Крейсер «Диана». Проектирование и строительство
Рассудив, что строительство новых кораблей только на иностранных верфях не позволяет обеспечить защиту своих интересов в полной мере, было принято решение строить часть кораблей и на отечественных верфях — в 1894 году Морским Министерством был объявлен конкурс на создание бронепалубного крейсера (впрочем, не получивший развития), а в следующем году новые «карапасные (бронепалубные) крейсера» были включены в новую кораблестроительную программу. Назначение кораблей, строившихся по новой судостроительной программе — «уравнение наших морских сил с германскими и с силами прилегающих к Балтике второстепенных государств».
При разработке российские конструкторы ориентировались на новые крейсера британского Королевского Флота. Первоначально управляющий морским министерством вице-адмирал Чихачев дал задание при строительстве первого бронепалубного крейсера российской постройки ориентироваться на крейсера типа «Астрея» (водоизмещение — 4360 тонн), но затем инженеры балтийского завода решили ориентироваться на новейшие британские бронепалубные крейсера типа «Эклипс» (5600 тонн) и французский крейсер «Д’Энтрекасто». Как указывалось в пояснительной записке, «Балтийский завод отступит от предписанного в качестве аналога английского крейсера «Астрея», поскольку [он] среди других новейших крейсеров разных наций не представляет тип наивыгоднейший».
Итоговый проект корабля утверждался в течение года, шло согласование различных элементов. За это время несколько раз изменялись главные размерения и форма обводов, расчётный метацентр, трёхвальная главная энергетическая установка (ГЭУ) заменилась двухвальной, а потом вновь трёхвальной, последовательно увеличивалось водоизмещение — с 6000 тонн оно выросло до 6080, 6500, 6540 и в итоге составило 6630 т. Длина крейсера составила 127 метров, ширина — 17, осадка — 6,4 метра В ГЭУ входили 3 паровые машины проектной мощностью 11610 л.с. Вооружение составляли десять 152-мм орудий КАНЭ, двадцать 75-мм орудий Канэ, восемь 37-мм орудий Гочкиса и два десантных 63,5-мм орудия Барановского. Также крейсер был оснащён тремя торпедными аппаратами: одним надводным, располагавшимся в форштевне, и двумя траверзными (бортовыми) подводными.
Бронирование крейсера было реализовано по бронепалубной схеме — горизонтальная палуба толщиной 38мм в центральной части корабля плюс уходящие у борта под ватерлинию скосы бронепалубы толщиной 50.8-63.5 мм. Угол скоса — 40°. Боевая рубка имела круговое бронирование в 152мм и крышу толщиной 51 мм.
В апреле 1895 года на верфи Галерного острова был заказан один корабль,через полгода — второй, на той же верфи, а третий, уже в Новом Адмиралтействе, заказали только в июне этого же года.
23 мая 1897 года в Санкт-Петербурге состоялись торжества по случаю закладки трёх бронепалубных крейсеров I ранга — «Паллады», «Дианы» и «Авроры». Свои имена античных богинь они унаследовали от парусных фрегатов, служивших на Дальнем Востоке в ходе Крымской Войны 1853-1856 гг. Новые крейсера стали называть тип «Диана»
Одновременная постройка трёх бронепалубных крейсеров такого большого водоизмещения и технической сложности была в новинку для русского судостроения, поэтому возникали проблемы. Например, при строительстве «Дианы» обнаружился перегруз, поэтому пришлось урезать запасы угля и провизии и снять два 152-мм орудия. Из-за перегруза и ошибок в строительстве скорость корабля, несмотря на мощность машин выше проектной, также оказалась на 1 узел ниже проектных 20 узлов. Адмирал Е.И Алексеев после проведённого в сентябре 1903 года смотра кораблей указывал на то, что «крейсера значительно отстали от своих иностранных сотоварищей, как в отношении хода и артиллерии, так и в законченности проекта, а также и выполнения работ», а также на то, что ещё в Кронштадте комиссия указывала, что котлов установлено слишком много, из-за чего корабль несёт лишний вес и расходует слишком много угля. Тем не менее, опыт строительства крейсеров типа «Диана» помог отечественному судостроению получить компетенции в строительстве крейсеров I ранга. Паровые машины и котлы были построены обществом Франко-Русских заводов (ныне Адмиралтейские Верфи в Санкт-Петербурге), а сталь для крейсера поставляли Адмиралтейские Ижорские заводы Санкт-Петербурга.