За тех, кто в море
Широкая публика обходит вниманием моряков времен Великой Отечественной войны — морские сражения обычно уходят на второй план перед известными сухопутными операциями. Тем не менее, в военное время на воде и под водой прошло немало яростных схваток, в которых отличились отечественные моряки — мы вспомнили пятерых героев, чьей отваге можно позавидовать до сих пор.
Желваков Иван Михайлович
(3 марта 1918 — 4 февраля 1952)
Будущий Герой Советского Союза Иван Желваков начал карьеру в Севастопольском военно-морском училище. В 1940 году его направили служить на Тихий океан командиром торпедного катера, а 1943-м он послал рапорт начальству, где попросил о переводе в действующий Северный флот.
Желваков служил в Баренцевом море. Однажды, возвращаясь на базу, он заметил немецкие корабли возле острова Лилле-Эккерей. Вместе с соседним катером под командованием старшего лейтенанта Кисова Желваков решил атаковать. Однако немцы были начеку — по дерзким морякам начали стрелять не только корабли, но и береговые батареи. Торпедистам все же удалось подойти на достаточное расстояние, чтобы произвести два залпа и потопить два немецких сторожевых катера, но уйти без потерь не удалось.
В румпельный отсек катера Желвакова попал снаряд, и судно стало тонуть. Моряки начали откачивать воду, пока враги подбирались все ближе и ближе к катеру. Отдавая на ходу приказы, Желваков бросился к автоматической пушке у борта катера — вода прибывала, фашисты приближались, а командир стрелял. Подмога подоспела в последний момент — лейтенант Кисов вернулся за товарищами, и наши моряки начали отступать. В ходе погони катер Кисова атаковали не только корабли, но и авиация — и нашим морякам даже удалось сбить один самолет.
Буров Герман Петрович
(25 июня 1907 — 1996)
Великая Отечественная застала Германа Бурова в Заполярье – там он, служа в военно-морском флоте, возил раненых из Кандалакши в Архангельск. Позже он был переведен в Ленинград — в составе Ладожской военной флотилии Буров под постоянным ударами авиации сновал между осажденным городом и базой на катере «Кабеев», привозя в Ленинград оружие, подкрепления и продовольствие.
В ноябре 1942 года Бурова перебросили на Азовское море, где он был назначен мотористом тендера. Моряк не был знаком с дизельными моторами, что не остановило его в их изучении. Вскоре он мог определить и устранить любую неисправность двигателя.
В ноябре 1943 года перед его тендером поставили задачу высадить советские подразделения в районе завода Войкова, плацдарма советских войск в Крыму, а также доставить туда амуницию и снаряжение. Немцы пытались отрезать Крымский полуостров от помощи с материка и круглосуточно патрулировали береговые воды, но это не остановило команду Бурова. Моряки повели корабль под обстрелом, в результате которого у судна был пробит борт и сломан дизельный мотор. Экипаж попал в сложную ситуацию: мотор нужно было починить за ночь — рассвет означал неминуемую смерть или плен. Тут-то и пригодились знания Бурова. В кромешной темноте его команда пристала к берегу и, не издавая ни звука, приступила к починке двигателя. Моряки разобрали поврежденный мотор, и под руководством Бурова привели его в порядок.
Корабль добрался до своей цели, высадил десант и амуницию, забрал раненых, и вернулся обратно к самому рассвету
Ларин Иван Яковлевич
(3 августа 1911 — 25 октября 2001)
Иван Ларин начал свой путь еще с Советско-финской войны, а в начале Великой Отечественной был назначен командиром катера-тральщика в составе Балтийского флота. Тральщики играли важную роль в операциях флота — помимо обезвреживания мин они участвовали в высадке десанта и разведке.
В числе первых заданий Ларина было участие в Таллинском прорыве — печально известной переброске сил Балтийского флота из Эстонии в Кронштадт. После авиационного удара Ларин первым повел свой катер к одному из подбитых кораблей и спас 18 членов его экипажа.
Позже, в боях за эстонский Моонзундский архипелаг корабль Ларина неустанно перемещался между берегом и базой, подвозя подкрепления и патроны и вывозя раненых. Он одним из первых высадил десант на эстонский остров Эзель, после чего под шквальным огнем помог экипажу другого катера сойти с подводных камней. За всю войну Ларин участвовал в 320 операциях по обезвреживанию вражеских мин, лично избавившись от 60. Но его главным достижением стало спасение жизней 500 советских военных — неудивительно, что в марте 1945 года он получил звание Героя Советского Союза
Леонов Виктор Николаевич
(21 ноября 1916 — 7 октября 2003)
Хотя Виктор Леонов обучался на подводника, в начале Великой Отечественной он попросил командование перевести его в разведывательные войска Северного флота. Там он провел порядка 50 операций, выходя в тыл противника и добывая важные сведения.
В октябре 1944 года Леонов принял участие в знаменитой Петсамо-Киркенесской операции, проходившей на севере Финляндии и Норвегии. Перед его отрядом была поставлена задача первыми высадиться на берег и, обойдя основные силы врага, уничтожить батареи фашистов на мысе Крестовый. Добираться до мыса пришлось два дня. Отряд Леонова был измотан, но командир все же принял решение атаковать фашистов.
Морякам удалось овладеть батареей на мысе, захватить в плен значительное число гитлеровцев и отразить несколько контратак, удержав важную точку. Так команда Леонова смогла обеспечить относительно безопасную переброску советских войск на берег в Линахамари, что в дальнейшем привело к занятию этого района и захвату всего Петсамо. В ноябре того же года Леонова наградили званием Героя Советского Союза.
После Великой Отечественной, на Дальнем Востоке Леонов участвовал в разгроме Японии. В порту города Вонсан отряд Леонова пленил почти три тысячи солдат и офицеров, за что советское руководство во второй раз удостоило его званием Героя Советского Союза.
Хомяков Максим Игнатьевич
(30 июля 1912 — 24 октября 1958)
Как и многие офицеры Тихоокеанского флота, Максим Хомяков направил немало просьб перевести его в места активных боевых действий. Его рапорт был удовлетворен только в феврале 1944 года — прибыв на место дислокации Черноморского флота, Хомяков тут же начал перенимать богатый опыт новых коллег.
Весной 1944 года фашисты активно перебрасывали войска с одного фронта на другой, что делало их уязвимыми для подводников. Первая операция Хомякова началась 17 апреля 1944 года, когда лодка М-111 под его командованием засела на предполагаемом маршруте прохода вражеского конвоя.
Радиограмма от летчика подтвердила информацию и указала курс, и тогда М-111 набрала предельную скорость и догнала конвой. Хомяков дал залп по крупнейшим кораблям противника, отправив их на дно, после чего вернулся к своим, уклоняясь от глубинных бомб — команде корабля приходилось постоянно маневрировать и устранять неисправности лодки. Приплыв на базу, команда Хомякова починила лодку и тут же вернулась в бой.
В последующие месяцы подводная лодка Хомякова провела еще четыре похожих рейда. Ни превосходящие силы противника, ни повреждения лодки не могли остановить слаженную работу ее команды и невозмутимого капитана Хомякова, за свою храбрость получившего звание Героя Советского Союза.
2 комментария
11 лет назад
Спасибо. ТАКИХ ЛЮДЕЙ НАДО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена11 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена