Харли Эрл - столп американского автодизайна (9 фото)
В 1925 году Эрл на время перебрался в Детройт, где в достаточно сжатые сроки создал несколько глиняных моделей и подробных эскизов. В 1927 году был представлен новый Cadillac LaSalle. Глава General Motors Альфред Слоан был столь впечатлён стилем и подходом Эрла, что немедленно предложил тому заняться дизайном всех автомобилей концерна GM.
Харли Эрл за рулём своего Cadillac LaSalle
В 1927 году Харли Эрл переезжает в Детройт навсегда и с энтузиазмом принимается за работу. Он основывает отдел Стиля и Цвета, на тот момент, подобного подразделения не было еще ни у одного автопроизводителя. В штатном расписании отдела в том же году числилось уже 50 художников и дизайнеров, работавших над обликом автомобилей всего концерна. Отдел находился на 10-м этаже штаб-квартиры GM.
Cadillac LaSalle
Изначально, отдел занимался лишь подбором комбинаций цветов кузова, материалов обивки салона. Позже отдел был уполномочен работать над дизайном решеток, значков, молдингов, ярких акцентов в интерьере и экстерьере. Основные работы по кузову, по прежнему, производились инженерами каждой марки в отдельности. Вскоре Эрл получил полный карт-бланш, при условии тесного сотрудничества с инженерами шасси. Эрл первым в бизнесе ввёл необходимость секретности разработок новых моделей, дабы избежать копирования конкурентами.
Бока ''беременного Бьюика''
Однако не всё шло гладко. В 1929 для компании Buick Эрл разработал новый кузов. Любитель плавных, овальных линий, наш герой решил уйти от традиционных, плоских кузовных панелей, передние и задние двери получили изгиб, подобный бокам лодки, однако реализация этой в железе вышла не самой удачной, и за автомобилем, с легкой руки Уолтера Крайслера, прочно закрепилось прозвище «беременный Бьюик». Продажи этой модели относительно предыдущей упали на 56 000 штук, виновником был признан Харли Эрл, с чем тот был не согласен. По его словам, изготовитель кузовов — Fisher Body, в связи с технической неспособностью, допустил слишком большое расширение к корме, на которое и обратили внимание злопыхатели. Как известно, одна оплошность может перечеркнуть все достижения, но не в случае Харли Эрла.
Нанятый Эрлом годом ранее главный дизайнер Packard Винсент Каптюр, обратил внимание, что внутри концерна, автомобили разных марок порой достаточно похожи габаритами и характеристиками, и предложил оптимизировать процесс, то есть выпускать на одной платформе автомобили разных марок концерна. Идея была встречена с огромным энтузиазмом руководства GM, всего за полгода Харли Эрл превратился из самого большого неудачника, в человека, породившего автопром в нынешнем его виде. Именно ему принадлежит авторство разделения автомобильных платформ на «A, B, C, D» и далее в концерне GM, позже и остальные производители подхватили подобное разделение под другими именами.
Другое нововведение, популяризатором которого стал Эрл – более низкая посадка. О впечатляющей демонстрации этого решения вспоминал глава General Motors Альфред Слоан. На сцене стоял новый Cadillac, несколько рабочих за несколько секунд сняли незакреплённый кузов с рамы, а затем очень быстро, с помощью сварки переварили раму таким образом, что понизили её уровень примерно на 15 сантиметров. Затем рабочие вновь установили кузов на раму. Таким образом «Мистер Эрл доказал – кузов не только стал ниже, в таком виде он стал выглядеть на 100% лучше!».
Разразившаяся в 1930-х Великая Депрессия лишь способствовала развитию концерна GM. Множество более мелких и не столь стабильных автопроизводителей, конкурировавших с различными подразделениями автогиганта попросту разорялись. Харли Эрл устроил настоящую охоту за дизайнерами разорившихся заводов, приглашая их на работу в свою студию.
Cadillac Aero-Dynamic Coupe
Cadillac Aero-Dynamic Coupe
Еще одним триумфом Эрла стал Cadillac Aero-Dynamic Coupe 1933 года, подготовленный специально для выставки «Век прогресса» в Чикаго. Автомобиль не был похож ни на один другой, отличался плавными формами и имел крышу, выполненную из цельного листа стали. Новинка, созданная как демонстрационный образец пользовалась такой популярностью, что поступила в ограниченное производство, а менеджмент GM понял, что именно дизайнеры сегодня смогут привлечь новых покупателей.
Buick Y-Job
В компании Эрл больше всех сблизился с руководителем Buick Харлоу Кёртисом, что сказалось на принципе работы по внедрению новых стилистических решений: первоначально они появлялись на автомобилях Buick. Первый в мире концепт-кар, к примеру, вышел именно под этой маркой — Buick Y-Job, случилось это в 1938 году. Несмотря на то, что построен он был на шасси серийного Buick, выглядел автомобиль совершенно футуристически. Низкая и вытянутая форма кузова, убирающиеся фары с электроприводом, электростеклоподъемники, крыша с электроприводом убирающаяся под стальную крышку, утопленные дверные ручки, на нём впервые появилась характерная для марки вертикальная решетка. На Y-Job ездил лично Харли Эрл до 1951 года, намотав на одометр более 50 тысяч миль.
Эрл со своим Buick Y-Job
Еще до начала Второй Мировой Войны автомобильный бизнес сформировался именно в том виде, в котором он хорошо известен нам сегодня, и во многом благодаря именно Харли Эрлу. А в следующей части рассмотрим его работу и работу дизайнерского отдела GM в послевоенные годы.