Об истории кредитки
Впрочем, нет, их история началась ещё раньше, на страницах американской литературы. В 1887 году писатель-новеллист Эдвард Беллами в романе-утопии "Взгляд назад" первым употребил словосочетание кредитная карта. Целых одиннадцать раз.
Несмотря на то, что это произведение наделало много шума (и обрело популярность во многих странах, включая Россию), название сразу не прижилось. И первые карты, предназначенные для покупки в кредит в магазинах, назывались заряженными пластинами. На языке оригинала - Charga-Plate (другой, возможно, более корректный вариант перевода - расходная пластина).
Выглядели они вот так.
Эти пластины размером 2½ × 1¼ дюйма изготавливались из листовой стали. На них механическим способом выдавливались идентификационные данные клиента. Зубчики на кайме шифровали срок действия. На оборотной стороне закреплялся листок бумаги с образцом подписи. Первые образцы появились в 1928 году.
При расчётах пластину закладывали в специальное устройство - импринтер, которое позволяло получить оттиск идентификационных данных на чеке. Затем покупатель на нём расписывался, забирал покупку, а впоследствии с его счёта списывались деньги. Кстати, поначалу кредитные карты выпускались не банками или финансовыми компаниями, а крупными универмагами.
Некоторые элементы той расчётной инфраструктуры - импринтеры, выпуклый шрифт на лицевой стороне карты и подпись держателя на обороте - остались до сих пор. И кое-где оттиск номера карты на чеке - вполне актуальный способ оплаты.
Наименование Charga-Plate было настолько популярным, что одна из двух ныне крупнейших карточных платёжных систем, MasterCard, поначалу называлась MasterCharge.
Дедушка всех кредитных карт
Вот этот металлический жетон так же похож на современную кредитную карту, как Флайер-1 братьев Райт — на Боинг 747.
И тем не менее, это — «дедушка» всех нынешних кредиток.
Торговые кредиты появились так давно, что имя их изобретателя кануло в Лету. Собственно, любой уважающий себя хозяин мясной или зеленной лавки рано или поздно приходил к идее кредитования постоянных покупателей, отпуская им товар в долг. В XIX веке с появлением крупных сетевых универмагов потребовалось поставить этот процесс на промышленную основу. Необходимо было предоставить платежеспособным клиентам возможность совершать покупки в кредит в любом магазине сети, а гасить задолженность — где им удобно.
Самая первая задача здесь — как идентифицировать такого клиента и «привязать» его к специальному долговому счёту. Механизм был позаимствован у военных и полицейских, где металлические номерные жетоны применялись уже довольно широко и неплохо себя зарекомендовали.
По некоторым данным, пионером в создании «жетонной» системы кредитования покупателей стала торговля американского Бостона. Возможно, также что идею двинул в массы универмаг Abraham & Straus из Бруклина (Нью-Йорк). В любом случае, механизм прижился... на какое-то время. А после Первой мировой войны доступ к нему получили не только «сливки общества», но и представители среднего класса.
Но уже к 1930-м годам стало понятно, что система не без изъяна. С одной стороны, как выяснилось, далеко не все продавцы в состоянии безошибочно переписать номер жетона в книгу. С другой — появились случаи подделки таких жетонов и даже грабежей с целью завладеть металлической бляхой, украшенной логотипом солидного универмага.
Тогда и появились расходные пластины (a. k. a. Charga-Plate), где номер не переписывался, а переносился на чек с использованием специальных устройств, причём для собственной идентификации покупатель должен был расписаться на счёте (образец его подписи был на бумажной части пластины).
Но и криминал не дремал. Появились новые способы мошенничества, и битва за неприкосновенность данных с кредитных карт продолжается по сей день.
Впрочем, это уже совсем другая история...
Источник:
3 комментария
10 лет назад
Ты про дайнесклаб добавь.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
По окончанию ужина, Франк обнаружил, что забыл свой кошелек дома. Ему пришлось звонить жене и просить ее срочно привезти ему наличные. После этого инцидента Макнамара поклялся, что подобная ситуация с ним никогда больше не повторится. Объединив две темы того памятного ужина (возможность дать взаймы свой кредит и отсутствие наличных, чтобы заплатить за еду) Франк додумался до абсолютно новой идеи — идеи кредитной книжки, которая использовалась бы не одним магазином, а многими торговыми учреждениями. Особая новизна этой концепции состояла в использовании компании-посредника между продавцом и покупателями.
Кредитные книжки или карты, выпускаемые определенным магазином или бензоколонкой, были очень популярны в начале ХХ века. Это помогало компаниям обеспечивать лояльность покупателей — должник скорее вернется в магазин, чтобы купить что-то еще. Кредитные карты обычно распространялись среди клиентов, о платежеспособности которых было доподлинно известно. Для длинного списка покупок нужна была целая кипа кредитных карт, по отдельной карте для каждого места торговли. Гениальность идеи МакНамары состояла в том, что он предполагал использовать только одну единственную карту для всех торговых точек. К тому же с распространением автомобиля и аэропланов люди начали путешествовать и, естественно, им хотелось покупать вещи не только в родном городе.
Историческая справка о платежной системе Diners Club InternationalГоворя откровенно, МакНамара не был первооткрывателем, но — хорошим финансистом и хватким бизнесменом. И в 1950 году создал новое предприятие, которое получило название Diners Club и с тех пор считается отправной точкой в истории развития карточной индустрии. Главной идеей нового предприятия стало кредитование клиентов за небольшой процент непосредственно в местах продажи товаров и услуг. Теперь не индивидуальные компании предлагали свой собственный кредит, а Diners Club предлагал открыть кредит клиентам для многих компаний. И сбор денег с должников, обладателей кредитных карт Diners Club, осуществляли не сами компании, а Макнамара и Со.
До этого компании выигрывали от использования кредитных карт тем, что создавали постоянную клиентуру, которая обеспечивала высокий уровень регулярных продаж. Но Diners Club не мог делать деньги по такой схеме. Было решено, что за каждую покупку, совершенную посредством карты от Diners Club, компании будут платить 7% от ее стоимости, а обладатели карт — ежегодный сбор в 3$.
МакНамара сконцентрировал свое внимание на бизнесменах. Именно они были наиболее частыми посетителями ресторанов и, следовательно, могли иметь интерес к его услугам. Этим объясняется и название компании, которое можно перевести на русский как «Клуб ресторанных завсегдатаев». Первые карты Diners Club были розданы двум сотням человек, по преимуществу друзей и знакомых владельцев компании. Карты принимались в 14-ти нью-йоркских ресторанах. Они печатались на прямоугольнике плотной бумаги со списком всех 14 ресторанов на оборотной стороне.
Историческая справка о платежной системе Diners Club InternationalВ начале дела шли неважно. Владельцы ресторанов не хотели платить свои 7% и боялись конкуренции со своими собственными картами. Потенциальные клиенты Diners Club не хотели покупать карты Diners Club, поскольку поначалу они не предлагали достаточно большого выбора мест, где карты принимали к оплате. Тем не менее, к концу 1950 года 20 тыс. ньюйоркцев расплачивались за ресторанные ужины кусочками бумаги от Diners Club. Параллельно бывший друг МакНамары Альфред Блумингдейл начал в Лос-Анджелесе собственные операции с кредитными карточками по аналогичной схеме, известные под названием “Dine & Sign” (Пообедав, распишись). Ему удалось привлечь более 25 ресторанов, и ежемесячный оборот его компании в скором времени составлял уже 150 000 долларов. Однако он начал испытывать финансовые затруднения, не имея достаточных источников кредитования. В начале 1951 года бывшие друзья и будущие партнеры принимают решение объединиться, и новая система обретает уже национальный статус, действуя в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Бостоне, где были выкуплены операции партнера Блумингдейла по Dine & Sign. Объединенная компания стала называться Diners Club.
Историческая справка о платежной системе Diners Club InternationalК середине 1951 года оборот компании составлял уже 325 000 долларов, насчитывалось 42 000 клиентов, с которых взималось 3 доллара за пользование карточкой в год, и 330 обслуживающих предприятий в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Бостоне и Майами. Чистая прибыль компании к концу года составила 60 000 долларов.
В последующие годы компания стремительно развивалась, практически не сталкиваясь с конкуренцией. Уже в ближайшие три года карточка стала приниматься в торговых и сервисных предприятиях Канады, Мексики, Пуэрто-Рико, Великобритании, Франции, Испании, Финляндии, Дании, Бельгии, Германии, Голландии, Греции, Норвегии, Сирии, Египта, Ирака, Венесуэлы. Были открыты франчайзы — представительства компании в Великобритании, Испании, Бразилии и Австралии. К концу 50-х годов держателями карточек Diners Club являются уже более миллиона человек, а карточку принимают к оплате в 20 000 точках в 76 странах мира
Удалить комментарий?
Удалить Отмена