Как снимают погони: что такое "русская рука" и почему она не такая уж русская (9 фото + 2 видео)
Деятели киношной и рекламной индустрии называют его "русская рука" – russian arm. Представляет он собой вариацию на тему операторского крана с весьма продуманной системой стабилизации: она обеспечивает стабильность картинки даже в том случае, если камеракар, на котором закреплен кран, ломится по бездорожью – снимая, например, очередной эпизод из Бондианы или кадры для военного боевика.
Про камеракары – чуть позже, а пока давайте попробуем разобраться, почему "русская рука" получила именно такое имя, и кто в ответе за революцию в современном кинематографе. История эта началась в середине семидесятых, когда выпускник Ленинградского института киноинженеров Анатолий Кокуш начал работать на киевской киностудии им. Довженко. Как и для других героев наших историй, для Анатолия это стало реализацией давней мечты: фотографией и кино он увлекался с детства.
Как он сам отмечал позже, процесс операторской работы в 70-х был довольно примитивным, и именно расширением возможностей съемки на аппаратном уровне Анатолий и занимался в лабораториях киностудии. Одной из главных его разработок, которая позже и определила всю жизнь инженера, стала система стабилизации, избавляющая камеру от лишней тряски (а второй по значимости – система дистанционного управления камерой). Созданная Кокушем стабилизирующая "голова" позволила, грубо говоря, надеть камеру на кран, а кран – на автомобиль, реализовав тем самым эффект полета.
Но к идее симбиоза машины и камеры Анатолий придет годы спустя. В 1990 году он зарегистрирует в Украине свою компанию Filmotechnic и начнет поиск потенциальных клиентов чуть ли не по всей территории бывшего Союза. После нескольких лет работы с разнокалиберными телестудиями Анатолий отправится попробовать свои силы в Голливуде. Самым сложным, как оказалось, было убедить местных боссов, что и в экс-СССР могут придумывать что-то заслуживающее внимания: первое время американские партнеры, которых Кокушу удалось найти, даже просили его не общаться с потенциальными клиентами на тематических выставках, чтобы не выставлять напоказ украинское происхождение изобретений.
Как раз на одной из таких выставок Кокуш познакомился с членами съемочной группы "Титаника" – и, как говорится, проснулся знаменитым. Несколько эпизодов для знаменитого фильма сняли с применением оборудования, разработанного украинцем, и сотрудничество с Джеймсом Кэмероном стало для Анатолия, по сути, пропуском в мир большого кино. Сейчас на счету "Фильмотехника" – десятки работ с законодателями мод в коммерческом кинематографе от "Форсажей" и "Миссия: невыполнима" до "Пиратов Карибского моря" и "Людей Икс", и можно утверждать со 100-процентной уверенностью, что вы, уважаемые читатели, видели минимум один эпизод, снятый при помощи разработок Анатолия. Ну, или до сих пор сидите в своей лесной берлоге.
Беспристрастности ради не преминем упомянуть еще одну версию событий. Согласно альтернативному раскладу, технологии Кокуша основываются на идеях киноинженера из Москвы, выпускника Бауманки Льва Евстратова. Якобы трехосный гиростабилизатор был разработан группой студентов, куда входил и Евстратов, еще в конце 70-х годов. Первое его применение, по некоторым данным, связано со съемками Олимпиады-80, а на киностудию Довженко стабилизатор попал несколькими годами позже, где и оказался в руках Анатолия – который якобы просто нашел ему удачное коммерческое применение.
Как бы там ни было, в 2006 году за свои разработки Кокуш получил технического "Оскара" американской Киноакадемии, и одной из причин для его вручения стала как раз "русская рука". Операторский кран, который монтируется на автомобиле, вместе со всем оборудованием может весить до нескольких тонн, поэтому в качестве "колесной платформы" чаще всего используются внедорожники. Они и операторское железо выдержат, и разместить команду в салоне позволят.
В подавляющем большинстве случаев для работы с russian arm требуется экипаж из трех человек. Это умелый водитель, способный держать машину в нужной для съемки позиции, сам оператор, управляющий камерой, и техник-инженер. Но оборудование с течением времени неизбежно совершенствуется, и сейчас "русскую руку" нередко устанавливают и на двухместные суперкары. Увешанный железом Lamborghini выглядит, конечно, странновато, но зато позволяет вести съемку на более высоких скоростях. А чем быстрее – тем эффектнее, верно?
Суперкар еще и, как правило, ниже, чем внедорожник и, соответственно, меньше лезет в кадр. А чтобы минимизировать блики, отражения и цветовые рефлексы, камеракары обычно красят в черный или темно-серый матовые цвета. А краны и прочие монтажные рамы для таких съемочных машин обычно делают из легкого, но прочного и жесткого карбона. Поэтому порой стоимость установленного на камерасуперкар оборудования сравнима с ценой самой машины. Но в США уже разработан целый ряд недорогих аналогов изобретения Кокуша, которые продаются как кит-комплекты и могут устанавливаться на любую машину.
Ну, и напоследок еще одна забавная деталь. "Русская рука" – на самом деле вовсе не "русская рука". Анатолий Кокуш изначально назвал свое изобретение "автороботом", а словечко russian arm прилепилось к нему уже в Голливуде: скрыть славянское происхождение изобретателю так и не удалось.
- Нива-трансформер «Скарабей» на автовыставке в Париже
- Aston Martin DB2/4 MK II (1957) – Aston, который невозможно убить
- Поддельные «Жигули» с двигателем сзади
- Легенда из Кремниевой долины: заброшенный Porsche 356 B
- На стоянке в Канаде стоит три тысячи новеньких, но непригодных для эксплуатации BMW и MINI