Как создавался факел Олимпиады в Сочи
«Посмотрите на факелы прошлых зимних Олимпиад! Их внешность можно описать словами “квадратиш, практиш, гут”. Нашей же задачей было разработать совершенно выдающийся дизайн, с этаким исконно русским “подвывертом”. Но важнее всего – он должен быть душевным. Не просто сухой и функциональный промдизайн, а именно душевный!» – последнее слово Владимир Пирожков произносит с придыханием. Владимир – руководитель центра промышленного дизайна и инноваций , где разрабатывался внешний вид факела зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.
Лет семь назад Владимир Пирожков и представить себе не мог, что покинет солнечную виллу в Ницце, вернется в Россию и займется зимним факелостроением. Выпускник Свердловского архитектурного института, он чуть ли не автостопом покинул страну в начале 1990-х и угодил в подмастерья к основателю биодизайна, легендарному Луиджи Колани. Затем успешно работал дизайнером по интерьерам в компании Citroёn, где из-под его пера вышли интерьеры моделей C3, C3 Pluriel, С4 Coupe, С5 и специально «заточенного» под президента Франции Жака Ширака C6 Lignage.
Потом работал в европейском центре Toyota в Ницце, где дослужился до начальника подразделения, которое занимается «автомобилями будущего».
А в 2007 году тойотовский дизайн-центр в Ницце с экскурсией посетил тогдашний министр экономразвития РФ Герман Греф, который и предложил дизайнеру вернуться на родину. Так появился центр AstraRossa Design, дебютом которого стал проект визуального стиля самолета SuperJet 100.
«Задача спроектировать дизайн факела зимней Олимпиады в Сочи свалилась на нас как снег на голову, – говорит Владимир. – Пару лет назад оргкомитет Олимпийских игр проводил конкурс на разработку дизайна олимпийского факела. Мы подали заявку и, конечно, надеялись на попадание в финал, иначе какой смысл участия? Но надежда была осторожной. Почему? Посмотрите, кто разрабатывал дизайн факелов хотя бы двух прошлых зимних Олимпиад: Pininfarina (Турин, 2006) и Bombardier (Ванкувер, 2010). На фоне таких гигантов планетарного масштаба наша компактная российская компания смотрелась просто вызывающе, но мы все же подали заявку. А через месяц нам позвонили из оргкомитета».
Внешность и эргономика
По словам Пирожкова, в дизайне факела нет ни одной прямой, все линии витиеватые, они не западные и не восточные – они наши. Корпус выполнен из литого алюминия. Вставки из красного поликарбоната, выкрашенного изнутри ярко-желтым, создают ощущение внутреннего свечения. Цветовая гамма олицетворяет девиз нашей Олимпиады: «Лед и пламень». А идея дизайна основана на артефакте, который так стремятся получить герои русских сказок, – пере Жар-птицы.
Эргономика факела, рассказывает Владимир Пирожков, поставила немало вопросов. «В отличие от факелов летних Олимпийских игр, зимние должны быть лучше защищены от капризов непогоды. Соответственно, они более мощные и тяжелые, а это накладывает дополнительные ограничения на эргономику. К примеру, факел Ванкуверской олимпиады весит всего 1,8 кг, но в руке неудобен – болтается. А если взять туринский – за 2 кг, но идеально сбалансирован! Мы постарались перенести центр тяжести максимально близко к ручке факела и в итоге сохранили канадский вес и итальянскую эргономику».
Давайте немного отвлечемся от темы и вспомним факелы прошлых олимпиад:
Современную Церемонию зажжения олимпийского огня проводят одиннадцать женщин, изображающие жриц, в ходе которой одна из них зажигает огонь с помощью параболического зеркала, фокусирующего лучи Солнца. Затем этот, однако в разное время использовались и другие способы транспортировки. Кроме основного факела, от олимпийского огня зажигают и специальные лампы, предназначенные для хранения огня на случай, если основной факел (или даже огонь на самих играх) погаснет по той или иной причине. Известен как минимум один случай, когда огонь погас во время игр (Монреаль, 1976, во время ливня).
Традиция зажигания олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр. Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге титана Прометея, по легенде, похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям.
