодаре собирались на покатушки на чём-то уходящем ежегодно, пока раритеты оставались в ходу; но до этого автобусы предоставляли именно транспортные предприятия — и, что характерно, совершенно безвозмездно.
А вот за многолетним неимением других 677-х на Кубани, организаторам мероприятия в 2012-м пришлось обратиться к счастливым обладателям этой самой машины — и это у них тоже получилось.
Стартуем! На территории института, где постоянно прописан этот 677-й
Кое-где зверь помят, кое-где — подлатан, а где-то — подмазан краской не в цвет. Но эта машина — практически первозданная, сохранённая на 95% такой, какой покинула конвейер ЛиАЗа в далёком 87-м году. И главное: все свои 32 года этот 677-й находится в эксплуатации, без какого-либо глобального ремонта в принципе.
Бампер замяли при неаккуратной буксировке, а ''болеющий'' стык у крыши в углу — дефект большинства поздних 677х, вызванный выпуском машин на изношенной оснастке
Большая часть окраски — а точнее, всё, что выше ватерлинии — здесь ещё с завода, в оригинальной охре. Юбку и бампера подкрасили не в цвет уже в наши дни, но это, как говорится, ноу криминалити на фоне удивительной по нашим временам сохранности машины.
Кругляши габаритов по углам крыши — признак машин, построенных до 1987 года
Запасные колёса к 677-м с завода приезжали в салоне, вместе с ни к чему не прикрученными кронштейнами. На корме автобуса их размещали уже на автопредприятиях — чтобы колесо не мешалось пассажирам на задней площадке, а сама машина была похожа на эдакий джип на максималках (=
В салоне
Сиденья, пол, отделка — здесь всё сохранено идеально! Даже щиты, размещённые у дверей, вечно изуродованные и расцарапанные, здесь выдают почтенный возраст машины лишь едва заметными сколами. Ребристое полимерное покрытие на поручнях — идеально целó, и лишь у входа заметна небольшая заплатка на полу.
Единственное заметное отклонение от оригинала в кабине — это самодельная оплётка на руле. Обычно её делали из виниловых декоративных вставок в молдинги, которые стояли в салоне и закрывали их крепёж — и такой модный тюнинг был широчайше распространён по всему бывшему Союзу.
Кабина. Если приглядеться, можно увидеть ''шумоизолирующее'' одеяло на капоте, да бытовой линолеум на полу
Уже традиционно для таких поездок, местные ребята привезли полный багажник трафаретных досок самых разных маршрутов. Да-да, среди транспортников — много маньяков, которые активно и успешно коллекционируют и подобное добро.
Помните, когда проезд в автобусе стоил 3 рубля?
Особенно зацепила на этой машине меня одна мелочь — сохранные ручки аварийного выхода на окнах, которые "выдерни шнур, выдави стекло". Обычно подобные артефакты исчезали с автобусов практически сразу, в первые годы работы, как слишком мешавшие ездить. Но, здесь, на удивление…
Ручка аварийного выхода — ''выдерни шнур, выдави стекло''
Тогда, в 2012-м, в Краснодаре ещё не водилось ЛиАЗов современной модели 5292. Поэтому, заехав на крупную конечную, 677-му пришлось позировать с машиной от конкурентов — новейшим на тот момент в городе газовым НефАЗом-5299GN (=
Встреча поколений
Между делом, сделал пару желанных фото:
Фото, отдалённо похожее на советскую открытку (но с людьми в кадре и браком по качеству…)
Не отказал себе в удовольствии зафиксировать картинку из детства — все мы помним, как эффектно кренились 677-е в поворотах. Особенно впечатляюще было чувствовать это, находясь в салоне: всегда казалось, что автобус вот-вот опрокинется. Но на деле уложить ЛиАЗ на бок можно, лишь приложив немалые к тому усилия, да и без посторонней помощи в этом деле не обойтись — машина всё-таки достаточно тяжёлая, просто подвеска у неё — мягкая.
На вираже!
На 1994 год 677-й казался машиной уже безнадёжно устаревшей, а изношенное оборудование и тревожная ситуация как в стране, так и на заводе, лишь ускорили его уход на пенсию. Но машина оставалась востребованной: после августа 94-го находившийся в нокауте ЛиАЗ ещё некоторое время строил кузова старой модели как "запчасти", без ПТС, а выпуск всё ещё востребованных 677-х передали ряду сторонних предприятий. Но точка невозврата была пройдена: конвейер для постройки этих машин постепенно демонтировали.
Эффектный крен
После 1994-го выпуск 677-х продолжался, но уже не самим ЛиАЗом, а ремонтными, эксплуатационными и даже оборонными предприятиями по всей стране. Последние новые машины с ПТС были построены Тосненским автобусным заводом в 2002 году, по заказу Якутска — а выпуск кузовов "в запчасти", то есть постройки машин под документы заказчика, длился ещё несколько лет — вплоть до середины нулевых годов.
И в пиковой точке
И просто обычная фотография, без цирковых номеров
А в завершение — фотооткрытка многим. Сам не знаю, в каком качестве служила эта табличка, но она реально ездила в автобусе краснодарской Автоколонны 1419. Теперь является коллекционным экспонатом.