Geschütze feuerbereit! Часть 4 Ausf В (31 фото)
Да, враг был храбр.
Тем больше наша слава.
К. М. Симонов
«Geschütze feuerbereit!» гремело на полях сражений Второй Мировой. «Хетцеры», «Мардеры», «Носороги», «Сверчки» и прочий зверинец широко применялся гитлеровцами на всех фронтах, особенно на Восточном. САУ играли важную роль в танковых и моторизованных дивизиях Вермахта, сокрушивших Европу и ринувшихся на просторы СССР. Какими были эти машины? Об этом мы и будем беседовать.
Мало создать хорошую машину – любой танк, самоходка или самолет без хорошего экипажа, способного грамотно ее применять – просто большая куча дорогого металлолома. Как не банально это звучит, но именно в грамотных действиях экипажей и правильном применении той или иной машины кроется секрет успеха той или иной
боевой машины.
В прошлом моем посте я рассказал об истории создания «рабочей лошадки» немецкой самоходной артиллерии – САУ StuG III. Сегодня мы поговорим о том, как и где эту машину использовали, а также о ее аналогах в других странах
"Штурмовое орудие – это кругом забронированная самоходная артиллерийская установка на шасси легкого или среднего танка. Толщина брони: лобовой 40 – 50 мм, бортовой 30 – 40 мм, кормовой 20 – 30 мм, крыши и дна 10- 15 мм… Штурмовое орудие имеет настильную траекторию и небольшую дальность стрельбы; оно предназначено для ведения огня только прямой наводкой. Штурмовые орудия по вооружению, подвижности и броневой защите скорее относятся к типу танков, в отличие от которых имеют ограниченный угол поворота орудия, допускающий ведение огня только с места в направлении движения, сильную броню лба корпуса и башни и более слабую бортовую и кормовую броню. Штурмовые орудия в соответствии с их тактико-техническими данными используются для сопровождения пехоты и подавления средств огневого противодействия" – из издания 1942 года "Боевые бронированные машины фашистской Германии"
На фото – поход на Восток начался! Колонна 192-го дивизиона штурмовых орудий. Лето 1941
Как я уже писал, массовое производство StuG III началось в начале 1940 года. Сначала новые машины стали поступать в учебные части и на полигоны и лишь потом – в боевые части. Поэтому к весне 1940 года немцы успели подготовить только четыре батареи (в данном случае «батарея» - три взвода по две StuG III и вспомогательные машины) – 640-ю, 659-ю, 660-ю и 665-ю (последняя попала на фронт только в конце июля). Ну а первой боевой частью, получившей новую технику, стал элитнейший моторизованный полк «Großdeutschland» («Великая Германия») – ему была придана 640-я батарея самоходных орудий
На рисунке – структура немецкой батареи штурмовых орудий, принятая в 1939 году
На фото – Машина 640-й батареи самоходных орудий, приданных полку «Großdeutschland» («Великая Германия») пересекает бельгийскую границу. 10 мая 1940
В апреле же 1941 года было начато формирование дивизионов штурмовых орудий – Sturmgeshutz Abtailung – StuG Abt. Каждый дивизион состоял из трех батарей. В ноябре в состав дивизиона, дополнительно к 18 САУ в батареях добавили еще одну – для командира подразделения. В итоге в дивизионе стало 22 машины – по семь в батарее плюс одна у командира дивизиона. В 1942 году взводы стали формироваться уже из трех машин, а всего в батареях стало десять StuG`ов. В 1943 году немцы вновь перетасовали штаты – были сформированы т.н. «смешанные батареи» из 7 StuG III (StuG 40) и трех штурмовых гаубиц StuH 42 (о них рассказ еще впереди). Кроме этого, в 1943 году StuG Abt перестали быть артиллерийскими частями, а стали танковыми. И, наконец, в 1944 году штаты в очередной (и последний) раз поменяли – теперь стали формироваться бригады штурмовых орудий, причем состав этих подразделений был весьма разнородным. По сути, формирование бригад сводилось к переименованию дивизионов, с сохранением личного состава, матчасти и т.п. Логика сего мероприятия не совсем понятна и, если немцы стремились таким образом ввести разведку противника заблуждение, эффект был нулевым.
На рисунке – штатная структура батареи штурмовых орудий в 1944 году
Параллельно с Вермахтом, StuG III получали и части СС и Люфтваффе. Названия у этих подразделений могли отличаться от армейских, но структура оставалась без изменений.
На фото – StuG III Ausf A из состава моторизованной дивизии СС «Reich». Восточный фронт, 1 июля 1941
На фото – StuG III Ausf С из состава дивизии СС «Leibstandarte-SS Adolf Hitler» на окраине Мариуполя, 1941
На фото – StuG III Ausf F/8 из состава парашютно-танковой дивизии «Hermann Göring». Италия, 1943 год
Но вернемся непосредственно к использованию штурмовых орудий. Несмотря на активное использование StuG`ов во Франции, на Балканах и в Греции, немцы безвозвратно потеряли всего одно (!) штурмовое орудие. С началом операции «Барбаросса» картина несколько изменилась, но не намного.
К моменту нападения на СССР немецкое командование располагало уже 12 дивизионами и 5 отдельными батареями StuG (всего немногим менее 300 машин), из которых минимум одна часть – 192 StuG Abt, входивший в состав дивизии СС «Totenkopf» была «земноводной» - приспособленной к передвижению под водой по дну. Именно этот, 192 StuG Abt, одним из первых форсировал Западный Буг 22 июня 1941года.
На фото – StuG III из состава 192 (?) StuG Abt
Кстати о потерях, к концу 1941 года было безвозвратно потеряно всего 96 StuG. Для сравнения, Pz IV немцы потеряли 348 штук, или 38% и 79% от «приехавшего» количества машин соответственно. Более того, 667-й StuG Abt, в 1943-1944 годах отчитался в уничтожении 1120 советских танков(!). Справедливости ради стоит отметить, что «скромно» умолчали о собственных потерях. Кроме этого, у немецких командиров была страсть указывать в документах в числе советских потерь общие (подбитый танк нередко ремонтировался и снова мог вернуться в бой), а в числе своих указывать только уничтоженные машины, «забывая» о подбитых, оставленных при отступлении и т.п. машинах.
На фото – «неучтенные» потери немцев – брошенный при отступлении StuG III Ausf F. Россошь, зима1942/1943 годов
Малому количеству потерь и эффективности действий StuG`ов способствовала и эффективная тактика их применения. Дело в том, что StuG`и не использовались самостоятельно – только при тесном взаимодействии с пехотой и/или танками, как обычная артиллерия. При этом, StuG`и как правило вели огонь с заранее определенных позиций – этакими «перебежками» от позиции к позиции. Двигались же машины не все вместе, а тщательно прикрывая друг друга, например, батарея перемещается, вторая и третья – прикрывают.
На фото – залог успеха StuG`а – тесное взаимодействие с пехотой (в верху) и с саперами (внизу)
В 1943 году StuG`и начали «мутировать» в противотанковые САУ (после переподчинения их танковым войскам), точнее в Jagdpazer`ы (в прошлом моем посте описка). Так в боях под Курском StuG`и использовались для отражения танковых атак советских войск, а трофейные команды Красной Армии не нашли в захваченных самоходках ни одного (!) осколочного снаряда. По показаниям пленных, ОФС экипажам даже не выдавались.
На фото – StuG III Ausf F/8 на огневой позиции. Орловско-Курская дуга, 1943 год
На фото – StuG III Ausf G с экранами Schurzen в оригинальном двухцветном камуфляже. Курская дуга, 1943 год
Кроме Вермахта, StuG`и поставлялись в Венгрию, Румынию, Испанию, Болгарию, Италию и Финляндию.
На фото – StuG 40 Ausf G в музее Парола (Финляндия) в «родном», финском, камуфляже
Воевали эти САУ и в Красной Армии. В последней первые немецкие САУ начали появляться в августе 1941 года. Тогда, в районе села Вита-Почтовая войсками Юго-Западного Фронта были захвачены две самоходки из состава 244-го StuG Abt. Одна из них была доставлена в Киев, а затем, обе машины убыли на фронт. Дальнейшая судьба их неизвестна.
На фото – StuG III демонстрируется киевлянам 10 августа 1941 года. На машине в центре стоит заместитель военкома Киевского УРа батальонный комиссар М.В. Паньковский
На фото – один из первых StuG III, «позаимствованных» у немцев. Июль 1941 года
В ходе Смоленского сражения младший лейтенант С. Климов, потерявший свой танк, пересел на трофейный StuG III. В ходе боев его экипаж за один день подбил два танка, БТР и два грузовика, за что С. Климов был награжден орденом Красной звезды. А во время освобождения Левобережной Украины в составе 3-й гвардейской танковой армии действовало минимум две батареи StuG`ов, таких, как, например, эти.
На фото – колонна трофейных StuG III
Должен отметить, что трофейные самоходки достаточно активно использовались в Красной Армии, поскольку своих машин аналогичного класса в РККА/СА долгое время попросту не было – массовое насыщение советских войск САУ произошло в конце 1943 – начале 1944 годов. Нередко трофеи использовались в «родном» камуфляже, поверх которого наносились большие красные звезды. Впрочем, даже крупные опознавательные знаки не спасали – солдаты по обе стороны фронта нередко сначала стреляли по характерным силуэтам, а уже потом выясняли, чья эта машина. Так, под Прилуками, только что прибывший на фронт экипаж танка Т-70 обстрелял колонну трофейных StuG`ов с десантом на броне. Потери в результате «дружественного огня» составили два человека – экипаж танка Т-70, которому танкодесантники и экипажи САУ… очень энергично разъяснили необходимость правильного распознавания обозначений на броне и униформы. Впоследствии, выписавшись из госпиталя, молодые танкисты таких ошибок не совершали.
На фото – советские танкисты осматривают захваченный StuG 40. Центральный фронт, 1943 год
О боевом применении этой машины можно говорить долго, но мы перейдем к анализу боевых качеств StuG III. Тут, на мой взгляд, стоит провести четкое разграничение между разными модификациями машины – модификации с А по Е в большей степени машины непосредственной поддержки пехоты (для чего они собственно и создавались), а модификации F – G, на мой взгляд, если не чисто противотанковые, аналогичные Jagdpanzer машины, то, как минимум, универсальные САУ.
К достоинствам StuG III Ausf А – Е обычно относят высокую подвижность, хорошую защищенность и эффективные приборы наблюдения и связи. К недостаткам машины некоторые авторы относят невысокую эффективность пушки 7,5 cm Stuk 37 L/24 в борьбе с советскими танками и отсутствие пулемета. С этим можно поспорить – пулемет в САУ был, хотя и во внутренней боеукладке, а во-вторых, зачем нужен встроенный пулемет машине, рядок с которой постоянно (по уставу) бегает минимум взвод солдат? Кстати, немецкое отделение в бою концентрировалось вокруг ручного пулемета.
На фото – острой необходимости в установке пулемета на StuG не было. StuG III Ausf В 192-го StuG Abt атакует совместно с пехотой. 1941 год
Невысокая эффективность (по таблицам!) короткоствольной 75мм пушки при борьбе с советскими танками, а точнее с Т-34 и КВ – общее место для немецких машин того периода. Впрочем, слабость бронебойного действия обусловлена малой длинной ствола пушки и, как следствие, низкой начальной скоростью снаряда. Однако, это не мешало немцам успешно поражать самые массовые советские танки (Т-26, БТ, Т-60 и Т-70) в 1941-1942 годах на любых дистанциях боя, а Т-34 в борт с расстояния не менее 600-700 м. С КВ дистанция сокращалась до 500 м. При этом броня башни и гусеницы Т-34, а так же гусеницы танков КВ не выдерживали попаданий даже фугасных (!!!) снарядов. При этом как минимум до 1942 года бронебойных снарядов калибром 76,2мм в РККА практически не было (в большинстве мехкорпусов в графе «Бронебойные снаряды» напротив калибра 76,2мм стоял ноль!!!).
На фото – немецкая пушка 7,5 cm Stuk 37 L/24
На фото – немецкая StuG III Ausf А из состава «Leibstandarte-SS Adolf Hitler» приближается к подбитому ею танку Т-34. Группа армий «Юг», 1941 год
Если же говорить об аналогах StuG III Ausf А – Е, то здесь, на мой взгляд, дело обстоит так – наиболее близкими по характеристикам и назначению машинами были итальянская Semovente da 75/18, вооруженная 75 мм горной гаубицей Obice da 75/18 modello 34, и советская СУ-76 (С-1) она же СУ-76 (И). Последнюю можно назвать «нелицензионной» версией немецких StuG`ов – они выпускались на аналогичном шасси Pz III/ StuG III, но с советским орудием калибром 76,2 мм Ф-34.
Итальянская машина выпускалась небольшой серией, а ее пушка, по имеющейся информации, уступала всем орудиям основных стран-участниц Второй Мировой Войны по фугасному действию, но имела неплохую бронепробиваемость.
Что же касается сравнения StuG и СУ-76 (И), фугасное действие снарядов было примерно одинаковым, а по бронепробиваемости советская САУ выигрывает за счет большей длинны ствола (правда, немцы к концу 1941 года имели 75мм кумулятивный снаряд, уверенно пробивавший 90мм броню). Остальные данные у машин весьма близки
На фото (сверху-вниз) – Semovente da 75/18, StuG III Ausf А и СУ-76(И)
Что же касается сравнения StuG III Ausf F – G с аналогами, то здесь все намного сложнее. В первую очередь трудно четко отнести StuG III к определенной весовой категории. Если считать САУ средней, а эти модификации весили более 23т, то в таком случае ее надо сравнивать с советскими СУ-85 и СУ-100, весившими более 29 тонн и 31 тонны соответственно. Если же мы относим StuG III к легким САУ, то уже надо будет сравнивать ее с семейством СУ-76 и СУ-76м (для справки под этими индексами на вооружении СА стояли весьма разные машины, общим для которых было, в первую очередь, только орудие), весом около 11т. Если же сравнивать по калибру орудия и по назначению машин, то тут вопросов возникает меньше. Но мы попытаемся бегло сравнить все эти машины
СУ-85 и СУ-100 однозначно превосходят StuG III по мощности орудий, то СУ-76 несколько уступает. 85мм и 100мм снаряды превосходят по фугасному действию немецкие 75мм снаряды, при примерном равенстве с советским 76,2мм снарядом. По бронепробиваемости у советские 85мм снаряды превосходят немецкие 75мм снаряды (135мм на 1000м у Д-10С против 82мм на 1000м у 7.5 cm StuK 40 L/43). 100мм бронебойные снаряды, безусловно, превосходят немецкие, а вот 76,2мм – уступают им. Дело в том, что немецкий 75мм выстрел был мощнее советского (сам выстрел весил 6,8 кг при лучшем качестве пороха против 6,5 кг у самого тяжелого советского выстрела).
На фото – 7.5 cm StuK 40 L/43 (на орудии написано «Тигровая акула»)
На фото (сверху вниз) – СУ-76м, СУ-85, СУ-100 и StuG III Ausf G
На этом я заканчиваю рассказ о немецких StuG III. Конечно, он неполон – об этих машинах можно писать и писать, но хорошего понемногу. Впереди нас ждет продолжение беседы о САУ на базе Pz III и не смешанном шасси III/IV.