Традиция была возрождена в 1928 году и сохраняется до сих пор. Во время Олимпийских игр 1936 года, проводившихся в Берлине, впервые была проведена эстафета Олимпийского огня (по идее Йозефа Геббельса). Более 3000 бегунов участвовали в доставке факела из Олимпии в Берлин. На зимних Олимпийских играх огонь зажигался и в 1936, и в 1948 году, но эстафета впервые была проведена в 1952 году перед зимними Олимпийскими играми в Осло, причём брала начало не в Олимпии, а в Моргендале.
Итак, олимпийские факелы, давайте подробнее о некоторых их них.
Факел Олимпиады 1972 в Мюнхене (Германия)
Главной чертой дизайна Игр стали знаменитые пиктограммы спортсменов, разработанные Отлом Айхером. Газовый факел был изготовлен из нержавеющей стали и прошел тесты на выносливость в разных погодных условиях, кроме экстремальной жары. Когда на пути из Греции в Германию температура достигла 46 градусов по Цельсию, пришлось использовать специальный герметичный факел.
Факел Олимпиады 1980 в Москве (СССР)
Судьбой олимпийского факела в СССР занимался специально созданный в 1976 году отдел Управления эстафеты олимпийского огня Игр-1980. Группе специалистов предстояло решить, какими будут форма факела и его внутреннее устройство. Изначально планировалось поручить его изготовление японцам, но советским чиновникам не понравился предложенный ими факел в виде тростника. В итоге разработку перепоручили Ленинградскому машиностроительному заводу им. Климова, причем отвели на это специалистам предприятия всего месяц. Группа инженеров во главе с Борисом Тучиным в установленный срок уложилась, установив тем самым своеобразный рекорд. Всего к Олимпиаде на заводе выпустили 6200 факелов с верхушкой и рукояткой золотого цвета. Внутри факелов помещались баллоны со сжиженным газом, а также специальные шнуры, пропитанные оливковым маслом, что придавало пламени розовый оттенок.
Факел Олимпиады 1992 в Барселоне (Испания)
Выбрать столицу летней Олимпиады-1992 предстояло в 1986 году на 91-й сессии МОК. В числе претендентов была Барселона, делегация которой использовала во время презентации интересный ход. На карте Европы горящие факелы отмечали столицы прошлых Олимпиад, а вот Иберийский полуостров тонул во тьме. Задумку испанцев оценили, и Барселона получила право провести игры. Оставалось лишь создать факел, который не был бы похож на предыдущие. Столь ответственное задание доверили индустриальному дизайнеру Андре Рикарду. Его целью, как он сам это сформулировал, было придать факелу «латинский характер». В результате Рикард создал один из самых оригинальных факелов за всю историю Олимпиад. По форме он напоминал длинный гвоздь, «шляпка» которого случила чашей для огня. Необычный факел смогли оценить жители 652 населенных пунктов, по которым прошла эстафета олимпийского огня.
Факел Олимпиады 1994 в Лиллехаммере (Норвегия)
Впервые Зимние и Летние Олимпийские игры начинают проводится поочередно через каждые два года. Этот тонкий факел прошел тесты на устойчивость при ветреной погоде. Дело в том, что на стадион Лиллехаммера его внес прыгун с трамплина, держа факел в полете на вытянутой руке. И снова, как и перед Олимпиалой в Осло, огонь был зажжен не в Греции, а в норвежском Мордегале. На этот раз эстафета огня растянулась на 12 тысяч километров. Но неожиданно греки заявили протест, призывая организаторов норвежских Игр вернуться к традиции. В результате огонь из Греции был все-таки доставлен к открытию Игр, и именно от него зажгли факел, который и доверили прыгуну с трамплина.
