Выводим байкальский хайп на чистую воду (5 фото)
Сколько воды в Байкале?
Под виртуальной петицией с требованием запретить строительство нашумевшего завода собрано уже 800 тыс. голосов, а на Красной площади в одиночный пикет вышел даже стилист Сергей Зверев.
Проект по строительству китайского завода по розливу питьевой воды на Байкале реализуется с 2012 года, сам объект должен начать работу в 2021 году. Объём инвестиций – 1,5 млрд рублей. Технологическая схема обычная для такого производства – это труба, которая забирает воду из Байкала, цех по очистке и розливу воды в ПЭТ-тару. Обслуживать производство будет 150 человек из числа местных жителей.
При подготовке выпуска мы изучили большое количество материалов, призывающих к запрету строительства, в том числе саму петицию и обнаружили, что в них нет никакой конкретики относительно потенциального вреда завода. Используются общие формулировки о «непоправимом ущербе» со ссылкой на неназванных учёных и воззвания к патриотическим чувствам. Мы тоже считаем себя патриотами, но привыкли доверять цифрам и фактам, поэтому решили самостоятельно оценить последствия.
Итак, известно, что завод будет потреблять 192 млн литров в год - звучит устрашающе и, многие люди, всерьёз опасаются, что это вызовет падение уровня воды в озере. Для наглядности переведём млн литров в кубокилометры и получим 0,000192 кубокилометра (192 миллионных) – ровно столько воды будет забирать завод из Байкала ежегодно. Следовательно, чтобы выбрать 1 кубокилометр, заводу потребуется 5 208 лет.
Теперь обратимся к справочным данным и обнаружим, что объём Байкала составляет 23 615 кубокилометров. Значит, чтобы вычерпать из него всю воду, заводу придётся без остановок на ремонт качать её 123 000 000 лет. Впечатляет, но на самом деле такая арифметика не соответствует реальности и вот почему.
Задача про две трубы
Дело в том, что Байкал это не ведро с водой, а система, имеющая притоки и стоки. То есть озеро непрерывно пополняется водой из сотен источников, самые крупные из которых это реки Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин и другие. Лишнюю воду Байкал сбрасывает через реку Ангара в Северный ледовитый океан, её объём регулируется Иркутской ГЭС. В среднем он составляет 2000 кубометров в секунду. Это значит, что в нормальных условиях, Байкал отдаёт Ангаре весь годовой объём планируемой заводом добычи примерно за полторы минуты.
Таким образом опасения того, что завод сможет хоть как-то повлиять на уровень воды в озере совершенно безосновательны и свидетельствует лишь о том, что протестующие либо не понимают той исполинской природной мощи, которая находится в наших руках, либо не в ладах с арифметикой.
Впрочем, есть опасения и экологического характера.
Экология и хайп
Повторим, что никаких реальных исследований, подтверждающих опасность строительства завода для местной экологии, нам обнаружить не удалось. Однако есть предположения, что производство навредит миграции редких птиц. Специалисты-орнитологи отвечают, что редкие птицы в этом районе не гнездятся, а при миграции огибают его стороной, так как здесь расположен посёлок. Эти данные косвенно подтверждаются тем, что участок, на котором строится предприятие, не является особо-охраняемой природной территорией. Посёлок Култук и его окрестности являются охотничьими угодьями.
Не нанесёт вреда экосистеме озера и труба, предназначенная для забора воды. Вода будет добываться с глубины 400 метров, крупная рыба не сможет попасть в систему водозабора физически, а вся мелкая обитает на глубине 50 метров.
Ранее, компания, занимающаяся строительством, получила все необходимые разрешительные документы: положительные заключения экологической и государственной экспертиз, разрешение на строительство завода. Кроме того, строительство завода было одобрено местными жителями на всех общественных слушаниях.
Так откуда же весь этот хайп?
Экономика и хайп
Не все знают, но на Байкале уже действует несколько заводов по розливу питьевой воды, один из которых – китайский находится под пристальным вниманием проверяющих органов. Их строительство не вызывало такой панической волны как сейчас, да и новый завод, напомним, строится уже несколько лет, но почему-то попал во внимание общественности только сейчас. Мы считаем, что сама идея продажи питьевой воды правильная. Десятилетиями сограждане добивались закрытия Байкальского ЦБК из-за вреда, наносимого им окружающей среде. Тогда много говорилось о том, что на озере нужно размещать безопасное производство и развивать сферу туризма и услуг. Комбинат был закрыт, в развитие туризма государство вложило больше деньги и это дало быстрый результат – количество китайских туристов в последние годы стабильно растёт, они составляют уже 2/3 всех отдыхающих. Строящийся завод соответствует всем экологическим нормам, но почему же опять недовольны люди?
Некоторые говорят, что такой завод мы должны были построить сами, а не пускать китайцев. Возможно и так. Но так кто же мешает или мешал нам это делать? Если бы каждый из миллиона человек, подписавших петицию, вложил по полторы тысячи рублей, то удалось бы построить точно такое же предприятие. В чём же проблема? Проблема как всегда в незнании экономики. Товар нужно не только произвести, но и продать. Российский рынок не готов потреблять байкальскую питьевую воду, потому что есть множество более дешёвых российских же, или что хуже - импортных аналогов. А вот Китай, который страдает от нехватки питьевой воды - готов, и тем и ценен китайский инвестор, который не просто налаживает производство и платит в России налоги, но и обеспечивает рынок сбыта.
Давайте честно – китайцы могли бы разливать воду у себя из крана, клеить этикетку байкальской воды и продавать. Но вместо этого добросовестный инвестор, приходит в Россию, проходит через весь бюрократический ад, вкладывает реальные деньги в новый завод, даёт работу жителям посёлка и больше многих местных заинтересован в сохранении чистоты Байкала, иначе его вода потеряет цену. И вдруг ему начинают втыкать палки в колёса и раздувать общественную истерику на ровном месте. И всё это на финальной стадии строительства. Не удивимся, если инициаторы информационной кампании преследуют коммерческие интересы, и втёмную используют патриотический порыв наших граждан, не сумевших самостоятельно разобраться в ситуации.
Заключение
Мы любим и ценим Байкал и всю российскую природу. Мы выступаем за то, чтобы все иностранные инвестиционные проекты, не только, китайские, находились под тщательным контролем, в том числе общественным. Но мы в сотый раз призываем людей мыслить рационально, а не реагировать на каждый вброс истерикой, пусть даже и патриотической. Нам всем пора стать взрослее и рациональнее – тогда никто кроме нас не сможет даже думать о том, чтобы хозяйничать на нашей территории. И это зависит только от нас с вами.