Неизвестные страницы Второй Мировой. Ирландский лагерь Карра
Освенцим, Майданек, Дахау, Бухенвальд, Собибор, Треблинка, Берген–Бельзен… Эти и другие названия концентрационных лагерей периода Второй Мировой войны известны всем. Воспоминания тысяч узников детально восстанавливают ужасающую историю функционирования этих «фабрик смерти» и живописуют картину жалкого существования их обитателей.
Но в мировой истории до сих пор немало белых пятен.
Эта история началась с того, что наряду с иной милитарией пару лет назад мне в руки попали несколько монетовидных жетонов, датированных 1940 годом. Пытаясь точно идентифицировать эти предметы, я постепенно раскопал совершенно уникальную историю, которую предлагаю вашему вниманию.
В годы Второй Мировой войны Ирландская Республика являлась единственной страной Британского содружества, сохранившей нейтралитет и не вступившей в антигитлеровскую коалицию. Но «Изумрудный остров», как часто называют Ирландию, не мог не быть, хотя бы косвенно, вовлечен во всемирный военный конфликт.
Нейтралитет Ирландской Республики основывался на двух основных причинах: традиционно негативном отношении к соседней Великобритании, по мнению подавляющего большинства ирландцев, незаконно владевшей значительной частью острова, и слабостью ирландской армии, совершенно не готовой к широкомасштабным боевым действиям.
С самого начала Второй Мировой войны президент страны Имон де Валера определил статус страны как нейтральной, но находящейся в режиме чрезвычайного положения. В соответствии с этим достаточно быстро было принято значительное количество новых указов и постановлений, регламентировавших полномочия государственных органов и права граждан. Так, например, были усилены армия и полиция, введен комендантский час, заморожена заработная плата, ограничена деятельность профсоюзов и усилена цензура.
Несмотря на мощное давление британского правительства, требовавшего от ирландского правительства вступления страны в антигитлеровскую коалицию и переходившего от прямых угроз оккупации Ирландии английскими войсками к предложениям возврата Северной Ирландии, нейтральный статус Ирландии остался неизменным.
К угрозе оккупации со стороны как Германии, так и, в меньшей степени, Великобритании, в 1939–1940 гг. добавились экономический кризис и активизация деятельности подпольной «Ирландской республиканской армии». Эта организация, которой оказывала финансовую помощь Германия, боролась с органами государственной власти Ирландии и совершала террористические акции на территории Англии. В условиях военного времени противостоять этому можно было только жесткими мерами, такими, как «Закон о преступлениях против государства», в соответствии с которым были задержаны сотни человек.
Однако нельзя сказать, что нейтралитет страны был абсолютным. Ирландия оказывала союзникам косвенную помощь, например, взаимодействовала с их разведывательными органами, предоставляла метеорологические данные, не препятствовала вступлению своих граждан в вооруженные силы Великобритании или их выезду в Англию в качестве трудовых мигрантов. Последнее было очень важно для английской экономики, обескровленной уходом в армию десятков тысяч мужчин.
С началом войны, наряду с иными проблемами, правительство де Валера столкнулось с необходимостью размещения и охраны все увеличивавшегося числа лиц, интернированных и задержанных на территории республики. Для этой цели была выбрана военная база Карра, находившаяся в 56 км от Дублина в графстве Килдэр на востоке страны. На территории лагеря Карра, построенного на месте базы, в 1940–1943 гг. стали содержаться три категории заключенных:
военнослужащие стран антигитлеровской коалиции, в основном летчики, сбитые над территорией Ирландии; немецкие военные летчики и моряки, сбитые над территорией Ирландии или подобранные в ее территориальных водах, а также арестованные члены подпольной «Ирландской республиканской армии».
Лагерь делился на две зоны, находившиеся на некотором расстоянии друг от друга. Зона №2, в которой содержались интернированные военнослужащие, имела прямоугольную форму. По периметру шел двойной высокий забор из колючей проволоки, отделенный узким проходом от внутреннего одинарного заграждения из колючей проволоки. По углам зоны стояли сторожевые вышки с часовыми, проход между рядами проволочного заграждения охранялся парными патрулями. Попасть в зону №2 можно было только через двойные ворота контрольно–пропускного пункта. Внутри зоны находились два барака с заключенными, разделенными согласно их государственной принадлежности. В одном находились англичане и добровольцы из стран антигитлеровской коалиции: канадцы, поляки, французы, новозеландцы и даже один американец. В другом – дожидались конца войны немцы. Бараки разделял глухой забор из листового железа, усиленный по верху спиралями колючей проволоки. С двух сторон он примыкал к находившемуся в центре зоны административному корпусу – единственному пути сообщения между бараками. Подобным образом была устроена и зона №1, состоявшая из бараков, где содержались несколько сотен подпольщиков и боевиков ИРА.
Первыми обитателями зоны №2 стал экипаж сбитого немецкого бомбардировщика, попавший в лагерь 31 августа 1940 г.; 17 октября в лагерь привезли первого английского пилота.
Охрану лагеря Карра осуществляли резервисты ирландской армии, искупавшие недостаток опыта добросовестным отношением к службе. Изначально весьма строгие правила содержания членов подпольной «Ирландской республиканской армии» были настолько смягчены для военнослужащих обеих сторон, что в сравнении с условиями в немецких или советских концентрационных лагерях кажутся совершенно фантастическими!
Жилой барак больше напоминал гостиничный корпус, где заключенные размещались по двое в комнатах с кроватями, столом, стульями, лампами, комодом и платяным шкафом с зеркалом. Дровяное отопление поддерживало в бараке комфортную температуру, а в две душевые комнаты, находившиеся в торцах здания, с 8.00 до 21.30 подавалась горячая вода.
Трехразовое питание хоть и не отличалось большим разнообразием, но было вполне сытным и калорийным. Завтрак обычно состоял из ломтиков мяса, яичницы или вареных яиц, чая и хлеба с маслом. В час дня приносили обед: мясное или рыбное блюдо с овощами, картофельное пюре и сладкий пудинг. Чай, хлеб, масло и ягодный джем служили ужином.
К услугам интернированных лиц были спортивный зал с тренажерами и небольшим бассейном, площадки для занятий играми и спортом на открытом воздухе, возможность заниматься садоводством, хоровым пением, изучением иностранного языка и т.д. Не теряли военные летчики и моряки и связь с внешним миром: после проверки военной цензурой, они могли получать и отправлять корреспонденцию в любом количестве, а имевшим коротковолновые приемники не запрещалось слушать любые передачи.
Кроме того, интернированным военнослужащим еженедельно выплачивали денежное содержание: гражданам Британского содружества – в полном соответствии с их воинским жалованьем, подданным Третьего рейха – три фунта стерлингов для офицеров, и два фунта стерлингов – для нижних чинов. Денежное довольствие, во избежание использования при побеге, выплачивалось не имевшими хождение банкнотами и монетами, а специально изготовленными для этой цели монетовидными жетонами. Эти расчетные единицы в один пенни и шесть пенсов изготавливались из латуни, одно — и двухшиллинговые – из алюминия. На аверсе жетонов штамповались рельефные номинал, место использования и дата изготовления; реверс и гурт оставались гладкими.
С выплатой жалованья связан и самый приятный пункт правил содержания интернированных лиц: возможность покидать пределы лагеря. Достаточно было подписать такую расписку: «Подписывая этот документ, я обещаю вернуться в лагерь к означенному сроку и беру на себя обязательства в период моего нахождения за пределами лагеря не принимать участия в деятельности, наносящей ущерб интересам ирландского государства» и для любого заключенного зоны №2 открывался путь на волю. Разрешение позволяло владельцу находиться в пределах 10 миль (16 км) вокруг лагеря и пользоваться всеми благами цивилизации, оплачивая товары и услуги жетонами. Теперь местные жители могли встретить мужчин в иностранной военной форме в своих кинотеатрах, библиотеках, на танцах, стадионах и даже в пивных пабах и ресторанах. Апофеозом лояльного отношения к иностранным военным со стороны ирландских властей стало данное одному из британских офицеров разрешение на ввоз в страну из Англии его лошади верховой породы для участия в местных скачках!
С подобным, ныне уже забытом, рыцарским кодексом поведения на войне связан курьезный случай побега из лагеря Карра. В феврале 1942 г. группа немецких офицеров смогла одурачить часового и вывести одного, не подписавшего в тот день персонального обязательства. Беглец благополучно добрался до Дублина и сел на торговое судно, направлявшееся в нейтральную Португалию. Но, увы, судно сделало незапланированную остановку в одном из портов Уэллса, где незадачливый немец был разоблачен и возвращен обратно в лагерь.
В конце 1943 г., когда победа антигитлеровской коалиции стала очевидной, интернирование военных летчиков стран Британского содружества было прекращено, а уже находившиеся в лагере были возвращены в Великобританию. Немецким военнослужащим пришлось остаться в лагере до конца войны, но для многих из них Ирландия стала новой родиной: из 266 человек, находившихся в лагере к лету 1945 г., только 138 решили вернуться в Германию.
P.S. Если вы захотите приобрести или обменять этот набор монетовидных жетонов - зайдите на мой сайт www.sergeant.ru и напишите мне сообщение.
Но в мировой истории до сих пор немало белых пятен.
Эта история началась с того, что наряду с иной милитарией пару лет назад мне в руки попали несколько монетовидных жетонов, датированных 1940 годом. Пытаясь точно идентифицировать эти предметы, я постепенно раскопал совершенно уникальную историю, которую предлагаю вашему вниманию.
В годы Второй Мировой войны Ирландская Республика являлась единственной страной Британского содружества, сохранившей нейтралитет и не вступившей в антигитлеровскую коалицию. Но «Изумрудный остров», как часто называют Ирландию, не мог не быть, хотя бы косвенно, вовлечен во всемирный военный конфликт.
Нейтралитет Ирландской Республики основывался на двух основных причинах: традиционно негативном отношении к соседней Великобритании, по мнению подавляющего большинства ирландцев, незаконно владевшей значительной частью острова, и слабостью ирландской армии, совершенно не готовой к широкомасштабным боевым действиям.
С самого начала Второй Мировой войны президент страны Имон де Валера определил статус страны как нейтральной, но находящейся в режиме чрезвычайного положения. В соответствии с этим достаточно быстро было принято значительное количество новых указов и постановлений, регламентировавших полномочия государственных органов и права граждан. Так, например, были усилены армия и полиция, введен комендантский час, заморожена заработная плата, ограничена деятельность профсоюзов и усилена цензура.
Несмотря на мощное давление британского правительства, требовавшего от ирландского правительства вступления страны в антигитлеровскую коалицию и переходившего от прямых угроз оккупации Ирландии английскими войсками к предложениям возврата Северной Ирландии, нейтральный статус Ирландии остался неизменным.
К угрозе оккупации со стороны как Германии, так и, в меньшей степени, Великобритании, в 1939–1940 гг. добавились экономический кризис и активизация деятельности подпольной «Ирландской республиканской армии». Эта организация, которой оказывала финансовую помощь Германия, боролась с органами государственной власти Ирландии и совершала террористические акции на территории Англии. В условиях военного времени противостоять этому можно было только жесткими мерами, такими, как «Закон о преступлениях против государства», в соответствии с которым были задержаны сотни человек.
Однако нельзя сказать, что нейтралитет страны был абсолютным. Ирландия оказывала союзникам косвенную помощь, например, взаимодействовала с их разведывательными органами, предоставляла метеорологические данные, не препятствовала вступлению своих граждан в вооруженные силы Великобритании или их выезду в Англию в качестве трудовых мигрантов. Последнее было очень важно для английской экономики, обескровленной уходом в армию десятков тысяч мужчин.
С началом войны, наряду с иными проблемами, правительство де Валера столкнулось с необходимостью размещения и охраны все увеличивавшегося числа лиц, интернированных и задержанных на территории республики. Для этой цели была выбрана военная база Карра, находившаяся в 56 км от Дублина в графстве Килдэр на востоке страны. На территории лагеря Карра, построенного на месте базы, в 1940–1943 гг. стали содержаться три категории заключенных:
военнослужащие стран антигитлеровской коалиции, в основном летчики, сбитые над территорией Ирландии; немецкие военные летчики и моряки, сбитые над территорией Ирландии или подобранные в ее территориальных водах, а также арестованные члены подпольной «Ирландской республиканской армии».
Лагерь делился на две зоны, находившиеся на некотором расстоянии друг от друга. Зона №2, в которой содержались интернированные военнослужащие, имела прямоугольную форму. По периметру шел двойной высокий забор из колючей проволоки, отделенный узким проходом от внутреннего одинарного заграждения из колючей проволоки. По углам зоны стояли сторожевые вышки с часовыми, проход между рядами проволочного заграждения охранялся парными патрулями. Попасть в зону №2 можно было только через двойные ворота контрольно–пропускного пункта. Внутри зоны находились два барака с заключенными, разделенными согласно их государственной принадлежности. В одном находились англичане и добровольцы из стран антигитлеровской коалиции: канадцы, поляки, французы, новозеландцы и даже один американец. В другом – дожидались конца войны немцы. Бараки разделял глухой забор из листового железа, усиленный по верху спиралями колючей проволоки. С двух сторон он примыкал к находившемуся в центре зоны административному корпусу – единственному пути сообщения между бараками. Подобным образом была устроена и зона №1, состоявшая из бараков, где содержались несколько сотен подпольщиков и боевиков ИРА.
Первыми обитателями зоны №2 стал экипаж сбитого немецкого бомбардировщика, попавший в лагерь 31 августа 1940 г.; 17 октября в лагерь привезли первого английского пилота.
Охрану лагеря Карра осуществляли резервисты ирландской армии, искупавшие недостаток опыта добросовестным отношением к службе. Изначально весьма строгие правила содержания членов подпольной «Ирландской республиканской армии» были настолько смягчены для военнослужащих обеих сторон, что в сравнении с условиями в немецких или советских концентрационных лагерях кажутся совершенно фантастическими!
Жилой барак больше напоминал гостиничный корпус, где заключенные размещались по двое в комнатах с кроватями, столом, стульями, лампами, комодом и платяным шкафом с зеркалом. Дровяное отопление поддерживало в бараке комфортную температуру, а в две душевые комнаты, находившиеся в торцах здания, с 8.00 до 21.30 подавалась горячая вода.
Трехразовое питание хоть и не отличалось большим разнообразием, но было вполне сытным и калорийным. Завтрак обычно состоял из ломтиков мяса, яичницы или вареных яиц, чая и хлеба с маслом. В час дня приносили обед: мясное или рыбное блюдо с овощами, картофельное пюре и сладкий пудинг. Чай, хлеб, масло и ягодный джем служили ужином.
К услугам интернированных лиц были спортивный зал с тренажерами и небольшим бассейном, площадки для занятий играми и спортом на открытом воздухе, возможность заниматься садоводством, хоровым пением, изучением иностранного языка и т.д. Не теряли военные летчики и моряки и связь с внешним миром: после проверки военной цензурой, они могли получать и отправлять корреспонденцию в любом количестве, а имевшим коротковолновые приемники не запрещалось слушать любые передачи.
Кроме того, интернированным военнослужащим еженедельно выплачивали денежное содержание: гражданам Британского содружества – в полном соответствии с их воинским жалованьем, подданным Третьего рейха – три фунта стерлингов для офицеров, и два фунта стерлингов – для нижних чинов. Денежное довольствие, во избежание использования при побеге, выплачивалось не имевшими хождение банкнотами и монетами, а специально изготовленными для этой цели монетовидными жетонами. Эти расчетные единицы в один пенни и шесть пенсов изготавливались из латуни, одно — и двухшиллинговые – из алюминия. На аверсе жетонов штамповались рельефные номинал, место использования и дата изготовления; реверс и гурт оставались гладкими.
С выплатой жалованья связан и самый приятный пункт правил содержания интернированных лиц: возможность покидать пределы лагеря. Достаточно было подписать такую расписку: «Подписывая этот документ, я обещаю вернуться в лагерь к означенному сроку и беру на себя обязательства в период моего нахождения за пределами лагеря не принимать участия в деятельности, наносящей ущерб интересам ирландского государства» и для любого заключенного зоны №2 открывался путь на волю. Разрешение позволяло владельцу находиться в пределах 10 миль (16 км) вокруг лагеря и пользоваться всеми благами цивилизации, оплачивая товары и услуги жетонами. Теперь местные жители могли встретить мужчин в иностранной военной форме в своих кинотеатрах, библиотеках, на танцах, стадионах и даже в пивных пабах и ресторанах. Апофеозом лояльного отношения к иностранным военным со стороны ирландских властей стало данное одному из британских офицеров разрешение на ввоз в страну из Англии его лошади верховой породы для участия в местных скачках!
С подобным, ныне уже забытом, рыцарским кодексом поведения на войне связан курьезный случай побега из лагеря Карра. В феврале 1942 г. группа немецких офицеров смогла одурачить часового и вывести одного, не подписавшего в тот день персонального обязательства. Беглец благополучно добрался до Дублина и сел на торговое судно, направлявшееся в нейтральную Португалию. Но, увы, судно сделало незапланированную остановку в одном из портов Уэллса, где незадачливый немец был разоблачен и возвращен обратно в лагерь.
В конце 1943 г., когда победа антигитлеровской коалиции стала очевидной, интернирование военных летчиков стран Британского содружества было прекращено, а уже находившиеся в лагере были возвращены в Великобританию. Немецким военнослужащим пришлось остаться в лагере до конца войны, но для многих из них Ирландия стала новой родиной: из 266 человек, находившихся в лагере к лету 1945 г., только 138 решили вернуться в Германию.
P.S. Если вы захотите приобрести или обменять этот набор монетовидных жетонов - зайдите на мой сайт www.sergeant.ru и напишите мне сообщение.
Посты на ту же тему
10 комментариев
10 лет назад
По тексту модно понять, что они сбивали над своей территорией и тех и других? Это так?
Откуда вообше столько сбитых лётчиков над нейтральной страной?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
https://www.historyworlds.ru/gallery/vojjny-narodov/2-a-mirovaja-velikaja-otechestvennaja/https://www.historyworlds.ru/gallery/vojjny-narodov/2-a-mirovaja-velikaja-otechestvennaja/
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена