Татьяна Михайловна Лиознова...у каждого мгновенья свой резон (17 фото + 3 видео)
Давайте вспомним женщину-режиссера которых в мировом кинематографе не так уже и много
Татьяна Михайловна Лиознова (родилась 20 июля 1924 года - умерла 29 сентября 2011 г.) - российский кинорежиссер, сценарист. Народная артистка СССР (1984). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1976).
Детские годы
Родилась будущая прима советской режиссуры в 1924 г. в Москве.
Отец девочки - Моисей Александрович - был инженером-экономистом. В начале Великой Отечественной он геройски погиб. Мама Татьяны Лиозновой - Ида Израилевна - в отличие от мужа, имела образование всего 3 класса, но это не мешало ей быть по-житейски мудрой женщиной. После смерти супруга она своими силами поднимала дочку на ноги и старалась обеспечить ее самым необходимым. Окончив школу, Татьяна Лиознова поначалу попробовала свои силы в Авиационном институте г. Москвы. Но через полгода осознала, что это не ее путь, и ушла оттуда.
Учеба во ВГИКе и первые работы
В 1943 г. юная Татьяна Лиознова поступила на режиссерский факультете ВГИКа. Ей повезло попасть в мастерскую к преподавателям Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой.
Чтобы выжить, Татьяна Лиознова поначалу вместе с матерью шила халаты на заказ. Позже смогла устроиться разнорабочей на киностудию. Здесь она бралась за любую работу, в том числе и уборщицы. Этот опыт позже ей очень пригодился, ведь, став режиссером, женщина прекрасно разбиралась во всех тонкостях процесса создания кинофильмов и умела поддерживать жесткую дисциплину на съемочной площадке. Чтобы помочь своей талантливой ученице, Сергей Герасимов брал ее своей ассистенткой при работе над некоторыми проектами. В частности, вместе с ним и Самсоном Самсоновым они поставили спектакль «Седая девушка» в Вахтанговском театре. Почти восемь лет после выпуска Татьяна Лиознова ассистировала другим. Фильмография этого периода – это картина «Земля и люди» Станислава Ростоцкого (была вторым режиссером). В эти же годы вместе с Владимиром Беляевым Татьяна Михайловна написала пару пьес на основе фольклора народов Китая и Кореи.
Режиссерский дебют: кинокартина «Память сердца»
В 1958 г. в карьере Татьяны Лиозновой случается прорыв – ее назначают режиссером ленты «Память сердца». Сценарий для этого проекта написали два ее педагога – супруги Сергей Герасимов и Тамара Макарова (последняя сыграла в картине главную героиню – Екатерину Ивановну).
Дебютная лента оказалась весьма успешной. В ней Татьяна Лиознова смогла искренне «рассказать» о любви, чести, верности и невероятной отваге. Конечно, в этой работе еще очень чувствовалось влияние режиссерской манеры ее учителя – Герасимова, однако были заметны и попытки молодой Лиозновой найти собственный стиль.
«Евдокия» (1961 г.)
После успешного дебюта стала вполне востребованным режиссером Татьяна Лиознова. Фильмы ее выходили не очень часто, однако каждый из них был настоящим событием. Следующей ее работой стала лента о буднях и праздниках семейства Чернышевых – «Евдокия».
В этой картине Татьяна Михайловна плавно рассказывает об эволюции отношения к мужу обычной сельской женщины Евдокии (Людмила Хитяева).
«Им покоряется небо» (1963 г.)
После мелодрамы о любви в крестьянской семье Татьяна Лиознова взялась за биографическую драму о летчиках-испытателях, участвовавших в создании МиГ-9 в СССР – «Им покоряется небо». Главные роли в новом проекте исполнили Николай Рыбников и Светлана Светличная. Пропитанная лиричностью и напрочь лишенная пафоса, характерного для кинокартин шестидесятых, третья работа Лиозновой была высоко оценена не только советскими зрителями, но и зарубежными. Она получила первую премию Международного кинофестиваля авиационных и астронавтских кинокартин в Довилле.
«Рано утром» (1965 г.)
После успеха «Им покоряется небо» вновь вернулась к житейским драмам в своей работе Татьяна Лиознова. Фильмы, которые она сняла в ближайшие четыре года, как и «Евдокия», рассказывали о радостях, горестях и душеных метаниях обычных советских людей. Кинокартина 1965 г. – «Рано утром» – рассказывала о непростой судьбе двух сирот – Алеши и Нади, которые, несмотря на сложную жизнь, смогли вырасти достойными и счастливыми людьми.
«Три тополя на Плющихе» (1968 г.)
После этой киноленты Лиознова сняла самый известный свой фильм шестидесятых – «Три тополя на Плющихе».
В нем главные роли сыграли Татьяна Доронина и Олег Ефремов. Пожалуй, это был самый целомудренный и одновременно чувственный кинофильм того периода о любви и женском счастье. И хотя Доронина была слабо похожа на деревенскую жительницу, ее искренняя игра компенсировала этот недостаток. Кстати, живое исполнение песни «Нежность» в такси главной героиней было сугубо импровизацией, придуманной Лиозновой, однако невероятно удачной. За эту картину режиссер получила премию в Аргентине. А для отечественных зрителей лента «Три тополя на Плющихе» на многие годы стала любимой.
«Семнадцать мгновений весны» (1974 г.)
Несмотря на грандиозный успех последней ленты, следующие несколько лет ничего не снимала Татьяна Лиознова. Биография этого периода не особо известна широкой общественности. Возможно, режиссер в эти четыре года не могла найти для себя интересного проекта.
Однако в 1971 г. она взялась за военный телесериал о советском разведчике Штирлице, действовавшем в самом сердце руководства фашистской Германии. Работа над проектом длилась почти три года. Татьяна Лиознова смогла задействовать в нем лучших артистов современности.
Главная роль была отдана Вячеславу Тихонову, с которым режиссер была знакома еще по работе в «Молодой гвардии». Однако сама Татьяна Михайловна мечтала снять в этой роли Арчила Гомиашвили, с которым на тот момент у нее были близкие отношения. Однако худсовет забраковал Гомиашвили, в первую очередь из-за его неарийской внешности, и утвердил Тихонова. Несмотря на это обстоятельство, неприязни к исполнителю главной роли Татьяна Лиознова не испытывала, и они отлично сработались.
Интересная история была с назначением Леонида Куравлева на роль Курта Айсмана. Сам Леонид Вячеславович был сильно удивлен приглашению на съемки в этом проекте, поскольку на то время был известен в амплуа простого рубахи-парня. Однако Лиознова заявила, что отдаст ему роль Гитлера. Старательно приготовившись к этому, артист в результате стал Айсманом и впервые показался на экране с родной лысиной, без парика.
Леонид Броневой, исполнивший Генриха Мюллера, до «Семнадцати мгновений весны» был малоизвестен в кино и даже сомневался, потянет ли сниматься у самой Лиозновой. Однако, преодолев все сомнения, от прекрасно сыграл и стал настоящей легендой для советских зрителей.
Еще одной находкой Татьяны Михайловны для этой картины стал Евгений Евстигнеев (профессор Плейшнер). Хотя режиссер работала с ним в «Им покоряется небо», однако у окружающих были огромные сомнения, впишется ли он в актерский ансамбль. Евстигнеев не только хорошо сыграл, но и, наряду со Штирлицем и Мюллером, стал героем многочисленных анекдотов.
После премьеры кинокартины «Семнадцать мгновений весны» она моментально превратилась в культовую и была осыпана похвалами и наградами. К сожалению, саму Татьяну Лиознову и автора сценария - Юлиана Семенова - так и не наградили Государственной премией СССР. Режиссер утверждала, что причина кроется в ее еврейском происхождении. Невероятный успех этого проекта был обусловлен тем, что в ленте впервые фашисты были показаны не как звери или недоумки, а как обычные люди со своими слабыми и сильными сторонами. Это был рискованный шаг, ведь ранее такого себе не позволял ни один режиссер в СССР. Смелое и весьма удачное новаторство Татьяны Михайловны позже было использовано другими режиссерами, снимавшими картины о войне, в частности Олегом Биймой («За ночью день идет…»).
«Мы, нижеподписавшиеся» (1980 г.)
Несмотря на фантастический успех многосерийного проекта о Штирлице, снова взяла почти на семь лет творческий перерыв Лиознова. Следующий ее кинофильм вышел на экраны лишь в 1980 г. и назывался «Мы, нижеподписавшиеся». Татьяна Лиознова на этот раз попыталась поработать в непривычном для себя жанре – производственной драме, собрав в этом проекте целую плеяду известных актеров.
Кинолента получилась вполне достойной, хотя и более слабой, нежели ранние работы режиссера.
«Карнавал» (1981 г.)
Сама Лиознова в одном из интервью подтвердила, что во многом сама стала прототипом своей героини. Как и Нине, ей долго не удавалось пробиться в профессии и приходилось браться за любую работу. И хотя Татьяна Михайловна была коренной москвичкой, а не дочкой матери-одиночки из провинции, она прекрасно понимала, через что героине пришлось пройти, ведь после гибели отца мать воспитывала ее сама.
На главные роли в этом проекте Лиознова пригласила некоторых артистов, с которыми работала над лентой «Мы, нижеподписавшиеся»: Ирину Муравьеву, Клару Лучко и Юрия Яковлева.
Последняя работа Лиозновой
После невероятного успеха «Карнавала» режиссер взялась за адаптацию пьесы драматурга из США - Артура Копита - «Конец света с последующим симпозиумом». Татьяна Лиознова написала на ее основе собственный сценарий и в 1986 г. начала съемки. Однако этот проект постоянно преследовали неудачи. Сначала умер оператор П. Катаев, и пришлось искать ему замену. А когда лента была готова, в СССР поменялась политическая ситуация, и картина, критикующая США, уже была неактуальной. Несмотря на то что картина оказалась фактически ненужной, она была очень неплохо снята и, выйди она чуть раньше, возможно, стала бы успешной. «Конец света с последующим симпозиумом» стала последней кинолентой, которую сняла Татьяна Лиознова.
«Дожить до светлой полосы...»
После распада СССР режиссер более не снимала кинокартин.
Однако, будучи невероятно активной личностью, не сидела сложа руки. Так, она много участвовала в общественной деятельности, пока ей позволяло здоровье.
Будучи очень гордой женщиной, она старалась не просить ни у кого помощи. К счастью, близкие друзья помогали ей по мере сил.
В 2004 г., к моменту 80-летнего юбилея, о режиссере сняли документальный фильм «Дожить до светлой полосы. Татьяна Лиознова», в котором она рассказывала о себе и своей творческой судьбе.
29 сентября 2011 г. Татьяны Михайловны не стало.
Она была похоронена рядом с матерью.
А в 2016-м на фасаде здания киностудии им. М. Горького, где она проработала сорок лет, была помещена мемориальная доска с ее портретом.