ZX Spectrum. Компьютерные игры моего детства. Часть третья.
Начну с игрушки, в которую мы с друзьями и одноклассниками играли чаще всего, и которая так и не надоела нам до моего перехода со Спектрума на PC в 1995-м году.
22. Target: Renegade
Достаточно редкий жанр - кооперативный файтинг, причём с очень приличной и непростой боёвкой. Игра состояла из пяти уровней, которые надо было подгружать с плёнки. Из-за этого я частенько ругался на клешнеруких напарников, запоровших очередное прохождение на ровном месте. Когда был куплен Скорпион с дисководом, дела пошли намного веселее.
К сожалению, не нашёл видео именно с кооперативным прохождением, а ведь вся прелесть была именно в нём.
23. Golden Axe
Тоже кооперативный файтинг, но на этот раз в стиле фэнтези и с элементами магии. Игра была известна на многих платформах, и, к сожалению, порт под Спектрум был сделан весьма неаккуратно. Но, для разнообразия, игрушка была вполне ничего. В отличие от "Таргета" с двумя бойцами-блинецами, в Golden Axe имелся выбор из трёх персонажей с разным стилем боя и разной магией.
Опять же, видео с кооперативным прохождением нет.
24. Silkworm
Кооперативный горизонтальный скролл-шутер. Почему-то никто никак не мог запомнить название этой игры. Скажешь "Силкуорм" - спросят "Что?". Скажешь "Джип и вертолёт" - ответят "Ааа, ну да, давай".
Вертолётом играть было намного веселей, потому что он стрелял в двух направлениях сразу, а на джипе помимо стрельбы ещё надо было постоянно целиться вручную и перепрыгивать препятствия.
25. Rampage
Жанр затрудняюсь определить. Слэшер? Ну, в какой-то мере... Героев в игре три: гигантские горилла, ящер и оборотень. Играть могли до трёх человек одновременно, но на моём Спектруме не было порта под джойстик, поэтому мы играли максимум вдвоём. Оставшимся без управления персонажем управлял ИИ. Цель игры - буйствовать, сеять хаос и разрушения, круша дома, пожирая людей, давя танки и сшибая вертолёты. Вертолёты постоянно пикировали и вели обстрел, из окон высовывались несогласные жители с активной гражданской позицией, тоже стреляли или швырялись всяким хламом. Поэтому, чтобы немного восстановить неизбежно уменьшающееся здоровье, дома приходилось ломать не абы как, а особым способом, позволяющим порыться в обломках в поисках вкусняшки.
Мне это игра нравилась, моим друзьям - не очень, поэтому играли мы в неё несколько реже, чем мне того хотелось.
Дальше - о стратегиях.
26. Neter Earth
Так же известна русифицированная версия под другим названием: Robots War.
Одна из первых (если не первая) стратегия в реальном времени. Нетленная классика, сверкающая жемчужина. Из характерных особенностей можно выделить непрямое управление юнитами как основной режим, полностью разрушаемый ландшафт, семь видов ресурсов, самостоятельную сборку роботов из доступных блоков под определённые цели. Придётся выложить два видео. Первое, идущее с ускорением в 6 раз более смотрибельно, но играть в таком темпе может только очень опытный человек.
Игрок управляет летающей платформой, способной садиться либо на крышу базы для сборки роботов, либо на голову робота для отдачи приказа или для обретения над ним прямого контроля. Больше она ничего не может, даже умереть. Всё остальное приходится делать роботам. Трудность в том, что робот в один отрезок времени способен выполнять лишь один приказ. Если ему отдать команду на захват вражеских заводов, он будет полностью игнорировать как нейтральные заводы, так и вражеских роботов, даже ведущих по нему огонь. И, наоборот, робот, запрограммированный на уничтожение вражеских роботов, никаких захватов производить не будет. Под прямым управлением игрока эти железяки, понятное, дело, резко прибавляют в эффективности; в принципе, игру реально пройти экспресс-рашем на первой же построенной машине. Но многие опытные игроки относились к прямому управлению, (и, тем более, к боевому режиму) как к читерству (хотя и не знали такого слова), портящему всё удовольствие от игры, и часто играли на самоограничениях.
Второе коротенькое видео выкладываю только чтобы показать реальную скорость игры.
27. North and South
Стратегически-тактическая аркада от известной французской фирмы Infogrames на тему Гражданской войны в США.
Игра обладала весьма приятной графикой и состояла из трёх компонентов: пошаговая стратегия, тактически-аркадный бой и аркадный захват городов. На стратегической карте, представляющей собой восток США, перемещаются отряды противоборствующих армий. Основная цель стратегии - обеспечить контроль над пятью городами, через которые проходит железная дорога. Чем больше городов контролирует игрок, тем больше золота привезёт ему проезжающий каждый ход поезд, а значит, тем чаще он будет получать подкрепления. Когда два отряда враждующих армий оказываются в одном штате, стартует тактически-аркадный бой.
Бой проходит в реальном времени и в нём с каждой стороны участвуют по три отряда, представляющих разные рода войск: артиллерию, кавалерию и пехоту. Цель тут очевидна: разгромить врага, стараясь минимизировать свои потери, для чего просто необходимо быть предельно внимательным и постоянно переключаться с отряда на отряд, уводя их из-под удара, не забывая при этом атаковать самому. В такой боёвке была определённая прелесть, тем более что её и сравнить-то не с чем.
Ну и третий компонент - захват городов. К сожалению, это та самая ложка дёгтя, которая портит бочку мёда. Мало того, что сам захват выполнен в стиле очень примитивной аркады, так он ещё и несбалансирован в пользу захватывающей стороны. Остановить захватчика практически невозможно, так что эта пробежка по городским улицам является рутиной, напрасно отнимающей время.
Из плюсов игры ещё стоит упомянуть режимы как для одного, так и для двух игроков, четыре разных сценария, отличающихся расстановкой и соотношением сил и несколько дополнительных опций, разнообразящих игру.
Почему эта игра так мне запала? Эта игра была одной из первых, которую я увидел на Скорпионе и боёвка мне сразу очень понравилась, но буквально через пару дней дискетка перестала читаться. И только через несколько месяцев мне удалось найти работающую копию.
28. Sim City
Надеюсь, в представлениях не нуждается. Не мог не упомянуть.
29. Quazatron
Не совсем стратегия, но к верхнему мозгу эта игра заметно более требовательна, чем к нижнему, поэтому «я просто оставлю это здесь».
Игрок управляет бочкообразным дроидом с одной очень интересной и достаточно уникальной способностью. Просто катаясь по уровням и отстреливая врагов игру не пройти, необходимо делать постоянные апгрейды. Зажав огонь, игрок переводит дроида в "абордажный режим" и при контакте с врагом включается логическая мини-игра. Она несложная, но случайное поражение приводит к моментальному геймоверу, а сохранений, традиционно для Спектрума, нет. Зато победа даёт возможность покопаться в модулях поверженного врага (двигатель, энергоблок, оружие, шасси, спецоборудование) и заменить кое-что у себя. Вот тут и сказывается достаточно высокий порог вхождения в игру: без описания очень непросто разобраться в маркировке роботов (чтобы знать, на кого стоит тратить время, а кого можно просто пристрелить) и запомнить названия типов модулей, чтобы не сделать себе от жадности даунгрейд вместо апгрейда.
Дополнительная сложность: ёмкость энергоблока непрерывно садится, поэтому дроиду постоянно требуются новые доноры, из-за чего приходится очень внимательно строить стратегию по зачистке уровней, не убивая всех подряд, а оставляя себе некоторый запас на концовку игры.
30. Rebelstar
Наверное, это первая пошаговая тактика в современном виде. Очки действия (action points), бойцы с разным набором характеристик, разнообразное оружие, вероятность эпичного промаха в упор, или неожиданного попадания через всю карту, губительный дружественный огонь, частично разрушаемое окружение - всё при ней.
Цель - отрядом из полутора десятка людей и четырёх боевых дроидов провести штурм лунной базы и уничтожить вышедший из-под контроля центральный компьютер или всех охраняющих его роботов.
Из минусов – сырая, бедная и несколько неаккуратная графика без малейшего намёка на анимацию, слабый ИИ с неприятными багами, отсутствие карты, сильно затрудняющее ориентирование, завышенные характеристики боевых дроидов игрока.
Имелась отдельная версия с режимом игры для двух игроков, которую по ошибке называли Rebelstar 2.
31. Rebelstar II: Alien Encounter
Вторая часть Ребелстара мне всегда нравилась намного больше первой. Графика стала детальней и симпатичней, карта более интересной, а главное - был заметно улучшен ИИ. Ну и сценарий стал детальней и интересней. Сюжет навеян моим любимым фильмом "Чужие", на что указывает не только название игры и внешний вид врагов, но и такие имена бойцов как "капрал Хикс", "Хадсон" и "Васкес". Также вспоминается боец с замечательным именем "Люк Соло".
По сценарию нужно добраться до базы чужих, убить королеву, уволочь несколько яиц из инкубатора, отбить контратаку с тыла и успеть улететь на шаттле до 26-го хода. По итогам боя игрушка считала очки, определяла победителя и отпускала едкий комментарий.
Именно с этой игры ведёт свою историю фирма Mythos Games.
32. Laser Squad
Вторая игра от Mythos Games. Вышла в том же, 1988-м году что и предыдущая, но как же кардинально она отличалась от предшественников! Графика стала красивой и гладкой, появилась приятная глазу анимация. Резко сократили численность отрядов с 15-17 единиц до 5-8, что значительно ускорило бои. Теперь бойцов не выдавали с готовым набором снаряжения, но игрок сам стал должен экипировать отряд по своему вкусу, укладываясь в отведённый лимит. Появилась карта. Появились автоматы с возможностью задавать длинну очереди (эта опция почему-то потом из жанра исчезла). Появились ракеты и гранаты - оружие с действием по площади, увеличилась доля разрушаемого окружения. Был кардинально переделан интерфейс уходом от горячих клавиш к управлению пятью кнопками через выпадающие меню. В базовой версии были доступны три совершенно разных сценария, позднее были выпущены два дополнения (сейчас бы их назвали DLC), содержащие по два сценария и по абсолютно новому набору оружия. Ну и режимы для одного и двух игроков, разумеется. Именно эта игра сделала меня фанатом жанра, и я остаюсь им до сих пор.
А через 6 лет авторы трёх последних игр братья Голлопы в составе своей фирмы Mythos Games выпустили нетленную классику всех времен: UFO: Enemy Unknown, (она же X-COM: UFO Defense). Когда история делается на твоих глазах (пусть даже это история не самого популярного жанра компьютерных игр) - это всегда интересно.
Продолжение следует. Следующий пост будет о достойных играх для Спектрума, которым я по тем или иным причинам уделял недостаточно внимания.
10 комментариев
11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Кто ещё может похвастаться, что первые игры в далёком 1986-м гонял на "Эльбрусе"? Детей сотрудников пускали на час в неделю, по выходным... Чисто текстовые чёрно-зелёные терминалы.. змейка, арканоид... распечатки на текстовых АЦПУ... потом уже появилось чудо-чудное - 286 с графическим (!!!) экраном. Но это уже совсем другая история...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена