Самолет-амфибия ВВА-14: Змей Горыныч с вертикальным взлетом
Памятник неизвестному конструктору
ВВА-14 – уникальная разработка, смело можно сказать, гениального конструктора и ученого, опередившего свое время, Роберта Людвиговича Бартини (1897 – 1974). А потому и мало кому известного, поскольку его послевоенные проекты реализованы не были. Некоторые не были приняты, поскольку эксперты настояли на том, что получить заявленные конструктором параметры невозможно. Некоторые были одобрены коллегами – Туполевым, Мясищевым и другими ведущими советскими конструкторами, - но отвергнуты Совмином. Поскольку имя конструктора, запустившего в серию три бомбардировщика еще в начале 30-х годов, им было неизвестно.
Но в конце прошлого века, когда идеи Бартини могли бы начать реализоваться в связи с развитием технологий, произошел развал отечественной авиапромышленности. Так, например, именно его незавершенные разработки легли в основу уникального экраноплана Бе-2500 с запланированной взлетной массой 2500 тонн, полезной нагрузкой 1000 тонн и дальностью 16000 км. Его разработка началась в 80-е годы, но в 90-е была прервана в связи с отсутствием финансирования.
Однако некоторые идеи Бартини опосредованно реализовались. Так, находясь в заключении и работая в «шарашке» в 30-е годы, он пересекся с рядом вполне состоявшихся конструкторов. И внес существенный вклад в создание серийных самолетов, работая в группе Туполева. А Королев называл Бартини своим учителем, научившим главному – творческой дерзости и отваге.
Красный барон
Роберта Людвиговича на родине, в Италии, звали Роберто Оросом ди Бартини. Он родился в семье барона. В Первую мировую ушел на восточный фронт добровольцем. Попал в русский плен, где проникся коммунистическими идеями. Вернувшись на родину, дабы не быть «паразитом», пошел работать механиком на завод и вступил в компартию. После смерти отца всю свою громадную долю наследства, 10 млн. долларов, передал Коммунистической партии Италии.
За два года экстерном получил диплом авиационного инженера, а также стал сертифицированным пилотом. В 1922 году, когда к власти пришел Муссолини, Бартини эмигрировал в Советский Союз. Где за 6 лет прошел путь от лаборанта до конструктора. А в 31 год стал комбригом и начальником КБ морского авиастроения. В общем, не жизнь, а песня.
Однако в 1938 году она прервалась – Бартини осудили на 10 лет как «итальянского шпиона». Освободился он лишь в 1946 году.
Роберт Людвигович с самого начала своей инженерной карьеры тяготел к разработке самолетов-амфибий, считая, что за ними будущее. И доказывал это в своем фундаментальном труде о «планетарном транспорте», который в равной мере был и инженерным, и научным, и философским.
Именно на этой генеральной идее и основывалась разработка экраноплана (полет на воздушной подушке) и экранолета с вертикальным взлетом и посадкой ВВА-14.
В военных целях
Но, понятное дело, никто бы не дал Бартини денег на разработку «транспорта, прекрасного во всех отношениях». Способного летать и над морем, и над сушей, и садиться и на воду, и на неподготовленные грунтовые площадки, и при этом потреблять мало горючего.
Деньги Бартини дали военные. На разработку противолодочного самолета-амфибии. Это направление в морской авиации в тот период было в высшей степени актуально в связи с тем, что в начале 60-х годов на боевое дежурство в ВМФ США начали заступать атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами «Поларис». Что ставило под угрозу безопасность страны.
Естественно, в этом направлении работал не только один Бартини, но и ряд авиационных КБ. Но финансирование разработки этого «прожектера», каковым его считали многие в Министерстве авиационной промышленности, стало возможным в связи с тем, что финансов на создание средств борьбы с АПЛ было в избытке.
В связи со сложностью предстоящей работы – аналогичных проблем до Бартини никто в мире не решал, - до 1965 года была проведена НИР. В результате была спроектирована похожая машина, но меньших размеров, которая получила название МВА-62. Результаты НИР убедили госкомиссию, что Бартини наконец-то сможет выдать уникальный конкретный продукт, пригодный для серийного производства. И конструктору дали зеленую улицу.
Вначале работы по проектированию ВВА-14 проходили в подмосковной Ухтомке на базе вертолетного ОКБ Н.И.Камова. В 1968 году Бартини перебрался поближе к воде, на таганрогский завод №86. Именно здесь вскоре образовалось ОКБ Бериева, специализирующееся на самолетах-амфибиях.
Трехголовая амфибия
Было запланировано строительство трех опытных образцов ВВА-14. На первом предстояло отработать режимы взлета и посадки как на наземную полосу, так и на воду, а также режим экраноплана. На втором предполагалось испытать режимы вертикального взлета и посадки и полеты в режиме экранолета.
И третий должен был обладать всеми запланированными летно-техническими характеристиками и иметь вооружение. Амфибия должна была обнаруживать подводные лодки как в полете, так и на плаву. И оснащалась средствами их уничтожения. ВВА-14 должен был стать частью авиационного противолодочного комплекса, состоящего из собственно самолета, поисково-прицельной системы «Буревестник», противолодочного оружия и системы заправки топливом на плаву. Комплекс предназначался для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника, находящихся в районах удаленных от места вылета на 1200-1500 км, как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими силами и средствами ВМФ.
Когда первый образец был готов, за необычный внешний вид его прозвали Змеем Горынычем. Что весьма точно – самолет имел схему катамарана с кабиной посередине. На нем были установлены два турбореактивных маршевых двигателя, позволявших развивать скорость в 760 км/ч. При базировании на аэродроме использовалось обычное шасси. При посадках на воду на Ярославском шинном заводе были разработаны два уникальных поплавка, отдаленно напоминавших надувные матрасы, которые надувались непосредственно перед приводнением.
На второй опытный образец должны были установить 12 ТРД, обеспечивавших вертикальный взлет и посадку. Была проделана громадная подготовительная работа на двух стендах, имитирующих подъемные двигатели. В результате была достигнута устойчивая работа системы при различном состоянии водной поверхности.
На море и на суше
Первый опытный образец был построен в 1972 году. В течение трех лет он испытывался как в сухопутных, так и в морских режимах. Было проведено 107 полетов. В результате самолет продемонстрировал свое полное соответствие требованиям ТЗ. В режиме экраноплана он совершал полет на высоте 12 метров над поверхностью воды, был устойчив и легок в управлении.
Летчики-испытатели освоили работу с надувными поплавками и уверенно приводнялись даже при значительном волнении. При сдутых поплавках самолет держался на воде при 4-х-5-и бальных волнах. ВВА-14 демонстрировал и прекрасный ход, развивая в режиме катамарана скорость до 35 км/ч.
Все шло наилучшим образом. Однако разработка смежниками подъемных двигателей для второго образца затягивалась. В конце концов, они так и не были сделаны. Осознав бесперспективность их получения, Бартини в начале 1974 года доработал амфибию таким образом, что она стала летать и как экранолет, то есть в режиме обычного самолета. А в конце года генеральный конструктор скончался.
К этому моменту на вооружение ВМФ уже начали поступать такие противолодочные самолеты как Бе-12, Ил-38 и Ту-142. И заказчик охладел к проекту, решив довольствоваться синицей в руке. В 1976 году проект был закрыт. Несмотря на то, что не существовало непреодолимых технических проблем для создания уникального самолета.
ЛТХ ВВА-14
Длина - 26 м
Высота – 6,8 м
Размах крыла – 28,5 м
Площадь крыла – 217,7 м
Масса пустого самолета – 35356 кг
Максимальная взлетная масса – 52000 кг
Тяга маршевых двигателей – 2х6800 кгс
Тяга подъемных двигателей – 12х4400 кгс
Максимальная скорость – 760 км/ч
Крейсерская скорость – 640 км/ч
Дальность – 2450 км
Практический потолок – 10000 м
Экипаж – 3 человека
Вооружение – 4000 кг боевой нагрузки: торпеды, мины, авиабомбы.
20 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена