Вор Яков Кошельков
Эта история произошла в далеком 1919 году. Подробности ее хранятся на Лубянке в 23 томах дела №240266.
Началось все с болезни Крупской. Для поправки здоровья ее перевезли в лесную школу в Сокольниках, а Ленин ездил туда ее навещать.
В то же время в Сокольниках планировал новое свое дело вор Кошельков. У Якова Кошелькова была на тот момент одна из крупнейших банд Москвы. Якову было 28 лет, его отец был известным бандитом. Еще в 10 лет парень начал воровскую карьеру, сначала домушничал, потом занялся ограблениями и разбоем. К 18 году он был уже хорошо известен в криминальных кругах. Сначала убивал он редко, только по крайней необходимости. Потом вошел во вкус, практически стал настоящим садистом. Но при этом оставался очень находчивым, с присутствием духа.
Налеты его банда совершала открыто, днем, причем налеты очень уже дерзкие, с большим количеством жертв. На их счету было огромное количество ограблений (причем зачастую крупных государственных заведений как Управление железной дороги, типография, почтовое отделение), краж, убийств, изнасилований. Они расстреляли на улицах Москвы 22 милиционера, убили несколько сотрудников Уголовного розыска и МЧК, забрав их документы и в открытую их используя. Именно благодаря этим документам им удалось произвести обыск на Афинажном заводе при рабочих и завкоме и забрать порядка 3 футов золота, 3,5 фунта платиновой проволоки и 25000 рублей деньгами.
Кошельков постоянно ходил с 2 револьверами и несколькими бомбами, был очень подозрителен. Однажды в 1918 его удалось поймать в Вязьме на свадьбе бандитского авторитета. Но во время перевозки в Москву сообщники ему передали хлеб с наганом внутри. А потом на людном перекрестке на Мясницкой Яков открыл пальбу, убил двоих конвойных, ранил одного , а сам невредимый ушел.
6 января 1919 года вся банда Кошелькова планировала ограбление кооператива на Плющихе и особняка на Новинском бульваре. Главной проблемой была машина. Тогда автомобилей было очень мало, и достать его было делом нелегким. Решено было остановить первую попавшуюся на дороге и выкинув водителя забрать машину для дела.
В тот день Ленин ехал на детский праздник. Еще раньше проехал с подарками Бонч-Бруевич. Тому показалось, что его машину как бы передали от поста к посту, следили за ним. Ленин ехал позже. Его шофер Гиль первым заметил вооруженных людей на дороге в свете фар после Николаевского вокзала, перед пивным заводом. Водитель хотел проскочить, но Ленин приказал остановиться, считая, что это может быть патруль и ему нужна помощь.
Машина остановилась, бандиты выволокли людей наружу – Ленина, охраника Чибанова, Марию Ильиничну. Двое воров держали Ленина на мушке, когда он попытался показать главарю свой пропуск и представиться. Но главарь его не расслышал и не понял что перед ним стоит Ленин, он забрал документы, обшарил карманы вождя со словами «Черт с тобой, что ты Левин» — А я Кошельков, хозяин города ночью.
Водитель в это время еще был в машине и целился из пистолета в Кошелькова, но побоялся выстрелить, понимал, что тогда первым пристрелят Ильича. В конце концов бандиты вышвырнули водителя и умчались на захваченной машине.
Только метров через дести бандиты присмотрелись к своей добычи и поняли кого они ограбили. Тогда вор Кошельков приказал поворачивать, он хотел захватить Ленина в качестве заложника. Но пока они доехали до здания Совета там уже были машины МЧК. Бандиты предпочли скрыться.
Это нападение стало плевком в лицо всему Угро Москвы и МЧК, Кошелькова нужно было схватить.
Первым вышел на тропу войны начальник ударной группы по борьбе с бандитизмом МЧК Мартынов.
Он с коллегами пошел под прикрытием в трактир Сокольников, где получил наводку на одну из бань на Пресне. Именно там могли появиться люди Кошелькова. И им правда удалось взять часть банды, от которой получен был следующий адрес на Брестской улице. Но там засада не удалась, Яков ушел, убив одного сотрудника и ранив двоих.
Кошелькова ловили огромными силами, весь город был в засадах, постоянных облавах. На него выходили случайно, но природная наглость и крепкие нервы позволяли вору уходить.
Выход появился совершенно случайно – по делу о подделки документов сотрудниками РОСТА была задержана Ольга Федорова.
При этом на допросе совершенно неожиданно она призналась, что является пассией Кошелькова. А в розыске было известно про существование у Якова любимой женщины, но имя ее было тайной. Довольно быстро чекистам удалось ее склонить к сотрудничеству. С ее помощью попытались заманить бандита на свидание в Екатерининский сквер, но он не пришел.
К этому моменту практически вся банда Кошелькова была переловлена, их быстро судили и приговаривали к расстрелу. Но один бандит сдал своего вожака, назвав адрес дома № 8 по Старому Божедомскому переулку. Там устроили сильнейшую засаду. Попались двое один из сообщников Якова, который был убит пулей в голову, и сам Кошельков, которого смертельно ранили. Он умер 21 июня 1919 года в 18 часов.
Среди вещей вора нашли кроме всего документы, отобранные у Ленина, браунинг вождя и дневник бандита, в котором он очень сожалел что не убил Ильича. Пуля кстати попала в пачку денег на сумму в 63 тысячи
Если бы пачка была толще, то пуля бы в ней застряла, и Яков опять бы ушел. В результате же Якова похоронили в безымянной могиле, его всех сообщников расстреляли.
А Ленин использовал этот случай, как пример компромисса, в своем обосновании Брестского мира.
Источник:
17 комментариев
11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена