Безумный Макс
«Безу́мный Макс» (иногда — «Бешеный Макс», англ. Mad Max) — австралийский фильм-антиутопия с Мелом Гибсоном в главной роли. Режиссёр — Джордж Миллер. В Австралии премьера состоялась в 1979 году. Ряд источников называют фильм одним из лучших произведений в развивающемся жанре фантастики дизельпанк
Действие фильма происходит в недалёком будущем в дистопической Австралии. В начале фильма мы переносимся на «несколько лет вперёд от сегодняшних дней». Общество, зависящее от поставок топлива, стало результатом падения гражданского права (в продолжении — «Безумном Максе 2» — это описано более детально).
В основе сюжета лежит история офицера Основного Силового Патруля (Main Force Patrol) Макса Рокатански. Фильм открывает большая погоня офицеров MFP за бандитом-байкером по кличке Ночной Ездок, сбежавшим из-под стражи на угнанном «Перехватчике». «Перехватчики» — самые мощные машины патруля, оснащаются восьмицилиндровыми двигателями и обладают высочайшими скоростными характеристиками. Оторвавшись от экипажей «Большой Боппер», «Мартовский заяц» и офицера на мотоцикле по прозвищу «Гусь», Ездок остается один на один против Макса. Направив свою машину прямо на машину Ездока, Макс не стремится уйти от столкновения. Ночной Ездок, напротив, в последний момент уводит свою машину от столкновения, и позже, полностью деморализованный, разбивается насмерть.
Оставшаяся часть банды во главе с Пальцерезом, похоронив Ночного Ездока, жаждет отомстить патрульным. Жертвой их мести становится Гусь, лучший друг Макса, которого они сжигают заживо. Трагическая утрата выбивает Макса из колеи. Получив увольнительный, Макс уезжает в отпуск с женой Джесси и сыном Спрогом.
По злому стечению обстоятельств Джесси, по дороге в магазин, сталкивается с Пальцерезом и его бандой. С трудом ей удается сбежать, но ненадолго. Выследив её, байкеры сбивают беззащитных Джесси и Спрога. От полученных травм Джесси оказывается в коме, а Спрог погибает. Обезумевший Макс забирает из гаража MFP последний и наиболее мощный автомобиль («Специальный преследователь») и уничтожает всех членов банды, мстя за семью и друга.
Жизнь главного героя потеряла всякий смысл, он обречён скитаться всю оставшуюся жизнь.
Интересные факты о фильме
Мэл Гибсон специально не проходил пробы для фильма. Он пошел на пробы за кампанию со своим другом. Так как в предыдущую ночь он подрался в баре, его лицо было в синяках и невероятно распухло. Мэлу сказали, что он может вернуться через три недели для проб на роли всевозможных фриков, присутствующих в фильме. Он пришел через три недели, его никто не узнал, но зато ему предложили пройти пробы на главную роль в фильме.
Машина Макса – «Ford XB Falcon Coupe». Данная модель продавалась в Австралии с декабря 1973 по август 1976.
Только две оригинальные модели «Перехватчика» были использованы в трилогии о Безумном Максе. Машина, использовавшаяся в первом фильм, была модифицирована для съёмок второго фильма (все планы внутри машины и внешние крупные планы автомобиля). После окончания съёмок второй части эта машина была куплена и восстановлена Бобом Форсенко. В настоящий момент она находится в «Cars of the Stars Motor Museum» в Англии. Второй автомобиль был использован только для сцен автомобильных погонь во втором фильме. Как и в фильме, автомобиль был разбит вдребезги. Автомобиль, который находится в «Planet Hollywood», является точной копией и никогда не был использован ни в одном из фильмов.
Машина Ночного Ездока в начале фильма – «HQ Holden Monaro», продававшаяся в Австралии в начале 1970-х в различных комплектациях. Полицейские машины в фильме – седан-версии «XB».
Желтая машина Макса – «Ford Falcon XB sedan».
Мотоцикл Гуса – «1977 Kawasaki KZ 1000».
Несколько машин, использованные в качестве полицейских автомобилей, были перекрашены для съёмок в других сценах.