Факел Олимпиады 1996 в Атланте (США)
Летняя Олимпиада-1996 в Атланте проходила в год 100-летнего юбилея современных Олимпийских игр. И поэтому разработчики дизайна олимпийского факела решили отдать дать античной традиции. Над внутренним устройством работала команда специалистов из технологического университета Джорджии, а за внешний облик отвечал дизайнер Малколм Грир. Именно он придумал выполнить факел в виде связки тростника. Число алюминиевых стеблей должно было символизировать 26 летних Олимпиад, прошедших с 1896 года. Но несколько трубок расплавилось, и в итоговом варианте стеблей было 22. Также форма факела отсылала к прямым линиям классической греческой архитектуры. Факел Игр в Атланте стал самым длинным в истории всех Олимпиад и единственным с захватом посередине. Права зажечь им олимпийский огонь на церемонии открытия Игр удостоился легендарный Мохаммед Али.
Факел Олимпиады 1998 в Нагано (Япония)
Факел сделан по подобию традиционных японских факелов Таймацу, но с некоторыми современными элементами. Он был целиком из алюминия, а горел на основе пропана — и считался самым экологически чистым из всех сделанных до тех пор. Шестиугольная форма верхушки факела символизирует снежинку, а серебряный цвет — зиму. Честь внести Олимпийский огонь на стадион Нагано выпало британцу Крису Муну, потерявшему руку и ногу в Мозамбике, где обезвреживал противопехотные мины. Под шквал оваций Мун пробежал по стадиону, несмотря на то, что вместо одной из ног у него протез.
Факел Олимпиады 2000 в Сиднее (Австралия)
Когда на 101-й сессии МОК право принять Олимпиаду получил австралийский Сидней, многие задумались о том, насколько длинной получится эстафета олимпийского огня. В итоге ее протяженность составила 17 000 км. Факел с олимпийским огнем доставляли пешком, поездами, велосипедами, байдарками, паромом, самолетом, верхом на лошадях и даже под водой. Последний отрезок пути аквалангисты проплыли с факелом сквозь расщелины Большого Барьерного рифа. За четыре года до старта игр олимпийский комитет Австралии устроил тендер среди четырех десятков местных дизайн-бюро и в итоге остановил выбор на Blue Sky Design. Источниками вдохновения для проектной группы послужили здание Сиднейской оперы, Тихий океан и охотничий бумеранг. В результате факел сиднейской Олимпиады получился многослойным, причем каждый из слоев олицетворял отдельную стихию: землю, воду и огонь.
Факел Олимпиады 2002 в Солт Лейк Сити (США)
Дизайн факела в виде сосульки, сделанной из серебра и меди со стеклянным наконечником, призван проиллюстрировать девиз Олимпиады в Солт-Лейк-Сити: «Зажги огонь в себе». Язык пламени как бы пробивается сквозь лед. Наряду со спортсменами в эстафете участвовали родственники тех, кто погиб в результате трагических событий 11 сентября в Нью-Йорке.
Факел Олимпиады 2004 в Афинах (Греция)
Факел афинской Олимпиады был представлен общественности за год до старта игр. Его создателем стал промышленный дизайнер Андреас Варотсос, до этого занимавшийся разработкой офисной мебели. Основными материалами, из которых был изготовлен факел, стали оливковое дерево и металл. Первое должно была символизировать древнюю историю Греции, а второй — современность. Афинский факел, форма которого напоминала скрученный лист оливы, получился весьма лаконичным и даже скромным, но это не смущало представителей олимпийского комитета Греции. Хуже оказалось то, что факел оказался технически несовершенным: его неоднократно задувало ветром в ходе эстафеты олимпийского огня, а в довершение всех бед пламя погасло прямо в храме Геры в момент торжественной передачи Олимпийского огня президенту оргкомитета афинских игр Иоанне Ангелопулу-Даскалаки.
Факел Олимпиады 2006 в Турине (Италия)
Знаменитая итальянская дизайнерская фирма Pininfarina, работающая с такими гигантами автомобилестроения, как Ferrari, Maserati, Rolls-Royce и Jaguar, решила попробовать себя и в создании олимпийской символики. По форме факел напоминает лыжу, а пробивающиеся сквозь отверстия языки пламени создают иллюзию огненного шара. Однако, несмотря на изящный дизайн, этот факел был подвергнут критике со стороны представителей различных Олимпийских комитетов за то, что оказался слишком тяжелым. Многие спортсмены чувствовали себя не слишком комфортно, неся почти двухкилограммовый факел.
Факел Олимпиады 2008 в Пекине (Китай)
Почти год команда дизайнеров и технических специалистов работала над созданием факела пекинских Олимпийских игр 2008 года. Столь ответственное задание было поручено IT-компании Lenovo — известному производителю компьютеров. Факел пекинских Игр был выполнен в виде свитка, ведь именно бумага считается одним из великих изобретений Китая. Главными цветами факела стали красный, символизирующий торжество победы, и серебристый. А оформить его верхнюю часть было решено узором из облаков, который часто встречается в живописи и элементах интерьера в Китае. Факел Олимпиады-2008 стал одним из самых технологичных и экологичных в истории и даже получил название «Облако надежды». Он был сделан из сплава алюминия и магния, а в качестве топлива в нем использовался пропан, не загрязняющий в процессе горения атмосферу и не причиняющий вреда легким спортсменов.
Факел Олимпиады 2010 в Ванкувере (Канада)
Дизайн этого факела придумали художники компании-производителя транспортных средств Bombardier и Hudson’s Bay Company. Его длина — 94,5 см, а вес — 1,6 кг. Форма факела напоминает следы лыж на снегу, а также канадский ландшафт. Боковые отверстия для горения вырезаны в форме кленового листа. На белоснежном факеле изображена эмблема Олимпийских игр в Ванкувере — Инукшук. Инукшук — это нагромождение камней в форме человечка с разведенными в стороны руками. Коренные жители региона, инуиты, устанавливали их в качестве дорожных указателей.
Десятки инженеров и дизайнеров в течении двух лет разрабатывали и тестировали далеко не простое устройство факела. Пришлось создавать специальное топливо (смесь пропана и изобутана), которое бы горело при низкой температуре. Особая конструкция воздухозаборных отверстий формирует пламя в виде развивающегося флага.
Факел Олимпиады 2012 в Лондоне (Великобритания)
Ровно за 100 дней до старта лондонской Олимпиады публике был представлен факел грядущих Игр. Его разработку доверили жителям британской столицы — дизайнерам Эдварду Барберу и Джею Осгерби. Прежде чем приступить к работе, каждый из них получил 80-страничное описание требований с изображениями всех ранее существовавших моделей олимпийских факелов. Для игр в Лондоне дизайнеры придумали факел треугольной формы, выполненный из алюминиевого сплава. Выбор материала сумел одновременно обеспечить его легкость и прочность, а три грани символизировали не только слова олимпийского девиза «Быстрее, выше, сильнее», но и третью по счету Олимпиаду в Лондоне. Кроме этого, оригинальной оказалась нанесенная на факел перфорация: 8000 круглых отверстий символизируют число факелоносцев, которые приняли участие в эстафете олимпийского огня.
А теперь вернемся к нашему факелу 2014.
Внутренний огонь
«Перо Жар-птицы» – это лишь внешняя оболочка. Горючую начинку разработали специалисты крупного российского оборонного предприятия – Красноярского машиностроительного завода, «Красмаша». Система горения состоит из трех основных частей: газового баллона, крана и горелки-испарителя.
Инженеры-ракетчики могли бы использовать чистый промышленный пропан, который отлично горит и имеет довольно низкую температуру кипения, –42°С, что немаловажно в условиях русской зимы. Однако чистый пропан имеет октановое число 100 единиц, взрывоопасен и невозможен для использования по требованиям безопасности. Поэтому была выбрана смесь пропана с бутаном в безопасном соотношении 80:20. Этой сжиженной смесью специально сконструированный под форму корпуса баллон, давление в котором составляет 12 атм, наполнен на половину своего объема.
60 г газа хватает примерно на 8–10 минут горения. Опять же из соображений безопасности забор газа производится именно из жидкой фракции (трубка-заборник опущена на дно баллона). Казалось бы, работать с газообразной фракцией удобнее – в системе поддерживается практически постоянное давление, и пламя очень стабильно.
Но если такой факел резко наклонить или перевернуть, произойдет «захлестывание» заборника жидкости и, как следствие, перебой системы горения. Тем не менее факел московских Олимпийских игр 1980 года был сделан именно так! Дело в том, что тогда факелоносцами были профессиональные спортсмены, которым было приказано
держать факел строго вертикально, и они четко соблюдали это правило. Кстати, из более чем 6000 московских факелов погасло всего 36 штук, что, по сравнению с другими олимпиадами, отличный показатель.
Ясным пламенем
При открытии игольчатого клапана газ по трубопроводу через первый жиклер (калиброванное отверстие для подачи строго определенного количества топлива) поступает в трубку испарителя, спирально намотанную на корпус горелки, где, нагреваясь, переходит в газообразное состояние. А затем через еще один жиклер газ вырывается наружу ясным пламенем.
Но не слишком ясным: смесь должна быть переобогащена горючим газом. В этом случае в пламени образуются частицы углерода (попросту говоря, сажа), которые и светятся желтым светом, делая огонь мощным и хорошо заметным. Однако важно соблюсти баланс: такое пламя менее устойчиво, чем полностью сгорающая смесь. Сама горелка может работать красиво, но корпус факела сильно ограничивает приток воздуха.
Если сделать отверстия в нижней части корпуса, факел станет напоминать паяльную лампу, расход топлива резко увеличится, а само пламя будет едва заметным – прозрачно-синего цвета. Сделаем отверстия по бокам корпуса – тоже получим почти невидимое пламя, температура горения которого при сильном боковом ветре очень высока, что приводит к риску плавления элементов корпуса. Во избежание этого инженеры «Красмаша» поместили горелку на дно специального тугоплавкого стакана, а по его периметру накрутили нихромовую нить.
При горении факела нить выполняет роль спирали для калильного зажигания – раскаляется докрасна и поджигает газовоздушную смесь, если пламя «сорвет» сильным порывом ветра.
Казалось бы, все предусмотрено, проверено, испытано. Но дьявол, как известно, кроется в мелочах.
Разбор полетов
6 октября 2013 года погода стояла неплохая. Солнце часто подмигивало из-за облаков, дул слабый ветерок, всего лишь 1 м/с. И все же факел погас. Прямо под стенами Кремля, на 20-й секунде забега в руках у 17-кратного чемпиона мира по подводному плаванию Шаварша Карапетяна. Этот случай получил особый резонанс еще и потому, что «прикурил» погасший факел оказавшийся поблизости сотрудник ФСО – и не олимпийским огнем из специальной лампадки, а обычной зажигалкой.
(Кстати, это был не первый такой случай в истории: в 1976 году в Монреале мощный порыв ветра с дождем потушил даже не факел, а олимпийский огонь в чаше стадиона, а оказавшийся поблизости техник, недолго думая, поджег его обычной зажигалкой. Позднее, конечно, для соблюдения традиции огонь был потушен и вновь зажжен от «оригинала», как и в Москве). И это было только начало: за следующие два дня «прикуривать» «перо Жар-птицы» от специальной лампадки с олимпийским огнем пришлось четыре раза.
Причина была найдена довольно быстро. Для корректного процесса горения необходимо полностью открыть канал подачи газа. В противном случае несвободный канал может повлиять на устойчивость пламени. Но игла клапана имеет небольшой люфт в обжимающей ее обойме и может свободно вращаться вокруг продольной оси. Сделано это специально, чтобы не деформировать края запираемого канала.
С другой стороны, нужно, чтобы кран открывался при повороте на четверть оборота, а дальнейший поворот был ограничен упором. Делается это для обеспечения эргономичности факела. Поворачивать кран более чем на 90 градусов просто-напросто неудобно: нужно неестественно выворачивать кисть или просить кого-нибудь о помощи. В итоге оказалось, что при повороте ручки крана на четверть оборота отклонение иглы из канала недостаточно открывает его. Понятно, что в какой-то момент игла может вновь перекрыть канал! Вопрос решили полным открыванием крана. В результате число погасших факелов сразу же заметно сократилось.
Разве могли специалисты «Красмаша», мощного предприятия с безупречным продуктом, допустить просчет? Как утверждает Владимир Пирожков, это обычная часть рутинной конструкторской работы: «По условиям Международного олимпийского комитета факел должен гореть только один раз и только олимпийским огнем. То есть… каждый факел отправляется на эстафету без испытаний, прямо с конвейера.
Но для любого машиностроительного завода (и «Красмаш» не исключение) запустить с нуля серийное производство без многоуровневых квалификационных испытаний готовых изделий – это нонсенс. У любого производства в любой стране есть определенный опытный процент некондиции, он как раз и отсеивается в процессе испытаний. По результатам которых, кстати, в производственный процесс вносятся коррективы, чтобы уменьшить этот процент. А производство факелов из этой схемы полностью выбивается.
Разумеется, была партия изделий, предназначенных именно для испытаний. Эта спонтанная выборка из серии вела себя идеальным образом. Что только не делали с факелами: обдували в аэротрубе, поливали водой, морозили при –40°С, роняли в сугроб – и хоть бы что! Вот такие удачные экземпляры попались. Испытывать остальные 16 000 изделий «Красмашу» было запрещено.
На ошибках учатся
Факел олимпийского огня – главный символ любой Олимпиады. Отношение к нему всегда подчеркнуто сфокусированное. Но погасшие факелы были на всех Олимпийских играх, просто эти случаи не получили широкой огласки. Олимпийские игры 2014 года в Сочи освещаются очень широко и ярко, и поэтому может сложиться впечатление серьезных технических проблем. На самом деле никакой трагедии в погасших факелах нет. «Канадцы испытывали колоссальные проблемы с факелом Олимпийских игр в Ванкувере, – поясняет Владимир Пирожков. – Его разрабатывал, напомню, канадский промышленный гигант Bombardier.
Из произведенных 7000 экземпляров погасло 146. А при сильном ветре температура пламени ванкуверского факела повышалась до такой степени, что начинали плавиться пластмассовые элементы конструкции, и позднее прямо по ходу эстафеты разработчики привинчивали к факелу специальные огнеупорные щитки. (Первый факел начал плавиться чуть ли не прямо в руках у премьер-министра Канады Стивена Харпера, который давал старт эстафете Олимпийского огня. – «ПМ».) И это, вообще говоря, нормальная практика. За годы своего существования Международный олимпийский комитет выработал условие считать нормой ситуацию, когда число погасших факелов не превышает 5% от общего их количества.
Эстафета олимпийского огня всегда сопровождается специальной командой, которая несет в нескольких лампадках огонек, аутентичный тому, что зажигают на греческом Олимпе. От него и поджигают потухшие факелы. Наша эстафета – самая длинная в истории – более 65 000 км. В ней задействовано рекордное количество факелов. В экстремальных условиях (Северный полюс, Заполярье) факел ведет себя очень надежно. 16 000 штук изготовил «Красмаш», из них число потухших вряд ли превысит 2%. Учитывая наши суровые климатические условия, это очень неплохой результат.
Мистический рок довлеет над олимпийскими факелостроителями всех времен и народов, какими бы маститыми они ни были. Трудно усомниться в компетенции специалистов Bombardier, производителя самолетов и железнодорожного транспорта, или грозного «Красмаша». Десятками гасли и туринские факелы, хотя их разработчик и производитель, всемирно известная компания Pininfarina, умеет проектировать объекты посложнее – автомобильные кузова для Ferrari, Rolls-Royce и Jaguar. Рациональное объяснение тем не менее существует.
«Нет в природе компаний, систематически занимающихся разработкой олимпийских факелов, – констатирует Владимир Пирожков, – и мы очень гордимся сотрудничеством с оргкомитетом “Сочи-2014” и легендарным заводом “Красмаш”! – Соответственно нет накопленного и зафиксированного опыта. Каждой стране приходится начинать с нуля. И создается впечатление, что всякий раз инженерная мысль работает примерно одинаково: “Да не вопрос! Подумаешь, большую зажигалку смастерить!”.
И хотя действительно технология газовой горелки отработана до мелочей, как только ее пытаются одеть в рубашку оригинального корпуса – начинается самое интересное. Рассказ о вопросах, с которыми столкнулись наши специалисты при разработке факела, уверен, будет полезен для будущих олимпийских факелостроителей».
Источник:
44 комментария
11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена