Жреческая палеонтология: два взгляда на смерть
Все самые интересные люди человеческой истории в становлении своего необычного взгляда на жизнь прошли стадию освоения хотя бы части идей жреческой палеонтологии. Не путать с палеонтологией обычной. И занимались они жреческой палеонтологией даже тогда, когда и слова-то такого не было – «палеонтология». Слово «палеонтология» появилось относительно недавно, в 1822 году, и составлено оно из трёх греческих слов: палео – древний, онтос – бытие, логос – учение. Наука о вымерших и древних организмах. Но это обычная палеонтология. А есть палеонтология жреческая.
Понятно, что объекты палеонтологии привлекали внимание людей исследовательского типа и прежде – философов в том числе. Самое древнее из известных нам упоминаний о палеонтологических объектах обнаруживается у философа Ксенофана (5 век до н. э.). На большую древность интереса мыслителей указывают лишь намёки. В частности, название такого палеонтологического объекта как аммониты связывают с главным в наидревнейшем египетском пантеоне богов Амоном. Дескать, аммониты названы в честь Амона. Но нам известна страсть людей, при недостатке знания, объяснять какое-либо явление с точностью до наоборот, поэтому философ обязан предположить и рассмотреть и обратный вариант: а может это бог Амон назвал в честь аммонитов? Если такое предположение верно, то оно позволит объяснить и то, что прежде объяснения не находило.
Можно вспомнить лучшего из императоров Римской империи – Октавиана Августа. О нём, среди прочего, известно, что его дворец был полон палеонтологическими объектами. Можно, конечно, предположить, что Октавиану Августу, подчёркиваем лучшему из римских императоров, просто нравилось жить в палеонтологическом музее. Но ведь можно столь нетипичное оформление своего жилища Августом объяснить и иначе. Скажем, тем, что он предпочёл превратить свой дом – и превратить для недоброжелателей неявно – в храм бога Амона, и тем поближе соединить себя с древней мудростью высших жрецов. Если так, то это бы объяснило, почему именно Октавиан Август был успешнейшим из правителей, то есть страна при нём процветала, а народ был счастлив. Август просто глубоко проник в глубины ведения жреческой палеонтологии.
К сожалению, тема связи успешности людей с палеонтологией, точнее жреческой палеонтологией, в новое время своих исследователей не находила. И вот только сейчас философ Алексей Меняйлов со товарищи этой темой, наконец, занялся. И для начала они обнаружили, что и другой сверхуспешный правитель, (по мнению многих, вообще самый успешный правитель в истории Руси) товарищ Сталин тоже начинал свой Путь с палеонтологии, а точнее со жреческой палеонтологии.
Но список обнаруженных Меняйловым имён Сталиным не ограничивается. В Список входят и Герои Советского Союза Зоя Космодемьянская, Саша Чекалин, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова и др. – словом, первостепенные по версии Верховного Главнокомандующего Герои. На Героях особенно заметно, что они отличались от обычного населения по меньшей мере своим особенно спокойным отношением к смерти. И это их удивительно спокойное отношение – один из плодов жреческой палеонтологии, если угодно, науки Амона.
Понятно, что содержание науки Амона не совпадает с содержанием обычной палеонтологической науки хотя бы уже потому, что обычные палеонтологи героичностью мышления не отличаются. А значит, все эти классификации находок, которыми занимаются обычные палеонтологи для высшего знания не важны. Если не книги по классификации вымерших организмов из под пера палеонтологов, то что же тогда в глубинной палеонтологии является учебным пособием,? Искомый объект изучения, он же средство посвящения в начальные уровни жрецов Амона, должен быть достаточно доступным.
И действительно, давайте рассмотрим геологический разрез осадочных пород той же Москвы и Подмосковья. Внизу – светлые песчаники с аммонитами и остатками других организмов, выше – чёрные глины с разнообразной фауной, ещё выше глины без фауны и пески, ну и на поверхности – покровные образования (морены, дювиальные суглинки и т. д.). В принципе, в других местах резко отличных друг от друга слоёв может быть существенно больше, ведь аммониты жили и в девоне, и в карбоне, и в перми, и в триасе и в юрский период, и, наконец, в мелу - пока на границе мела и палеоцена из осадочных пород не исчезают полностью, проще говоря, пока не вымирают наглухо.
То есть достаточно всего лишь прихватить с собой лопату, зубило и молоток, чтобы на удачно выбранном обрыве реки сделать раскоп и прочесть всю историю аммонитов. Прочесть хотя бы с целью начального просветления в пугающей большинство населения теме смерти. Оно, конечно, лучше делать раскоп не одному, а в компании. В компании исследователей, но настоящих исследователей, которых называют товарищами, чтобы образовался коллективный разум, чтобы понимание пришло более полное - и вообще пришло.
Аммониты от слоя к слою весьма заметно видоизменяются, чтобы во всех последующих, то есть в вышележащих слоях осадочных пород прежнего вида не принять. В геологии это свойство аммонитов к быстрой эволюции используется для того, чтобы датировать рассматриваемый слой. В науке считается, что вид аммонитов вообще самый надёжный способ датировки.
Ну и наконец загадочное исчезновение аммонитов наглухо. Причина исчезновения в природном катаклизме? Но есть основание в подобной трактовке сомневаться, ведь другие-то виды организмов продолжили жить и после мела и многие даже дожили до наших дней.
Созерцание истории жизни аммонитов и подводит, естественно, к мысли о двух видах смертей. Во-первых, отдельная особь может умереть хоть миллионы лет назад, но при этом остаться жить в своих потомках, возможно, своих лично, но даже если личных потомков нет, вполне достаточно и жизни своего народа, расы или вида. А во-вторых, можно ещё продолжать жить, жрать, спать, и размножаться, а между тем для вечности уже умереть, потому что через сколько-то поколений потомки твоего вида исчезнут наглухо - по собственной вине. Как исчезли, скажем, аммониты на границе мела и палеоцена. Ну и кто из двух более мёртв: тот, кто жив в своих победоносных потомках, а значит живо и унаследованное ими твоё подсознание, или тот, кто для провидящего будущего уже умер, и бессознательно об этом уже знает?
Которая смерть из двух более предпочтительна? Которой смертью из двух вы бы предпочли умереть?
Понятно, что от бессознательного выбора идеала смерти зависит вся жизнь и даже каждый поступок в этой жизни. Коль скоро мы вспомнили первостепенных героев Великой Отечественной и палеонтологов Зою Космодемьянскую и Сашу Чекалина, то они, зная, что выбранный ими палеонтологический идеал смерти приведёт к тому, что фашисты повесят их здесь и сейчас, тем не менее, эти герои спокойно шли на смерть с именем палеонтолога товарища Сталина на устах. Да такова историческая правда. Точно такая же правда и то, что трусы и казнокрады умирают с каким угодно на устах именем, но только не палеонтолога товарища Сталина.
В жреческой палеонтологии тем для жизни ценных или даже ценнейших немало, и вопрос смерти, возможно, из них наименьший. Понятно, что ненавидящих Истину больше, чем героев, и герои должны вызывать у обычных ненависть. Обычные эту ненависть, понятно, обычно скрывают. Но в некоторые исторические периоды вполне отчётливо проявляют - своими поступками. К примеру, палеонтолога Зою Космодемьянскую, когда немецкие фашисты вели её вешать, рускоязычные жители села Петрищево и помоями обливали, и били – скажем, железным прутом по ногам. Это не отдельные жители Петрищево, как жители Петрищево потом оправдывались во время следствия. Не отдельные, ведь сёла так устроены, что отдельные жители ни на что враждебное не решились бы, если бы не чувствовали одобрения всего села и, главное, главарей жителей этого села.
Ну хорошо, свою ненависть к Зое оправдывающиеся придумали объяснять тем, что она сжигала дома, в которых жили некоторые из тех, кто Зою ненавидел. Аналогично, ненависть к Сталину тоже придумали объяснять тем, что он расстрелял якобы миллиарды, а ещё в сотни раз больше, то есть сотни миллиардов, посадил – и всё это при том, что всё население всего СССР тогда не превышало 190 миллионов. То есть посадить сотни миллиардов не получилось бы даже у волшебника. Но за что тогда ненавидят Александра Матросова? Домов он не сжигал и миллиарды не расстреливал. Он в 19 лет, спасая жизни товарищей, закрыл грудью амбразуру и тем остановил огонь вражеского пулемёта, значит, и спас товарищам жизни. На месте подвига, у теперь уже нежилой деревеньки Чернушки, в опустевшей местности, стоит памятник Александру Матросову – и лицо памятника в следах от пуль, потому что приходили какие-то граждане России и в лицо герою стреляли – а то и ещё что омерзительное делали.
А почему разорили частный музей Героев Великой Отечественной в «Тульском Чикаго»? Понятно, что объявленная архитектура Музея отчётливо говорила, что он будет, по сути, палеонтологическим музеем в духе Октавиана Августа, Зои Космодемьянской и Александра Матросова, а сфинксы напоминали сведущим об Амоне. Архитектура Музея облегчала обитателям "Тульского Чикаго" понять сущность происходящего. Повторимся Музей разорили.
Никогда мне не забыть, как на одном из судилищ по разорению Музея Героев Великой Отечественной судья визжал: «Не надо нам говорить об Александре Матросове! И о Зое Космодемьянской не надо!!» Есть того визга видеозапись – им не отвертеться, не переврать, как о сотнях миллиардах посаженных по лагерям.
Счастье жизни – это красота. А разве не красиво лезвие лопаты обнажающей склон холма у реки – в окружении, действительно, товарищей? И всё это как бы в присутствии Героев – вроде палеонтологов Александра Матросова и Зои Космодемьянской. И Октавиана Августа, между прочим, тоже. Как прекрасен первый обнаруженный аммонит, и второй тоже, и все последующие добытые аммониты тоже. Не сами по себе прекрасны – всё-таки они вымерли – прекрасно исследование, которое ведёт к тому знанию, по-гречески это слово логос, которое в своё время и породило верховного бога Амона. Вернее, Логоса, ведь верховный бог Амон в самом древнем его понимании и есть Логос.
Мы ищем геологов, прежде всего любителей, для обсуждения в неожиданном ключе проблем палеонтологии и вулканизма. Так же ищем и тех, кто бы согласился быть проводником нашей компании по уже известным проводнику карьерам, оврагам и берегам рек.
Меняйлов А.А., писатель, член Российского философского общества при Российской Академии наук.