Несколько фраз, которые Ночной Ездок говорит по радио, повторяют текст песни «Rocker» группы «AC/DC».
Микроавтобус, который разбивают в начале фильма, принадлежал Джорджу Миллеру.
Примерно 20% запланированных автомобильных погонь так и не были сняты из-за отсутствия денежных средств.
Личный полицейский номер Макса – 4073, Джима Гуса – 2241, Чарли – 3840 или 3842.
Так как он был достаточно неизвестен на момент выхода фильма, в различных роликах картины практически не было Мэла Гибсона, а всё внимание уделялось автомобильным погоням и авариям.
Из-за ограниченного бюджета, в фильме были использованы списанные полицейские машины. Только Мэл Гибсон носил одежду из настоящей кожи. Все остальные полицейские носили одежду из винилопласта.
«Безумный Макс» стал первым австралийским фильмом, снятым в широформатном аноморфном формате.
Бюджет: $350 000
Достижения
Фильм долгое время удерживал рекорд в Книге рекордов Гиннесса по наивысшему соотношению прибыли и бюджета, уступив его лишь в 2000 году фильму «Ведьма из Блэр». Бюджет фильма составлял 300 тысяч австралийских долларов (из них пятнадцать тысяч были выплачены в качестве гонорара Мелу Гибсону). Мировой прокат принёс фильму 100 миллионов долларов.
В 1979 году фильм был удостоен трёх наград Австралийского Института Фильмов за лучший сценарий, звук и музыку.
Когда фильм был первый раз выпущен в США, весь звуковой ряд (включая и героя Мела Гибсона) был переозвучен по требованию дистрибьютора «American International Pictures», опасавшегося, что в Америке не поймут актёров с австралийским акцентом, и пожелавшего добавить американский акцент к голосам. Единственное исключение составила певица из кабаре «Sugartown», которую играла Робина Чаффи. Оригинальный австралийский звукоряд был всё же выпущен в 2000 году в ограниченном переиздании компанией Metro Goldwin Mayer, текущим владельцем прав на фильм.
Было снято два продолжения — «Безумный Макс 2: Воин Дорог» и «Безумный Макс 3: Под Куполом Грома». Четвёртый фильм «Безумный Макс 4: Ярость Дорог» уже официально находится в состоянии pre-production. Режиссёром фильма является создатель всех предыдущих частей — Джордж Миллер (George Miller). Исполнителем главной роли, по мнению Миллера, должен стать актёр помоложе, чем Мел Гибсон (Mel Gibson), звезда первых трёх частей. Этим актёром стал Том Харди, известный по фильмам «Рок-н-рольщик» и «Начало».
МАШИНА МАКСА
Машина, на которой главный герой, Макс Рокатански (Мэл Гибсон), расправляется с бандой байкеров - XB GT Ford Falcon Coupe (V8 351 куб.дюймов) 1973 года, эта модель имелась только в Австралии. Продюссерам Б.Кеннеди и Дж.Миллеру она понравилась за высокие характеристики и "злой" внешний облик. Они решили использовать ее как полицейский "чёрный перехватчик". Для съемок в фильме была переделана передняя часть и установлен торчащий из корпуса воздухозаборник (на самом деле он был лишь декорацией), а также трубы по бокам. После сьемок машина была переделана обратно для использования по прямому назначению - с нее убрали воздухозаборник и укоротили выхлопные трубы. В таком виде она выставлялась в торговых центрах Мельнбурна как часть рекламной акции к фильму. После этого машина была выставлена на продажу, но в то время ни один даже не заинтересовался ей. Что было потом с "перехватчиком" - читайте далее. Существует несколько реплик этой машины, созданных фанатами. В начале фильма мы видим сцену погони - три "перхватчика" и мотоцикл гонятся за Ночным Ездоком (Nightrider). Его машина - Holden HQ Monaro, двухдверная, модель 1972 года, V6 либо V8. В фильме она упоминается как "Pursuit Special". По сценарию она была угнана у дорожного патруля и имеет значок MFP на боку, а также снабжена рацией, по которой Ночной Ездок беспрерывно "спамил". По внешнему виду она не отличается от стандартных "Монаро", и скорее всего это базовая модель. Кажется, что машина черного цвета, но она окрашена в темно-синий. Ночной ездок успешно уходил от преследователей, пока не наткнулся на Макса. В сцене, где машина терпит аварию, двигатель был снят и она приводилась в движение твердотопливной ракетой. В фильме не применялся ускоренный показ - она действительно ехала очень быстро, и на то имелась хорошая причина!
