Киношедевры: Киношедевры. «Терминатор 2: Судный день»
Роботы не цепляются за жизнь. Им нечем цепляться — у них нет души, нет инстинкта. У травы больше воли к жизни, чем у них.
Карел Чапек, пьеса R.U.R.Так уж повелось, что продолжение культового фильма обычно снимается лишь для пополнения банковского счета кинокомпании. Если последователю удастся взять планку, установленную предыдущей картиной, можно ждать третью часть, телесериал и компьютерную игру. Редко, крайне редко «сиквел» укладывает на лопатки именитого предшественника и входит в историю как лучший фильм жанра. Для своего режиссера он становится пропуском в высшую лигу, для других режиссеров — недостижимым идеалом, перечеркивающим возможность снять более успешный «триквел». В 1984 году Джеймс Кэмерон вывел «в люди» Арнольда Шварценеггера, сделав его самым узнаваемым суперзлодеем. Семь лет спустя он перевернул все с ног на голову и умудрился превзойти самого себя. Терминатор стал драматическим персонажем, а «Судный день» — одним из лучших боевиков в истории кино.
Шиворот-навыворот
Более рискованный проект сложно было представить. После премьеры «Терминатора» минуло семь лет. Публика изрядно охладела к киборгу из будущего, а Шварценеггер, получив мощный старт в качестве крутого злодея, благоразумно сменил амплуа, став «крутым хорошим парнем» («Коммандо», «Хищник», «Бегущий человек», «Красная жара», «Вспомнить все»). Более того, Арни постарел, размяк и стал проявлять интерес к жанру комедии. Кто рискнет показать детсадовского полицейского в роли механического убийцы?
Только Кэмерон. Продюсеры выделили ему невиданную по тем временам сумму — 90 миллионов долларов. Вскоре бюджет раздулся до ста миллионов. В те годы «Терминатор 2» был самым дорогим фильмом в истории Голливуда. На карту было поставлено все: если бы картина провалилась в прокате, Кэмерон до старости снимал бы рекламу шампуня от перхоти.
Учитывая это, со стороны его действия могли показаться профессиональным самоубийством. Он тратил огромные суммы на спецэффекты. Он заставил героев боевика не только стрелять, но и рассуждать о судьбе и свободе выбора. Перепрограммированный Терминатор стал гуманистом и (в определенном смысле) приемным отцом Джона Коннора.
Мрачное будущее и светлое настоящее на съемочной площадке.
Судя по нездоровой тяге Кэмерона к подобным сценам, в детстве на него кто-то наступил.
От судьбы не уйдешь
После «Терминаторов» Линда Хэмилтон снялась в нескольких успешных фильмах, в 1997 году вышла замуж за Кэмерона, однако два года спустя развелась с ним. Главной проблемой ее жизни стал биполярный психоз (спонтанная смена психического состояния: от депрессии до мании преследования). Некоторые психиатры связывают повышенные творческие способности с этим расстройством.
Ну и как АК?
В первом фильме Сара Коннор была кем-то вроде Девы Марии — матери спасителя человечества. Кудрявая овечка, визжащая от страха, угодила в дурдом и превратилась в накачанную «терминаторшу» с повадками штандартенфюрера СС. Наконец, «эстафетную палочку» злодейства у культуриста Шварценеггера принял Роберт Патрик — худощавый парень, единственным запоминающимся элементом внешности которого были оттопыренные уши.
Участие самого Арни в фильме было под вопросом. Актер категорически отказался играть злодея. Вначале Кэмерон хотел сделать «злым» терминатором Майкла Бина, игравшего Кайла Риза в первой серии, но потом рассудил, что «рокировка» положительных и отрицательных персонажей — это уже слишком.
Оставался открытым вопрос о том, почему Т-800, раздавленный гидравлическим прессом в первой части, вернулся из будущего целым и невредимым. Кэмерон попросил мастера по спецэффектам Стэна Уинстона снять тизер в виде самостоятельного мини-фильма. Проблема с «возрождением» Т-800 была решена следующим образом: в тизере показали футуристическую сборочную линию, на которой один за другим изготавливались терминаторы с лицом Шварценеггера.
Это не вполне соответствовало предназначению Т-800, человеческая внешность которого должна была облегчать внедрение киборга на базы людей. Если к вам в дверь ежедневно стучатся десятки Шварценеггеров — это, согласитесь, должно вызывать подозрения. В комментариях к фильму Кэмерон сказал, что полное название робота — Т-800, модель 101, причем последняя цифра указывает на облик Терминатора. Модель 101 — это Арнольд Шварценеггер. Модель 102 — кто-то другой, и т. д.
ного вопросов было и к «устройству» нового киборга. Например, в финале Т-1000 повреждает источник питания Т-800 (у модели Т-850 из третьей части это был водородный аккумулятор, который взрывался, как заправская атомная бомба). Однако роботу удалось найти некий «альтернативный» источник питания.
Кэмерон пояснил, что Т-800 воспользовался радиатором, чтобы выработать энергию из температуры окружающей среды (напомним, что действие разворачивалось на сталелитейном заводе). Из этого можно сделать логичный вывод, что лучшее место для Терминаторов — пустыня Сахара, где они могут работать гораздо дольше ресурса своих батарей (у Т-800 он составляет 120 лет).
Чтобы перекинуть мост между разными сериями «Терминаторов», Кэмерон придумал определенные традиции — своеобразный фансервис, проливающий бальзам на души зрителей: в начале каждого фильма Терминатор отнимает у кого-либо одежду и очки, говорит «культовые» фразы (I’ll be back), выбрасывает водителя из машины, легко стреляет из крупнокалиберного пулемета, сверкает красным глазом и героически умирает. В «Терминаторе 3» это легкое подтрунивание над «законами жанра» превратилось в высмеивание, а сам фильм стал откровенной пародией.
Оригинальный гэг: Т-1000 подозрительно вглядывается в серебристый манекен.
Арни орудует старинным ружьем Winchester Model 1887.
От судьбы не уйдешь
После «Терминатора 2» Роберт Патрик не получал заметных ролей, засветившись в нескольких популярных сериалах (X-files, Lost). Он увлекается ездой на мотоцикле и возглавляет клуб байкеров. Интересно, что Т-1000 еще раз пересекся с персонажем Шварценеггера в 1993 году («Последний киногерой», Т-1000 выходит из полицейского управления).
Секреты успеха
Съемки фильма шли с октября 1990 года по апрель 1991-го. Он собрал почти 205 миллионов долларов (в четыре раза больше первой части) и получил 4 «Оскара» (лучший звук, лучший грим, лучшие спецэффекты, лучшая звукорежиссура).
По требованиям цензуры сцена свежевания руки была максимально сокращена.
Кэмерон сделал «блокбастер с мозгами». Вместо атмосферы мрачности и обреченности первого «Терминатора» он предложил зрителям бешеный драйв и безупречный стиль. Центральная идея фильма — «будущее не предопределено». Действительно, зачем машинам посылать в прошлое терминаторов, если Джон Коннор вырос, возглавил сопротивление и почти победил их? При неизменности времени все их попытки заведомо обречены на провал, ведь в 2029 году мистер Коннор жив и здоров. Следовательно, будущее можно изменить. А если так, то машины должны предпринять вторую попытку.
Кэмерон ограничился этой предпосылкой, решив не усложнять фильм темпоральными парадоксами (например, почему Т-1000 послали в 1994-й, а не в 1820 год, чтобы убить предков Сары Коннор?). Впрочем, одну шалость а-ля «Назад в будущее» режиссер себе позволил: отправив Т-800/101 в прошлое, машины облегчили свое создание (теперь «Скайнет» будет разработан не «с нуля», а на основе микропроцессоров, оставшихся от первого киборга). В конце фильма второй Т-800 совершает самоубийство, благодаря чему Судный день, который должен был произойти 29 августа 1997 года, наступает гораздо позже — 24 июля 2004 («Терминатор 3»).
В сценах с Т-1000, принявшим чей-либо облик, были задействованы близнецы Линды Хэмилтон (Лесли) и Дона Стэнтона (Дэн, роль охранника).
Перетасовав карты сюжета, Кэмерон принимает очередное парадоксальное решение: окружает спецэффектами не сверхпопулярного Шварценеггера, а Роберта Патрика. Причем речь идет не просто о красивых трюках. Погони, перестрелки, взрывы и драки есть в каждом боевике. Кэмерон же замахнулся на самые передовые компьютерные технологии того времени, сделав «Терминатор 2» настоящим цифровым чудом.
Если есть возможность — пересмотрите первый фильм. Монтаж движений киборга неестественен: робот дергается, как марионетка. Для второй картины студия Джорджа Лукаса Industrial Light & Magic задействовала технологию, ранее опробованную в фильме «Бездна» (1990), где акванавты вступали в контакт с некоей сущностью, состоящей целиком из воды. В «Судном дне» вода обернулась жидким металлом цвета ртути, а его пластику стало трудно отличить от человеческой.
Последний, очень человеческий жест Т-800.
Очеловечился и персонаж Шварценеггера. В начале фильма он — машина, отличающаяся от экземпляра из первой серии лишь боевой задачей и повышенной болтливостью. Когда Джон Коннор узнает, что робот обязан выполнять все его команды, Т-800 становится «ручным Терминатором», которому запрещено убивать людей. Для боевика это очень оригинально: вместо традиционной горы трупов, остающейся за Арни, мы получаем стрельбу по ногам и автомобилям.
«Подобревшая» игрушка Джона быстро эволюционирует. Нелюдимый мальчик учит робота жаргонным словечкам, охотно играет с ним, пытается объяснить, что такое человеческие чувства. Контраст между Т-1000 и Т-800 усиливается. Невозмутимый убийца, идущий к цели напролом, и робот, пытающийся научиться эмоциям. Как и мистер Спок из «Звездного пути», киборг никак не может понять, почему люди плачут. Терминатор никогда не остановится, никогда не покинет Джона, никогда не закричит на него, не напьется, не сделает ему больно, не скажет: «Я слишком занят, у меня нет времени». Машина стала гораздо симпатичнее человека. Более того, Т-800 на несколько дней заменил Джону отца.
Серия «Терминаторов» началась со сна Кэмерона, в котором ему привиделся блестящий механический убийца.
Роботу, которого можно уничтожить мощным взрывом, неразумно обвешиваться зарядами для гранатомета. Особенно на сталелитейном заводе.
Байкер с коробкой роз. Отличная маскировка — никто даже внимания не обратит.
От судьбы не уйдешь
Не справившись со свалившейся на него славой, Ферлонг стал знатным алкоголиком и наркоманом. Предполагается, что через два года он снова исполнит роль Джона Коннора в четвертом «Терминаторе». Сейчас Эдвард не ест мяса и активно защищает права животных. В 2004 году его арестовали за кражу живых лобстеров из магазина.
Большую часть сцен погони за Ферлонга исполнял дублер.
Здесь кроется один малозаметный, но очень важный аспект взаимоотношений людей и машин. «Мозг» Т-800 представляет собой не обычный кремниевый процессор, а сложнейшую искусственную нервную сеть. В «Терминаторе 2» Т-800 говорит, что он может быстро учиться, а в специальном издании DVD есть сцена, где он объясняет эту способность: оказывается, «Скайнет» намеренно выставляет интеллект терминаторов в режим «только чтение», чтобы они «поменьше думали». Сара и Джон сняли эту блокировку, благодаря чему Т-800 стал сыпать фразами вроде Hasta la vista, а в финале заявил, что понял, почему люди плачут. Таким образом, Терминатор научился понимать эмоции и, следуя лучшим традициям Азимова, стал человеком в нравственном смысле этого слова.
А в третьей части Арни держал пулемет только одной рукой (в другой нес гроб). Вероятно, модель Т-850 сильнее Т-800?
* * *
Кэмерону удалось подобрать такие элементы сюжета, которые по отдельности смотрятся как откровенный бред, однако, будучи сложенными воедино, образуют настоящий шедевр. Далеко не каждый режиссер может снять нормальное продолжение «Молчания ягнят», где Ганнибал Лектор сделался бы вегетарианцем. Но ведь превратилась же Эллен Рипли из обычной тихой космонавтки в ходящую машину для убийства! У водолаза Кэмерона есть «глазомер» художника комиксов, хорошее чувство юмора и нюх на запоминающиеся сцены. Благодаря этому он создал фантастический боевик, превзойти который удалось разве что «Матрице».Это интересно
Обращаться с оружием Линду Хэмилтон и Роберта Патрика учил Узи Галь — создатель одноименного автомата.
Режиссер не скрывает страсть к крупным планах ног, давящих что-либо: Т-800 раздавил розы, Т-1000 — очки, нога терминатора (в будущем) — череп.
Голос Эдварда Ферлонга во время съемок начал ломаться, поэтому при монтаже его реплики пришлось дублировать.
Гонорар Арнольда составил 15 миллионов долларов. За весь фильм он произнес около 700 слов. Таким образом, одно слово стоило более 21 тысячи долларов.
Металлический звон в главной музыкальной теме — не эффект синтезатора. Это композитор Брэд Фидель стучал по сковородке.
В звук грузовика Т-1000 был добавлен львиный рык, а в финальном крике Т-1000 использовался голос Кэмерона.
Грим Т-800 в финальных сценах наносился пять часов.
Когда Т-800 рассказывал Саре историю «Скайнета», Арни читал ее с бумажки, приклеенной к стеклу автомобиля.
За участие в фильме продюсер Марио Кассар подарил Арни самолет Gulfstream III.
Фраза Терминатора «Мне нужен отпуск» — экспромт Шварценеггера.
Т-1000 и его «дедушка» — лаптоп Toshiba T1000.
Наше досье
Терминатор 2: Судный день
Terminator 2: Judgement Day
Производство: Canal +, Carolco Pictures, Lightsorm Entertainment, Pacific Western
Жанр: Фантастический боевик
Режиссер: Джеймс Кэмерон («Титаник», «Правдивая ложь», «Бездна», «Чужие», «Терминатор»)
Сценарий: Джеймс Кэмерон, Уильям Уишер младший
В ролях: Арнольд Шварценеггер, Линда Хэмилтон, Эдвард Ферлонг, Роберт Патрик
Продолжительность: 137 минут
Возрастной рейтинг: R (дети до 17 лет допускаются только в сопровождении взрослых)
Бюджет: 100 миллионов долларов
Ошибки и неточности
Когда Т-800 швыряет байкера, под тем можно заметить механический трамплин.
Внимательно посмотрите сцену, когда Т-800 срезает себе мясо с руки. Настоящая рука актера спрятана под одеждой в районе желудка. Когда его рука раздавливается шестеренкой, настоящая конечность спрятана в рукаве черного цвета под кожаной курткой. На ней даже можно разглядеть контуры часов.
Сара опускает Т-800, нажав кнопку «Вверх».
Сцена с ядерным взрывом считается одним из самых точных воспроизведений этого события на экране. Однако обратите внимание, что ударная волна, сдувающая даже мясо с костей, совершенно не действует на маленькую лошадку.
В очках Дайсона, попавшего под прицел Сары, отражается свет от камеры.
Судя по часам Джона, он отговаривал свою мать от убийства Дайсона почти полтора часа (с 10:35 до 12:00).
Когда Т-800 появляется из временного портала, на его теле видны волосы. В следующем кадре он уже гладко выбрит.
Сара просит о свидании с сыном и говорит доктору, что хорошо вела себя уже шесть месяцев. Тот соглашается. Чуть позже он сообщает студентам, что Сара проткнула его колено ручкой три недели назад.
Номера машины, на которой Сара и Джон уехали из психиатрической клинике, меняются 6 (!) раз.
Джон играет в Missile Command (защита городов от ядерных ракет), однако его счет в финале — всего лишь 400 очков, что очень мало. Особенно для спасителя человечества в ядерной войнеСара говорит доктору, что в теле человека 215 костей. На самом деле их 206.
Т-800 утверждает, что Т-1000 может подражать всему, к чему прикоснется. Однако когда последний растекся по полу, то смог скопировать прошедшего охранника, хотя «коснулся» лишь подошвы его ботинок.
Источник:
6 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Какая к чертям проблема?о.О Я вообще всегда думал, что разница сводится только к тому, что персонаж Арни с натянутым поверх железа мясом и все. Обычная серийная модель, просто с мясом сверху, как в костюме. Кемерон тут перемудрил. Зачем было выдумывать какие-то доп. номера моделям? Обычный терминатор, прям серийный просто с мясом, не делать же для него отдельную черепушку, учитывая фиксированные размеры и т.д.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
В четвертом сыграл Кристиан Бейл (кто бы мог подумать), имеется в виду в пятом, или статья была написана в 2007?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена