Panzer Vorwärts! Танки, вперед! История панцерваффе. Часть 3 (11 фото)
Уже в ходе конструирования и начала производства Pz I и Pz II было очевидно, что эти машины являются в большей степени учебными и что их боевое применение сильно ограничено – военных до конца не удовлетворяло вооружение танков и их бронирование. Для оснащения танковых дивизий вермахта требовались полноценные боевые танки.
Примерно в 1934 – 1935 году Гудериан сформулировал требования к разрабатываемым машинам – первая должна была вооружаться противотанковой пушкой и уничтожать бронетехнику противника, вторая – вооружаться орудием с более мощным фугасным действием снаряда и выполнять функции артиллерийской поддержки. Бронирование новых танков должно было защищать от огня крупнокалиберных пулеметов и фугасных снарядов пушек потенциальных противников. В целом, ничего сверхъестественного в этой идее не было. Так, например, в СССР строились так называемые «арт-танки» – машины, отличавшиеся от обыкновенных танков более мощной артсистемой (БТ-7 вооружался 45 мм пушкой, БТ-7А – короткоствольной 76,2 мм пушкой). Однако, если «арт-танки» представляли собой серийные танки с большей башней, то сумрачный тевтонский гений пошел другим путем – было решено разработать два разных типа танка, с весьма схожими характеристиками.
В 1934 году Heeres-Waffenamt (Служба вооружений Сухопутных войск) выдала фирмам MAN, Daimler-Benz, Rheinmetall-Borsig и Krupp задание на разработку машины весом 15 тонн и вооруженной 37 мм пушкой. Кстати, из-за вооружения танка быстро разгорелся конфликт между Службой вооружений и Гудерианом – последний настаивал на вооружении танка 50 мм пушкой. Однако, поскольку в вермахте наиболее массовой была 37 мм пушка Pak 35/36 L/45, способная бороться со всем основными танками противника, по соображениям логистики остановились на калибре в 37 мм. По соображениям секретности машину назвали Zugfuhrerwagen (ZW) – «машина командира роты». Кроме этого будущий танк называли Versuchkraftfahrzeug 619, Mittlerer Traktor (Medium Tractor) и 3.7cm Geschutz-Panzerwagen. Окончательным названием стало Panzerkampfwagen III (Pz III Sd. Kfz 141).
Испытания были начаты в конце 1936 года и продолжались до конца 1937. Но фирма Daimler-Benz получила заказ на установочную партию машин уже в начале 1937 года.
На фото – прототип Krupp
На фото – танк установочной партии Pz III Ausf A. Обратите внимание на ходовую часть – на остальных модификациях стояли катки куда меньшего диаметра.
Выпуск танков Pz III Ausf A – D был невелик – не более полутора десятков машин каждой модификации. Все эти танки отличались в основном конструкцией ходовой части (на всех были установлены сдвоенные на тележках катки малого диаметра) и незначительно менялась толщина брони.
На фото - Pz III Ausf В или С (на фото не видно ходовой).
На рисунке – Pz III Ausf В и С (хорошо видна ходовая)
Собственно массовой (в немецком понимании) стала модификация D – всего было выпущено аж 30 танков (иногда упоминается цифра 50 машин). Основными отличиями стала новая ходовая часть и слегка измененная командирская башенка.
На фото – Pz III Ausf D
На фото – Pz III Ausf D в Польше. Обратите внимание – механик-водитель и стрелок-радист пользуются люками доступа к трансмиссии. Но в реальном бою покинуть танк через эти люки было, мягко говоря, очень непросто.
Следующей стала модификация Pz III Ausf Е. Эти машины были выпущены крупной серией в 96 танков – большего немецкая промышленность дать не могла. Изменения затронули в первую очередь ходовую часть и двигатель (был установлен более мощный), незначительно увеличилась толщина брони.
В 1940 – 1941 годах на части танков этой модификации была установлена 50 мм пушка KwK 38.
На фото - Pz III Ausf Е.во время войны на Балканах
Основываясь на опыте боев в Польше, была выпущена модификация F – собственно от Ausf Е новая машина отличалась только несколько иной конструкцией низа башни. Собственно танк этой модификации стала первой «тройкой», с которой смогли ознакомиться в «злейшем друге» Рейха – в СССР. Надо сказать, что результаты «знакомства» заставили советских конструкторов сильно почесать в затылке, и было от чего. Во-первых, качеством брони танка. Еще в процессе захвата и тайной перевозки указанного танка по нему с дистанции 400 м из 45-мм пушки было произведено два выстрела, не пробивших бортовой брони толщиной 32 мм. Штатный бронебойный снаряд БР-240 оставил в борту два "кратера" округлой формы глубиной 18 и 22 мм, но тыльная часть листа повреждена не была, лишь на поверхности образовались выпучины высотой 4-6 мм, которые покрылись сеткой мелких трещин. Разумеется, упоминание об этом вызвало пожелание проделать такой же опыт на НИБТполигоне. Но здесь, стреляя с указанной дистанции при угле встречи от нормали до 30 градусов, дважды (из пяти) пробили указанную броню. Замнаркома обороны по вооружению Г. Кулик санкционировал проведение дознания по линии техуправления НКВ и ГАУ под руководством Э. Сатэля, которое показало следующее:
"…Обстрел из 45-мм пушки бронебойным снарядом брони немецкого среднего танка дает нам крайний случай пробития, т. к. указанная немецкая цементованная броня толщиной 32-мм равнопрочна 42-44-мм гомогенной броне типа ИЗ. Таким образом, случаи обстрела борта танка под углом большим, чем 30 градусов, приводят к рикошету снарядов, тем более что поверхностная твердость немецкой брони чрезвычайно высока…
В данном же случае дело усугублено тем, что при стрельбе использовались снаряды выпуска 1938 г. с некачественной термообработкой корпуса, которая в целях увеличения выхода велась по сокращенной программе, что привело к повышенной хрупкости корпуса снаряда и его раскалыванию при преодолении толстой брони высокой твердости.
Подробно о снарядах этой партии и решение по их изъятию из войск вам было доложено 21.06.1939…
Расследование убедительно показывает, что несмотря на указанное решение об изъятии, большое количество 45-мм бронебойных снарядов отмеченной выше части, равно как и в соседней, имеют такие же клейма и, видимо, тот же дефект… Таким образом, изъятия указанных снарядов из войск, выполнено это до наст. времени не было, и снаряды выпуска 1938 г. по сей день соседствуют с новыми нормального качества…
При обстреле бронекорпуса танка на БТ-Полигоне использовались 45-мм БРЗ снаряды вып. 1940 г., свободные от указанного дефекта и полностью удовлетворяющие ТТТ…"
Впрочем, и применение качественных снарядов не делало "сорокапятку" достаточно мощной для борьбы с танком PzKpfw III на средних и больших дальностях. Ведь согласно имеющимся разведданным, в Германии уже приступали к выпуску этих танков с броней корпуса и башни 45-52-мм, непреодолимой для 45-мм снарядов на всех дальностях.
Следующей особенностью немецкого танка была его трансмиссия, и в особенности – коробка перемены передач. Даже прикидочные расчеты показывали, что танк должен быть весьма подвижным. При мощности двигателя 320 л.с. и массе около 19,8 т танк должен был разгоняться на хорошей дороге до 65 км/ч, а удачный подбор передач позволял хорошо реализовать свои обороты на всех типах дорог.
Одобренный свыше совместный пробег немецкого танка с Т-34 и БТ-7 подтвердил преимущества немца на ходу. На мерном километре гравийного шоссе на перегоне Кубинка-Репише-Крутицы немецкий танк показал максимальную скорость в 69,7 км/ч, лучшее значение для Т-34 составило 48,2 км/ч, для БТ-7 – 68,1 км/ч. При этом испытатели отдали предпочтение немецкому танку из-за лучшей плавности хода, обзорности, удобным рабочим местам экипажа.
Осенью 1940 г. председатель Комитета Обороны К.Ворошилов получил письмо от нового начальника АБТУ:
"Изучение последних образцов иностранного танкостроения показывает, что наиболее удачным среди них является немецкий средний танк "Даймлер-Бенц-Т-3Г". Он обладает наиболее удачным сочетанием подвижности и броневой защиты при небольшой боевой массе – ок. 20 т. Это говорит, что указанный танк при сравнимой с Т-34 броневой защите, с более просторным боевым отделением, прекрасной подвижностью, несомненно более дешевый, чем Т-34, и потому может выпускаться большой серией.
Согласно особому мнению тт. Гинзбург, Гаврута и Троянова, главным недостатком указанного типа танка является его вооружение из 37-мм пушки. Но согласно сент. с.г. разведобзора, эти танки уже модернизируются путем усиления брони до 45-52 мм и вооружения 47-мм или даже 55-мм пушкой…
Считаю, что немецкая армия в лице указанного танка имеет сегодня наиболее удачное сочетание подвижности, огневой мощи и броневой защиты, подкрепленное хорошим обзором с рабочих мест членов экипажа…
Прошу принять решение по проведению доработки конструкции новых танков в виду вновь открывшихся обстоятельств…
Федоренко 13/1Х-40"
На фото – Pz III Ausf F с 50 мм пушкой
На фото – Pz III Ausf F во Франции. Практика использования запасных траков как дополнительной брони сложилась в пацерваффе как раз в это время.
Следующей в линейке «троек» стала модификация Pz III Ausf G. В результате Польской и Французской компаний выяснилось, что огневая мощь 37 мм пушки явно недостаточна для эффективной борьбы с танками противника, а фугасное действие снаряда было откровенно мало. Поэтому было решено перевооружить танки более мощным 50 мм орудием. Многие авторы живописуют этот эпизод как "самодурство" немецкого Управления вооружений (Waffenamt), которое якобы проигнорировало приказ Гитлера по установке в башне Pz III длинноствольного 50-мм орудия, ограничившись "окурком" с длиной в 42 калибра. Но быстрое перевооружение танка танковой версией 50-мм противотанковой пушки Раk 38 было сопряжено с рядом немалых трудностей. Дело в том, что фактически нужно было перекомпоновать устройства пушки и «начинку» башни танка – иначе пушка и боеприпасы попросту не влезали. Кроме этого, производство танков было начато в апреле 1940, а пушку длинной 60 калибров только представили на испытания аж в августе того же года.
Кроме этого на новой модификации была несколько усилена лобовая броня и уширена гусеница до 400 мм. Если на предыдущих модификациях она составляла 360 мм. Такая ширина была выбрана исходя, главным образом, из условий движения по дорогам, при этом существенно ограничивалась проходимость по бездорожью. Впрочем, в условиях западноевропейского театра военных действий бездорожье еще нужно было довольно долго искать.
На фото – Pz III Ausf G. Лобовая броня корпуса усилена запасными траками и катками. На крыше канистры с бензином. Такая практика транспортировки топлива была достаточно широко распространена в вермахте.
На этом я пока заканчиваю свой рассказ о «тройках». В следующем моем посте я расскажу о последующих модификациях этой машины, «ныряющих» танках и немного о САУ на базе Pz III.