Big Bopper, патрульная машина, пролетевшая сквозь трейлер - Ford Falcon XB седан. До сьемок она была обычной машиной Полиции Виктории. Запоминающийся момент - когда эта машина протаранила микроавтобус (Мазда Бонго, принадлежавший продюссеру фильма Дж.Миллеру) на скорости 140 км/ч, сплющив его и заставив крутиться. После этого, с новым радиатором машина пробила насквозь "караван" с трейлером на скорости 130 км/ч. После всего этого ее отправили на слом. Позже она все же появляется в фильме, потому что эту сцену погони снимали в последнюю очередь. Она была окрашена в яркие цвета (в стандартной полицейской окраске была белой), имеет надписи MFP на боку и PURSUIT сзади, на крыше установлены обычные полицейские мигалки и громкоговоритель.
March Hare - эта машина модели Ford Falcon XA седан предположительно 1972 года с 6-цилиндровым двигателем. До фильма она служила такси и находилась в плохом состоянии. В фильме ее можно отличить по белому шлейфу дыма, из выхлопной трубы, и это не спецэфекты. Сцену погони она кончает, перевернувшись на крышу перед "караваном". Изначально находившаяся в плохом состоянии, эта машина была безнадежно разбита. После сьемок ее не ремонтировали и скорей всего ее выбросили на свалку или переработали. Сзади имеется надпись INTERCEPTOR.
Машина, которую в начале вел Макс - тоже полицейский Форд Фалькон седан, но 1974 года. Заметное отличие - четыре фары вместо двух. Также, она отличается колесами Sunraysia серебрянного цвета, в отличие от желтых на двух других. Сзади имеется надпись INTERCEPTOR. На каждой машине также имелись надписи имен экипажа на боку, с левой стороны около передней двери. Кроме Макса, указан и его партнер - некий "Тёмный" ("The Dark One"). Этот персонаж был убран из сценария перед началом съемок. Однако в австралийской версии фильма после сцены, где Джесси (жена) прибегает на ферму из леса, Макс говорит пожилой женщине "Мэй, позови Тёмного (позвони Тёмному)". В отличие от других экипажей, Макс настиг Ездока лишь с незначительными царапинами на корпусе. После сьемок машина осталась целой, куда она потом делась - неизвестно. Но в полиции она не служила, поскольку была списанной.
Коротко об остальных машинах:
Патрульный Джим Гус ездил на мотоцикле Kawasaki KZ1000 (Kwaka) 1977 года, австралийская полиция также использует модификацию этой модели. Банда байкеров целиком посажена на мотоциклы Kawasaki KZ-1000 и Honda CB750/CB900, они были предоставлены для съемок бесплатно. Все разбиты вдребезги. Пара эвакуаторов - грузовички Форд серии F. Машина, которую банда раскурочила топорами - Chevy Impala '57, машина была в очень плохом состоянии, только разукрашена. Трубы над двигателем были декоративными. Мотоцикл с коляской и со стеклянным колпаком-сферой, который останавливал Гус - трицикл с двигателем Honda CB750. Мне неизвестно была ли это серийная модель, эксклюзивная или самодельная. Промелкьнувшая в фильме машина Фифи (босса Макса) - Buick Riviera (Бьюик Ривьера) 1974 или 1976. Развалюха, на которой Гус вез свой мотоцикл после аварии - EJ Holden (вероятно, кустарная переделка седана в пикап). Семейная машина Макса - Holden HJ Sandman 1975 с переделанным передом (у оригиналь- ной должны были быть 4 круглые фары). Что за бензовоз, с которого байкеры крадут топливо - пока что не выяснил.
История "Последнего Перехватчика". Когда малобюджетный австралийский фильм Mad Max достиг мирового успеха, стало возможным снять его сиквел. К.Миллер забрал черный перехватчик, чтобы использовать его еще раз. Снова установили воздухозаборник и трубы, но другие. Поменяли и задние колеса. Машина была модифицирована еще больше, для того чтобы вписалась в сеттинг нового фильма. Сзади были помещены огромные топливные баки. Придали более поношенный вид. Убрали переднюю нижнюю часть. Интерьер был переделан.
Также, была изготовлена дополнительная машина, которую использовали в большей части сцен с вождением, в то время как оригинальная машина применялась для всех ближних сцен и там где показан интерьер. Когда по сценарию потребовалось перевернуть и взорвать "перехватчик", использовали дубликат. После уничтожения машины, ее вместе с некоторыми другими машинами забрал себе торговец металлоломом из Брокен Хилл. Сейчас дубликат все еще находится там, без корпуса, ржавый и с одним баком (другой украли).
Оригинальный "перехватчик" после сьемок уцелел, но почему-то тоже попал к торговцу ломом. Он пожалел столь ценную машину и передал ее во владение своему коллеге Рею Эвансу из Аделайде. Она простояла на заднем дворе три года, пока ее не нашел фанат фильма Боб Фуршенко. После споров, он стал ее новым владельцем. У машины была сломана передняя часть, торчал голый радиатор, но в целом она была на ходу. Потратив $25,000 австралийских долларов и несколько месяцев, он вернул машину в первоначальное состояние (как в первой части фильма, но с интерьером и баками из второго) и использовал для разных шоу и выставок. Когда Боб стал занят другими делами, он одолжил машину в музей "National Motor Museum of Australia" (Бердвуд). Затем, в 93м или 94м ее выкупил новый владелец, Питер Нельсон, коллекционер автомобилей из фильмов. Сейчас "перехватчик" находится в английском музее (владелец - тот же Питер Нельсон) 'Cars of the Stars Motor Museum', вместе с другими знаменитыми автомобилями.
Так как фильм был малобюджетным, все машины из фильма были модификациями существовавших в тот момент автомобилей.
Рецензия от Евгения Нефёдова (http://www.world-art.ru/cinema/cinema.php?id=8088)
Хрестоматийный пример того, как можно создать нечто не просто захватывающее, но завораживающее, не отпускающее внимание буквально ни на минуту, местами – по-настоящему безумное буквально из ничего, на мизерные (AUD0,4 млн.) средства и при минимуме идей, по максимуму реализованных режиссёром-дебютантом вместе с командой единомышленников. «Безумный Макс», права на прокат которого оперативно приобрела кинокомпания Warner Bros. Pictures, не просто имел сногсшибательный успех во всём мире, собрав порядка $100 млн. Наряду с работами Питера Уэйра фильм тридцатичетырёхлетнего Джорджа Миллера оказался у истоков вскоре набравшего силу «австралийского кинобума». А кроме того, уже в планетарном масштабе задал моду на футуристические боевики – фильмы действия, повествующие о будущем, всенепременно безрадостном, постапокалиптическом. Хватило действительно малого! Творчески переосмысленные заокеанские творения о несгибаемых блюстителях порядка, достигшие кульминации в саге о «грязном Гарри», были повенчаны с «байкерскими» лентами 1950-60-х (скорее, что-то вроде «Диких ангелов», нежели «Беспечный ездок») – и всё это помещено в атмосферу экранных антиутопий, хотя как раз данный момент приобретёт подлинную значимость лишь в «сиквеле». Полицейского Макса Рокатански по прозвищу «Безумный», облачённого в кожаную куртку и не расстающегося с обрезом, мгновенно приняли в качестве олицетворения надежд тех, кто верит в верховенство закона даже тогда, когда ситуация вышла из-под контроля, а настоящими хозяевами пустынных дорог стали обнаглевшие банды рокеров – приспешники исступленной анархии.
Если смотреть фильм внимательно, не без удивления обнаруживаешь, что жестокость в большинстве эпизодов продемонстрирована Миллером, выступившим также соавтором сюжета и сценария, всё-таки не прямо, а отражённо, что является особой заслугой режиссёра, дебютировавшего короткометражкой с многозначительным названием «Насилие в кинематографе, часть 1» /1971/. Это тем удивительнее, что огромное, едва не первостепенное внимание в картине уделено именно превосходно поставленным трюкам, потасовкам и перестрелкам, где прекрасно чувствует себя и молодой Мел Гибсон, моментально прославившийся, а вскоре – покоривший Голливуд. Такая позиция позволила режиссёру до некоторой степени дистанцироваться от расхожих мотивов и мифов западной – США и Европы – «массовой культуры», которые послужили материалом для мрачной притчи, исследующей (почти в лабораторных условиях «down under», т.е. в сущей ‘преисподней’, как называют Австралию) природу столь неоднозначного явления, как насилие, чаще – порождаемое в ответ на другое насилие. Макс давно подумывал о том, чтобы уйти на покой, дабы пожить с любимой женой Джесси и дочкой в уединении и спокойствии, – но, как видно, не судьба…
Место съемки
Съемки кинофильма проводились в западных пригородах Мельбурна, в самом Мельбурне и на территории штата Виктория.
Штаб-квартира MFP — здание насосной станции в Спотсвуде (Мельбурн). В настоящий момент комплекс зданий принадлежит Политехническому музею Мельбурна.
Внутренние помещения MFP снимались в заброшенном здании газовой станции в Порт-Мельбурне. В настоящий момент здание перестроено под элитное жилье.
Паркинг MFP — подземная парковка Мельбурнского университета.
Натурные съемки проводились на западе от Мельбурна в районе населенных пунктов Авалон, Литтл-Ривер, а также районов Большого Мельбурна Лавертон, Крейгиберн и Санбурри.
В ролях
Мел Гибсон — Макс Рокатански (дублировал Александр Новиков)
Джоэнн Сэмюэл — Джесси Рокатански (дублировала Ольга Сирина)
Хью Кис-Бёрн — Пальцерез (дублировал Игорь Тарадайкин)
Стив Бисли — Джим «Гусь» (дублировал Андрей Бархударов)
Тим Бёрнс — Малыш Джони (дублировал Дмитрий Филимонов)
Роджер Уорд — Фифи (дублировал Сергей Колесников)
Лиза Альденховен — медсестра (дублировала Ольга Кузнецова)
Дэвид Брэкс — Мадгатс (дублировал Василий Куприянов)
Бертран Кэдарт — Кланк (дублировал Алексей Золотницкий)
Дэвид Камерон — подземный механик (дублировал Игорь Письменный)
Джонатан Харди — комиссар полиции Лабатуш (дублировал Михаил Лебедев)
Винсент Джил — ночной ездок (дублировал Игорь Тарадайкин)
Шила Флоранс — Мэй Суэйзи (дублировала Виктория Радунская)
Безумный Макс: Дорога ярости (2015)
Четвертый фильм фантастической франшизы Джорджа Миллера возвращает нас в пост-апокалиптическое будущее Земли, в пустыню, где нет места гуманизму, а остатки человечества, как безумные, дерутся за выживание. Лишь двое в этом жестоком и злом мире огня и крови могут восстановить порядок и равновесие. Первый — Макс, суровый парень, предпочитающий не говорить, а действовать, который ищет успокоения после гибели жены и ребенка. Вторая — Фьюриоса, женщина, верящая в то, что выжить она сумеет лишь в том случае, если пересечет пустыню и доберется до тех мест, где прошло ее детство.
Интересные факты о фильме:
Для роли в фильме Шарлиз Терон обрила голову, из-за чего в ленте «Миллион способов потерять голову» ей приходится носить парик.
Съемки фильма были запланированы на 2003 год. Местом была выбрана Намибия, но тогда США и ряд иных стран ввели ограничения на посещение страны по соображениям безопасности. А после начала войны в Ираке, съемки были отложены до 2009 года.
режиссер Джордж Миллер
сценарий Джордж Миллер
в ролях Том Харди, Шарлиз Терон, Николас Хоулт, Рози Хантингтон-Уайтли, Зоэ Кравиц, Райли Кео, и другие...
продюсеры Джордж Миллер, Брюс Берман, Айин Смит
Премьера (РФ): 15.05.2015
Безумный Макс: Дорога ярости - Трейлер
Источник:
1 комментарий
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена