Харли Эрл - столп американского автодизайна
Сложно представить, сколько труда огромных дизайнерских отделов вложено во все эти автомобили. Причем следует учесть что рестайлинг, а порой и полная смена внешнего вида происходила не раз в 3-7 лет, как сейчас, а практически каждый год.
Харли Эрл
При этом следует отметить, что многочисленные авторы этих железных шедевров оставались безымянными героями, а триумфаторами становились руководители дизайнерских отделов корпораций, хотя и их реальный вклад в развитие дизайна просто колоссален.
Сегодня мы поговорим об одном из самых выдающихся имён в истории американского автомобильного дизайна, автора не только целого ряда настоящих культовых авто, а так же целых эпохальных дизайнерских направлений. Человека этого звали Харли Эрл.
Вероятно, его судьба была предрешена. Родился Харли 22 ноября 1893 года в Лос-Анджеле, Голливуд. Его отец, Джейкоб Уильям Эрл был лесорубом и плотником из городка Кадиллак, что в Мичигане. В 1889 Эрл-старший перебрался в Калифорнию, и основал компанию Earl Carriage Works (фабрика карет Эрла). Первыми его клиентами были местные мексиканцы, для которых он делал простые повозки для одной лошади. В 1891 Джейкоб Уильям женился на местной девушке из хорошей семьи. Позже, что закономерно, Эрл перепрофилировал свою компанию на производство кузовов для автомобилей, переименовав её без лишних затей в Earl Automobile Works.
Лос-Анджелес в 1908 году
Вскоре, место жительства семейства Эрлов изменилось навсегда – Голливуд стал центром киноиндустрии и глава семьи смог этим воспользоваться. Сначала он начал строить всевозможный колёсный транспорт по заказам киностудий, вроде римских колесниц, дилижансов и прочего, а затем к нему начали обращаться главы студий, продюсеры и кинозвёзды желавшие получить уникальный автомобиль. В эту пору Джейкобу Уильяму Эрлу довелось поработать даже над самолётами.
Юный Харли Эрл помогал отцу в мастерской еще в детстве, а после школы отправился в Стенфордский университет осваивать профессию инженера. В университете высокорослый Харли увлёкся лёгкой атлетикой, отлично показывал себя в регби, конном спорте и других дисциплинах. В связи с этим отец, было, решил, что отпрыск остыл к семейному делу. Но следующая история вновь вселила в сердце Джейкоба Уильяма спокойствие.
Лос-Анджелес в 1914м
Однажды утром, глава семьи сидел на своём крыльце и за чашечкой кофе читал свежую газету, рядом с крыльцом, в лучах солнца сверкал новенький Mercer. Эрл-старший перевернул страницу на спортивное обозрение, и тут же его взгляд остановился на новости: «Харли Эрл, сын владельца Earl Carriage Works, сегодня выиграл 100-мильную гонку на серийных автомобилях, выступая на Mercer, недавно купленном его отцом». Новость, как в анекдоте о смешанных чувствах.
В 1918 году Харли бросил институт и полностью погрузился в бизнес отца. Уже в 1919 году на автомобильной выставке в Лос-Анджелесе были представлены Marmon Phaeton и Chandler Town Car, дизайн которых принадлежал руке молодого специалиста. Журналисты не поскупились на лестные оценки в превосходной степени для новичка.
Earl Carriage Works
Результатом этой выставки стали несколько заказов на изготовление кузовов, а так же интерес к ателье со стороны крупного дилера Cadillac Дона Ли, который уже в конце 19-го года купил у Эрла-старшего его компанию, сохранив того в должности руководителя ателье, а Эрлу-младшему предложил место главного дизайнера. Дон Ди был крупнейшим дилером дорогих автомобилей на западном побережье, а ателье Эрл выпускало самые красивые и роскошные кузова. В начале 1920-х вновь образованным подразделением было нанято около сотни новых сотрудников, для производства около 250 уникальных автомобилей в год. К середине 20-х ателье выпускало не менее 300 кузовов в год. Сам Лос-Анджелес становится центром автомобилизма самого автомобилизированного народа на Земле.
Рекламный буклет
Работал Харли Эрл следующим образом: делал несколько грубых набросков будущего автомобиля на бумаге, брал за основу самый удачный вариант и лепил из глины небольшую модель, которую успешно презентовал клиенту. Впервые, по рассказам старшего брата, Харли слепил автомобиль из глины в 16-летнем возрасте, и уже тогда его автомобили не были похожи на привычные в те годы коробки на колёсах, а отличались плавными и округлыми линиями. В то время дизайнеры достаточно подробно воплощали будущие автомобили в трёхмерных рисунках, однако подход Харли Эрла вскоре стал общепринятым во всех студиях. Пожалуй, именно благодаря Харли за маркой Cadillac закрепилась столь впечатляющая репутация, автомобилями его авторства владели самые известные кинозвёзды Америки и самые успешные воротилы кинобизнеса.
В декабре 1925 года Харли Эрлу лично позвонил президент компании Cadillac Ларри Фишер, с вопросом, не желает ли тот разработать для компании новую модель. «Еще бы» — без заминки выпалил Харли Эрл, и вскоре приступил к работе на одного из самых крупных автопроизводителей. Но об этом — в следующей – части.
Источник:
2 комментария
7 лет назад
ну вот насчёт "интерьера" и "всегда" - спорно довольно-таки.
Функциональность, лаконичность и даже аскетизм долгое время были доминировали в дизайне интерьеров американских. Я, конечно, про кокпит, а не про ништяки для пассажиров.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена