Вацлав Западлик - художник с уникальным талантом
Вацлав Западлик (Vaclav Zapadlik) — чешский автомобильный художник, которого интересуют только старинные автомобили (вплоть до мельчайших деталей), их особенности и история. Неиссякаемым источником вдохновения для него служат автомобильные гонки первой половины XX в.
Вот, например, одна из его работ, изображающая подготовку гоночных автомобилей к предстоящему выступлению. Картина обладает сложной, даже в какой-то мере перегруженной композицией, но эта «перегруженность» не случайна — она очень правдоподобно передает деловую «предгоночную» суету, волнение участников и болельщиков.
Творчество Вацлава Западлика оценивают неоднозначно. Все признают потрясающую детализацию нарисованных им автомобилей, внимание к мелочам и тщательное соблюдение исторической правды. Однако критики нередко отмечают «попсовый» или «постерный» характер его сюжетных работ, излишнюю яркость или некоторую наивность.
Однако послушаем и другое мнение: «Взгляните на его работы — какая „теплота“ линий, форм и цвета! Даже холодные оттенки воспринимаются словно через призму детских снов. А его сюжетные картины — это ведь захлебывающийся детский пересказ увиденного или придуманного сюжета!». Вот одна из его работ, на которой изображен поистине драматический момент гонок по городским улицам. Съехавший с трассы автомобиль пытается вернуться обратно, а на него на полной скорости несутся другие участники гонки... Также обратим внимание на поведение зрителей (у каждой фигуры свой характер и свое настроение — любопытство, испуг, профессиональный интерес и т.д.), на вывески и указатель, создающие эффект полного погружения в происходящее.
Сторонники первой (критической) точки зрения предпочитают статичные, холодновато-сдержанные, в какой-то мере даже «академичные» работы Западлика, заслуженно ставшие классикой автомобильной иллюстрации.
Сторонники же второй точки зрения предпочитают его динамичные жанровые работы — яркие, эмоциональные и удивительно живые. Зритель оказывается в самом центре изображаемых событий и не может оторвать взгляд от вихря тщательно проработанных живописных образов. Оба мнения о творчестве В. Западлика имеют право на существование, и нам остается только согласиться с известной истиной «красота в глазах смотрящего». Каждый зритель (а каждый любитель олдтаймеров — в особенности!) видит в работах Вацлава Западлика то, что он хочет увидеть, и оценивает их в соответствии со своим художественным вкусом и эмоциональным восприятием.
В следующей работе обращает на себя внимание контраст между настроением зрителей и участников гонки. Невозмутимо-отрешенный водитель и приветливо улыбающийся штурман очень ярко контрастируют с подбадривающими их взволнованными зрителями. Стоит обратить внимание и на номер участника, напечатанный на лоскуте ткани и надетый на фару — примерно так же, как надевали матерчатые номера на футболки спортсменов.
А здесь у участников гонки совсем другое настроение — они взволнованы ничуть не меньше, чем зрители! Положение фигур и тянущийся за автомобилем пыльный шлейф очень хорошо передают напряженность и динамизм нелегкого состязания.
Впрочем, сторонники обеих точек зрения на творчество В. Западлика сходятся в том, что его сюжетные работы отличает большое количество заботливо вписанных в пейзаж исторических мелочей, благодаря которым картины можно рассматривать очень долго. Это живое и органичное признание в любви к ушедшему в прошлое автомобильному миру Европы.
Источник:
1 комментарий
11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена