Сказка странствий.
Мне довелось посмотреть этот фильм в детстве, в кинотеатре пионерского лагеря. Я помню гробовую тишину царящую в зале, который, разумеется в основном был наполнен детьми от 9 до 14 лет. Я сидел вжавшись в кресло, крепко вцепившись пальцами в деревянные подлокотники. Отчего у меня взмокли ладони и я ощущал кожей липкую теплоту. Кое где слышалось детское всхлипывание. После того как кино кончилось, в зале включили свет и все молча потянулись на выход, редкие глаза моих сверстников не блестели от слез. Это было ошеломляющее впечатление. С одной стороны невероятное облегчение от того, что все кончилось и можно выйти на улицу, вдохнуть теплого летнего воздуха и убедиться, что это было все лишь кино. А с другой стороны щемящее чувство, что что–то изменилось и теперь уже никогда не будет так как прежде.
Кино называлось "Сказка странствий" известного советского режиссера Александра Митты, в съемках которого, кроме советских кинематографистов принимали участие специалисты из Чехословакии и Румынии. Многие натурные съемки проходили в Праге. В главой роли Андрей Миронов. На тот момент, я понятия не имел, кто такой Миронов, и что это знаменитый актер комедийного жанра. Да это было и не важно. Мироновский Орландо, странствующий философ, мудрец, просветитель и гуманист — чрезвычайно драматичен. Спустя годы, случайно наткнувшись на кадры из этого фильма, я неожиданно узнал в роли Орландо уже ставшего мне знакомым Миронова. На столько образ комика не вязался с тем, что я однажды увидел в "Сказке странствий". Однако Митта выбрал Миронова на роль Орландо не сразу. Первым претендентом был Леонид Филатов. Митта считал что только умный, язвительный, ироничный, с бешеным внутренним темпераментом Филатов способен поднять фильм до уровня философской притчи. С Мироновым фильм должен был получиться другим: ярким, праздничным и сочным. Выбирая между актерами, Митта, по сути, выбирал между тем, что в итоге он хотел получить. Вот что пишет сам Митта в своей книге "Кино между адом и раем": "Миронов, наверное, подумал: "Бедный парень, сам не знает, что ему выбрать. Надо ему помочь..." Он позвал меня домой. И устроил фантастический вечер: читал сценарий, импровизировал, напевал, приплясывал, преображался. Одним словом, не оставил мне ни одного шанса. Я его утвердил." О своем выборе Митта никогда не жалел. Фильм действительно получился ярким и сочным, но отнюдь не праздничным. Яркие сцены страданий, с сочным вкусом несправедливости и надежды. Миронов не только вывел "Сказку странствий" на уровень философской притчи, но и показал себя как уникальный драматический актер. И хоть Митту часто упрекают в том, что он снял для детей совсем не детскую сказку, я думаю, что хорошее кино едва ли стоит делить на детское и взрослое. Как не стоит делить саму жизнь на детскую и взрослую. Жизнь такая какая она есть. Дети и взрослые видят вокруг себя одну и ту же жизнь, хоть видят и чувствуют ее по разному. И именно в этом состоит суть взросления. Мы часто относимся к детям как заведомо не способными понять или пережить то, что нам взрослым кажется пугающим или сложным, наивно полагая что сами всё понимаем правильно. Я очень рад, что познакомился с этим фильмом именно в детстве. Я убежден, что именно в детстве, вызвав ту противоречивую бурю эмоций: страха, смятения, отчаяния, боли и радости преодоления, фильм дернул за те детские, нежные струны, которые к старшему возрасту грубеют и перестают звучать, а значит и чувствовать так же пронзительно. Не смотря на всю свою аллегоричность и сказочность — этот фильм во многом показал мне мир таким какой он есть. На мой взгляд это был бесценный опыт.
можно посмотреть онлайн
Источник:
4 комментария
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена