Geschütze feuerbereit! Часть 5 Ausf В (30 фото)
Сегодня мы продолжим наш разговор о машинах, построенных на базе «рабочей лошадки» Панцерваффе – танка Pz IV – истребителе танков Jagdpanzer IV.
Собственно идея о необходимости постройки противотанкового орудия на самоходном лафете родилась у немцев еще в конце 1939 года по итогам Польской компании. В качестве базы для новой САУ было выбрано устаревшее шасси легких танков – так родились немецкие Panzerjager. Однако боевая практика показала, что для эффективной борьбы с танками противника на средних и ближних дистанциях такой подход неприемлем – тонкое, зачастую противопульное, бронирование и открытая рубка не оставляли Panzerjager`у никаких шансов на выживание. Даже установка знаменитой «ахт-комма-ахт» не спасала ситуацию – дистанция боя, конечно, увеличивалась, да и шансы вывести из строя танк противника одним выстрелом повышались. Но стрелять Panzerjager должен был первым. Поэтому немцы начали разработку полностью бронированного самоходного орудия – так родилась концепция Jagdpanzer.
До 1942 года разработка новой САУ шла медленно – считалось, что StuG III и машины семейства Marder вполне справляются с противотанковыми задачами. Но уже в конце сентября 1941 года Гитлер потребовал перевооружить StuG`и длинноствольной 75мм пушкой – эффективность имевшихся орудий в борьбе с толстобронными танками антигитлеровской коалиции уже считалась недостаточной. Marder`ы же были скорее промежуточным, компромиссным решением.
В начале 1942 года фирма Alkett представила три варианта усиления вооружения САУ StuG III, в том числе и машину, вооруженную длинноствольной 75мм пушкой с длинной ствола 70 калибров – аналогичной той, что чуть позже стала устанавливаться на танки Pz V Panter (7,5cm Kwk 42 L/70 или, по-самоходному, 7,5cm Stuk 42 L/70). Однако возник ряд трудностей – во-первых, орудие было еще не готово, во-вторых, вес и габариты установки были великоваты для установки в рубку StuG III. Поэтому было решено обратиться к более грузоподъемному шасси – танку Pz IV, несмотря на то, что добавлялась и еще одна трудность – танкисты. Последние, особенно генерал-инспектор танковых войск Г. Гудериан, считали, что шасси основного танка нужно использовать по прямому назначению.
На фото - различные модификации Panzerjager
Как бы то ни было, была начата разработка новой машины, получившей условное название neu Sturmgeschütz – «новое штурмовое орудие» под длинноствольное 75мм орудие и с лобовой броней, толщиной не менее 100мм. Над новой машиной поначалу работали две фирмы – Krupp и Vomag. Собственно первоначально эта машина предполагалась как аналог StuG III, но на ином шасси и собираемый на заводах, не занятых производством САУ (откуда и название – Sturmgeschütz neuer Art mit 7.5cm Pak L/48 auf Fahrgestell PzKpfw IV)
На фото – «предок» Jagdpanzer IV или Sturmgeschütz neuer Art mit 7.5cm Pak L/48 auf Fahrgestell PzKpfw IV – САУ StuG IV
2 октября 1942 года прототип новой машины был показан фюреру, но пушка Stuk 42 L/70 была еще не готова. Поэтому Гитлер распорядился временно вооружить новую самоходку пушкой Stuk 39 L/48 – аналогичной стоявшей на StuG IV.
На фото – первый (вверху) и второй (в центе и внизу) прототип Jagdpanzer IV. Первый прототип собрали на шасси Pz IV Ausf F. Второй прототип получил экраны Shuerzen, циммеритное покрытие и новую маску пушки (фото внизу)на серийных машинах не применявшуюся
Главными отличиями будущей САУ от StuG III были уменьшенная высота машины (всего 1700/1720мм; правда, серийные машины стали повыше – 1850мм), а так же тип монтажа орудия в рубке – оно монтировалось в рамке, а не на тумбе. Кроме этого, толщина брони новой машины стала больше. Затянувшиеся доводки орудия и САУ, а так же танкистское «лобби» привели к тому, что фирма Vomag, ставшая основным подрядчиком, смогла изготовить и подать на полевые испытания машины т.н. «нулевой серии» только в конце 1943 года. Производство же новой САУ, получившей уже официальное название Jagdpanzer IV началось только в 1944 году.
На фото – Jagdpanzer IV ранних выпусков. Круглые лючки с обеих сторон орудия предназначены для стрельбы – в правой устанавливался пулемет MG-34 или MG-42, через левую велся огонь из MP40 или МР44
Необходимо отметить, что дульный тормоз на орудии, особенно на столь низко расположенном, оказался довольно серьёзной проблемой – при выстреле поднималось облако пыли или брызг, которое висело в воздухе 8 – 30 секунд (!). В итоге машина, во-первых, демаскировала себя, сводя на нет преимущества низкого силуэта, а во-вторых, что куда опаснее, становилась «слепой» на это время. В результате, солдаты попросту свинчивали дульный тормоз и воевали без него. По результатам боевого применения САУ было решено снимать дульный тормоз еще на заводе, но резьба для его установки сохранялась.
На фото – Jagdpanzer IV поздних выпусков. Нарезка для установки на орудии сохранялась, но тормоз свинчивали еще на заводе. Кроме этого, одна из амбразур в лобовом листе заглушена
Несмотря на относительно короткий выпуск – примерно в конце весны – начале лета 1944 года он был прекращен, Jagdpanzer IV зарекомендовал себя сильным противником танков антигитлеровской коалиции. Достаточно мощная пушка и броня позволяли САУ эффективно бороться со всеми типами танков, имевшихся на вооружении союзников – только ИС-2 мог пробить броню «немца» на запредельной для того дистанции.
На рисунке – сравнительная диаграмма бронепробиваемости пушки Jagdpanzer IV, вооруженной Stuk 39 L/48 и танков союзников. (Данные табличные, получены на основании немецких расчетов. Поскольку табличные данные сильно зависят от методики проведения исследований, данные могут сильно разниться. Ситуации же реального боя НАМНОГО отличаются от таблиц)
Выпуск Jagdpanzer IV, вооруженной Stuk 39 L/48 был прекращен в первую очередь потому, что орудие 7,5cm Kwk 42 L/70 или, по-самоходному, 7,5cm Stuk 42 L/70, предназначенное для танка Pz V Panter к началу 1944 уже находилось в массовом производстве. В результате немцы вернулись к первоначальному проекту – Jagdpanzer IV/70. 20 апреля 1944 года, в качестве подарка ко дню рождения, прототип новой машины продемонстрировали Гитлеру. Тот, по-видимому, на радостях, приказал выпускать не менее 800 таких САУ в месяц. Однако реальность брала свое – выпуск был намного меньше. Причин тут много. Во-первых, механически перенести новое орудие на самоходку было невозможно (Stuk 42 L/70 был почти на 250кг тяжелее Stuk 39 L/48), во-вторых, активные бомбежки заводов-изготовителей сильно тормозили производство и, в-третьих, передняя часть машины была сильно перетяжелена. Из-за всего этого машина немного подросла.
На фото – прототип Jagdpanzer IV/70 фирмы Vomag
Помимо пожеланий по количественному выпуску, фюрер распорядился присвоить новой машине еще одно официальное название – Pz IV/70 (V – «фау»). Кроимее этого, литера «V» соответствовала заводу-производителю – Vomag. Но, поскольку вомаговцы не справлялись с планом выпуска машин, параллельно с ними к выпуску Pz IV/70 привлекли фирму Alkett. Их машина называлась Pz IV/70 (А). Должен отметить, что Alkett начала проектирование новой машины на т.н. «едином шасси» – Einheitsfahrgerstell III/IV (Сама машина должна была называться Pz IV/70 (Е)). Это шасси представляло собой корпус и катки Pz IV, с подвеской, аналогичной американской HVSS, уширенными с 400 до 540мм гусеницами и ведущими колесами, КПП и бортовыми редукторами Pz III. На подобном, но самоходном, шасси Geschutzwagen III/IV немцы даже строили САУ (о них рассказ еще впереди), но обстановка на фронтах в 1944 году уже, мягко говоря, не способствовала экспериментам. Как я уже говорил раньше, механически перенести пушку не удавалось, поэтому алкетовцы слегка видоизменили рубку. Все остальное осталось прежним.
На фото – прототип Pz IV/70 (А); в центре и внизу – серийные машины
Изменения в конструкцию самоходки для упрощения и удешевления выпуска начали вноситься чуть ли не с самого начала – самой заметной стало удаление дульного тормоза. Чуть позже Jagdpanzer`ы получили «устройство ближнего боя», новые, сетчатые бортовые экраны – Toma Shuerzen и перестали обмазываться циммеритом. Кроме этого, в зависимости от модификации Pz IV катки лишились резиновых бандажей. Впрочем, на боевые качества машины это сильно не влияло – вплоть до прекращения выпуска (по независящим от немцев причинам) в 1945 году эти машины были грозным противником.
На рисунках – внешний вид поздней САУ с Toma Shuerzen (вверху) и внизу - сравнительная диаграмма бронепробиваемости пушки Jagdpanzer IV, вооруженной Stuk 42 L/70 и танков союзников. (Данные табличные, получены на основании немецких расчетов. Поскольку табличные данные сильно зависят от методики проведения исследований, данные могут сильно разниться. Ситуации же реального боя НАМНОГО отличаются от таблиц)
На базе Jagdpanzer`а производились и командирская машина, внешне отличавшаяся от линейной САУ наличием двух антенн (вторая с характерной «метелкой»).
На рисунке – командирский вариант САУ
Но даже длинноствольная «пантеровская» 75мм пушка не спасала положения – немцы стремились получить во-первых, максимально «длинную руку», которую только могло выдержать шасси, во-вторых, получить истребитель танков «числом побольше, а ценой – подешевше», чем «Jagdpanter». Поэтому была предпринята попытка установить не 75мм, а 88мм пушку на Jagdpanzer IV. По счастью для союзников, этот проект реализован не был.
На рисунке – предполагаемый внешний вид Jagdpanzer IV с 88мм пушкой
Но, как я уже писал выше, даже 75мм пушка делала Jagdpanzer серьезным противником. Штатно Jagdpanzer`ы должны были идти на комплектование Panzerjager Abteilung – батальоны истребителей танков. В них должно было быть 2 роты по 14 машин в каждой, а всего – 31 машина.
На рисунке – штат Panzerjager Abteilung, укомплектованных Jagdpanzer IV L/48 (вверху) и Pz IV/70 (внизу)
Впрочем, немцы в 1944 году куда реже придерживались штатов и предписаний – потери в танках принуждали немецкое командование затыкать дыры во фронте, которые возникали все чаще и чаще. Так в 1944 году было начато формирование танковых бригад, одна рота могла комплектоваться танками Pz V Panter, вторая же, комплектовалась 11 Jagdpanzer IV/70. Вообще же использование самоходок «по-танковому» было не лучшим вариантом – это слишком разные машины.
Первыми же в Германии Jagdpanzer IV получили бойцы Fallschirm-Panzer-Division 1. «Hermann Göring» (парашютно-танковой дивизии «Hermann Göring»), которые 27 мая 1944 года в Италии и открыли счет побед на этих машинах, подбив три американских «Sherman». Впрочем, дольше воевать парашютистам в Италии не довелось – их срочно перебросили на Восточный фронт, где советские войска в июне 1944 года «эффектно отпраздновали третью годовщину…вторжения в СССР». В первом же столкновении с советскими войсками, 28 июля, немцы подбили три Т-34 и два «Valentine». Потом, по утверждению западных источников, немцы за два дня подбили два ИС-2 и 9 Т-34. При этом непосредственно в бою немцы потеряли две машины подбитыми советскими Т-34-85, зашедшими с фланга, еще три завязли в болоте и были брошены.
На Западном фронте, SS-Panzer-Division «Hitlerjugend» за один день подбили 20 танков «Sherman» 1-й польской дивизии генерала Мачека. Кстати, прорыв немцев из Фалезского котла во многом удался именно благодаря Jagdpanzer IV.
На фото – Jagdpanzer IV из состава 2-й танковой роты (судя по тактическому значку) 228-го батальона истребителей танков 116-й танковой дивизии в Нормандии, 1944 год. «Кустики» на броне – чуть ли не единственная защита от английских и американских Jabo (истребителей-бомбардировщиков), безраздельно господствовавших в небе
На фото – горит Pz IV/70 (V), подбитый советским Т-34-85. Венгрия, 1945 год
Если же говорить об аналогах немецкой САУ и их сравнении, то тут нужно в первую очередь упомянуть американскую линейку истребителей танков – 3-in. Gun Motor Carriage M10/ GMC M10 или TD («Tank Destroyer» — «истребитель танков»)/ «Wolverine» (Wolverine – «росомаха»), M18 Hellcat – «адская кошка», «Hellcat» (76 mm Gun Motor Carriage M18) и 90 mm Gun Motor Carriage M36, Slugger, Jackson (Slugger – подающий в бейсболе). Кроме этого, англичане на базе М10 строили САУ «Achilles», но вооруженную своей знаменитой Ordnance QF 17-pounder. Аналогами Jagdpanzer IV в СССР выступали СУ-85/85м и СУ-100.
Сразу должен оговориться – американские истребители танков по своему применению были аналогичны скорее немецким Panzerjager`ам, советские же машины были более универсальны. Дело в том, что американцы считали, что танки должны в первую очередь уничтожать пехоту противника, а танки противника должны уничтожать специализированные, очень подвижные машины. Советские же машины использовались и как истребители танков в составе истребительно-противотанковых полков и как обычные САУ в составе самоходно-артиллерийских полков.
На фото (сверху-вниз) – М10 «Wolverine» 601-го батальона истребителей танков армии США на дороге в Ле Клавье, Франция; М18 82-й воздушно-десантной дивизии возле Вербомонта, Бельгия, 1944; М36 «Slugger» и «Achilles» 75-го противотанкового полка 11-й танковой дивизии, Голландия, 1944
На фото – СУ-85 (вверху) и СУ-100 (внизу)
На рисунке – сравнительные размеры Jagdpanzer IV и СУ-85. СУ-100 по сравнению с Pz IV/70 выглядит примерно так же
Поскольку методики определения бронепробиваемости в Англии, Германии, СССР и США были разными к сравнению достоинств пушек, на мой взгляд, следует подходить довольно осторожно. В своем анализе я отталкивался от эффективности применения орудий против танков противника (я не привожу всю цепочку своих рассуждений ввиду ограниченности статьи). Так, М10 и М18 могли достаточно эффективно поражать только Pz III и Pz IV всех модификаций, но танки Pz V Panter и Pz VI Tiger были для них «твердым орешком». Только американский М36 «Slugger» и «Achilles» могли более эффективно бороться с немецкими тяжелыми танками на средних и дальних дистанциях. СУ-85, будучи мощнее американских пушек, все же уступала немецкой 75мм пушке даже L/48. Справедливости ради стоит отметить, что немцы достигали высоких характеристик противотанковой артиллерии благодаря более совершенным, чем советские, снарядам. 75мм немецкая пушка L/70 превосходила американскую 90мм пушку и английскую QF 17-pounder, уступая советской 100мм пушке. По бронезащите же немецкие машины превосходят своих «коллег» антигитлеровской коалиции, уступая им в обзорности и в подвижности. Американцы превосходят остальных за счет открытой и вращающейся башни – обзор из нее лучше, да и возможность быстрого переноса огня выше, однако американские САУ именно из-за открытой башни были очень уязвимы для минометного огня, а так же во время боев в городах и лесу. Советские машины ближе к «золотой середине» – они полностью бронированы, но при этом оснащены командирской башенкой. Немцы же, несмотря на самую солидную бронезащиту, как ни парадоксально, имели наихудший обзор – по сути их САУ были «слепы» с бортов, особенно при установленных экранах. При этом, немецким конструкторам не удалось полностью избавиться от «органических пороков» схемы с передним расположением боевого отделения – Jagdpanzer IV имели сильный перегруз на передние катки, из-за чего нос машины был значительно ниже кормы, за что машина и получила прозвище «утка Гудериана».
В целом, немцы, находясь в условиях жесточайшего цейтнота умудрились создать весьма грозный истребитель танков, ставший одним из эффективнейших противотанковых САУ того времени. Но это не спасло Германию от поражения – их был «слишком мало и слишком поздно».
P.S. Я, к своему сожалению, не успел рассказать о машинах Люфтваффе, пытавшихся хоть как то защитить панцердивизии от налетов авиации союзников, но… Это совсем другая история.