Как это снято: «Кошмар на улице Вязов»
Съемочный период
Съемки «Кошмара на улице Вязов» уложились в 26 дней июня-июля 1984 года. На всех стадиях производства проект испытывал трудности с финансированием – куцый даже по тем временам бюджет в $1,8 млн. собирался из самых ненадежных и подозрительных источников, вроде таинственного уроженца Югославии, мечтавшего пристроить в кино свою подружку. Ограниченный бюджет отразился на нехватке пленки, из-за чего авторы старались обходиться как можно меньшим количеством дублей. Дабы уложиться в напряженный график, режиссер Уэс Крэйвен несколько раз доверял съемки другим людям. Так постановкой ночного эпизода преследования Фредди Крюгером первой жертвы занимался Шон С. Каннингэм, создатель «Пятница 13-е». А кадры, в которых главная героиня увязает в ступеньках лестницы, снял продюсер фильма Роберт Шэй. Другая любопытная деталь съемочного процесса – пару недель группа обходилась без гонорара, поскольку у студии совсем не было денег. На удивление это не отразилось на работе – всей командой двигал энтузиазм и желание сделать по-настоящему страшное кино.
Локации
Роль неназванного сонного городка, в котором происходит серия загадочных убийств «исполнили» окраины и пригороды Лос-Анджелеса. Среди двух десятков локаций, где проходили съемки, самым необычным местом, пожалуй, была тюрьма Линкольн-Хайтс. В ней были отсняты знаменитые эпизоды погонь в котельной. Большая же часть интерьерных съемок проводилась в павильоне. Например, комнаты героев, тюремная камера, подвал дома главной героини и т.д. были выстроены специально. Особо стоит выделить декорацию, вращающуюся по вертикальной оси, о которой ниже будет рассказано отдельно.
Операторская работа
«Кошмар на улице Вязов», несмотря на скромный бюджет, можно назвать одним из самых стильных и визуально изобретательных фильмов ужасов. Атмосферу страха оператор Жан Эткин, большой мастер в области хоррора, умело нагнетает, используя дым, пар, холодные цвета, контрастное освещение и обыгрывая силуэты теней. Символическое значение в картине имеет цвет. Так, в качестве своего рода раздражителя для глаза зрителя, а заодно маячка, обозначающего постоянную опасность, Крэйвен и Эткин едва ли не в каждом кадре оставляют красное цветовое пятно. Это может быть автомобиль, портфель, цветок, элемент одежды и интерьера и т.д. Центральный мотив столкновения двух миров, реального и сюрреального, подчеркивается через постоянное использование противоположных цветов: красного и зеленого, черного и белого.
Грим
Фредди Крюгер – один из самых узнаваемых и колоритных злодеев в истории кино. Образ этот, конечно, был бы невозможен без сложной работы мастеров по спецэффектам, художников по гриму и по костюму. Они развили задумки Уэса Крейвена, придумавшего своего зловещего героя на основе воспоминаний об испугавшем его когда-то в детстве обезображенном бомже. Поскольку согласно легенде Крюгер был заживо сожжен, прежде всего в работу включился специалист по пластическому гриму Дэвид Миллер. Незадолго до «Кошмара на улице Вязов» он получил признание благодаря гриму в клипе Майкла Джексона Thriller. Создавая обгоревшее лицо Крюгера, Миллер вдохновлялся двумя вещами: фотографиями ожогов, что само собой разумеется, и, что неожиданно, пиццей пепперони. Во время съемок на то, чтобы наложить грим на актера Роберта Инглунда, ежедневно уходило по три часа. И это притом, что в целом Крюгер присутствует на экране лишь семь минут.
Костюмы
Эффектное оружие Крюгера, перчатка с четырьмя лезвиями, возникло из вычитанной где-то Крейвеном идеи о том, что в каждом из нас на уровне подсознания сидит первобытный страх перед когтями хищника. Учитывая ограниченность в бюджете, мастера по спецэффектам Джим Дойл и Чарльз Белардинелли собрали оружие из подручных средств. Он соединил потрепанную кожаную перчатку, ножи для мяса и металлические крепления. Кроме основной, наиболее кинематографичной и предназначенной для крупных планов перчатки, было изготовлено два пластиковых дубля. Оригинальная перчатка, кстати, имела внушительный вес, что определило фирменную кособокую походку Крюгера. Здесь же скажем о спецэффектах, связанных со зловещей перчаткой. Для того чтобы в одной из сцен из-под лезвий летели искры, к ним подсоединяли машинный аккумулятор, а для извлечения ужасно неприятного скрипа от ножей, на этапе звукозаписи ими царапали по металлическому стулу.
Прославленный костюм антигероя за время подготовки к съемкам претерпел множество изменений. Изначально Крюгер должен был носить длинный черный плащ, его свитер имел желто-красную полоску, а шляпы и вовсе не предполагалось. На использовании последней настоял Инглунд, убедивший Крэйвена, что частично скрывая лицо Крюгера головным убором, можно усилить шоковый эффект от его уродства. Между тем, на поиск подходящей фетровой шляпы ушло около недели.
История с возникновением свитера более запутанная. По одной версии Крэйвен настаивал на тошнотворном, по его мнению, сочетании красных и желтых полос, как у супергероя вселенной DC Comics Пластикового человека. Однако как раз в то же время в одной научной статье режиссер вычитал, что наиболее раздражающим и трудным для восприятия человеческим глазом является сочетание красного и зеленого, противоположных цветов цветового круга. По другой версии Крэйвен увидел свитер на одном из осветителей и сразу понял, что это то, что надо для героя фильма ужасов. Ирония заключается в том, что связан этот свитер был в качестве свадебного подарка невестой осветителя. Что же касается задумывавшегося Крэйвеном черного плаща, то тут все просто – его потеряли. Это обнаружилось в момент начала съемок, когда искать замену уже не было возможности.
Спецэффекты
Несмотря на копеечный бюджет, фильм изобилует спецэффектами (всего их около 80), причем некоторые из них сделаны настолько искусно, что впечатляют и сегодня. Начнем с двух эпизодов, сделанных с помощью одного и того же приема: сцена первого убийства, когда невидимый Фредди Крюгер поднимает спящую героиню Аманды Уайсс к потолку, и сцена кровавого фонтана в комнате персонажа Джонни Деппа.
Для создания этих эпизодов мастером по спецэффектам Джимом Дойлом был специально построен вращающийся каркас, внутри которого располагались закрепленные декорации. Идея была позаимствована из мюзикла «Королевская свадьба», в котором Фред Астер лихо отплясывал на стенах и потолке. В первой из названных сцен Уайсс переползала по комнате, по мере того как каркас снаружи вручную поворачивали несколько человек из съемочной группы. При этом камера, оператор и находившийся в кадре актер Хсу Гарсия были зафиксированы на своих местах и поворачивались вместе с декорацией. Эткин был привязан к креслу из спортивного автомобиля, а Гарсии понадобилось специально укладывать волосы, чтобы они не свисали. Для съемки кровавого фонтана, бьющего из кровати, декорацию с закрепленной камерой перевернули вверх ногами и с помощью сильного насоса пустили около 2 тыс. литров окрашенной в красный цвет воды. Правда, в итоге оказались залиты провода и осветительное оборудование, из-за чего едва не убило часть съемочной группы. Зато кадр получился действительно сильный.
Для сцены, в которой Крюгер нападает на Нэнси, дремлющую в ванне, декорация была расположена над бассейном. Это позволяло поместиться в ванне нескольким людям – исполнительнице главной роли Хэзер Лэнгенкэмп и Джиму Дойлу, дублировавшему руку Крюгера. При этом у актрисы была возможность достоверно изобразить, будто она тонет. Для кадров под водой была задействована дублерша. На съемки всей сцены ушло 12 часов.
Один из самых жутких кадров фильма – Крюгер движется по ночному переулку, а его руки при этом удлиняются – сами члены съемочной группы до того, как увидели на экране, считали неудачным и даже смехотворным. Дело в том, что эффект достигался ну очень наивными средствами: длинные рукава свитера были подвешены на лески и управлялись рыболовными удочками с крыш домов по сторонам.
В сцене, в которой лицо Крюгера проявляется в потолке над спящей героиней, было использовано натянутое полотно из спандекса, на которое с обратной стороны давил один из мастеров по спецэффектам. Едва ли не еще проще был сделан финальный кадр, в котором Фредди Крюгер затаскивает мать главной героини в дверное окошко – для этого актрису заменили резиновым манекеном. Другой эффект, ползущего, словно змея, одеяла в сцене убийства персонажа Гарсии в тюрьме, также сделан очень просто – это известный с первых лет существования кинематографа прием обратной съемки.
Наконец, еще один знаменитый кадр – ноги убегающей от Крюгера Нэнси вязнут в ступеньках. Для создания этого очень сновидческого образа в ступеньках лестницы были проделаны отверстия, которые наполнили смесью из теста, овсяной каши, грибного супа и клея. Получившаяся масса внешне напоминала ковер, но при этом обладала необходимой густотой.
Леденящий душу саундтрек фильма был написан Чарльзом Бернштайном – композитором, специализирующимся на музыке к хоррорам. По его задумке смелое сочетание традиционной оркестровой аранжировки с синтезаторными эффектами и разного рода шумами должно было подчеркнуть происходящее в фильме столкновение обычной жизни и потустороннего, противоестественного кошмара. Интересно, что знаменитую ломаную мелодию колыбельной на измененные слова детской считалочки случайно придумал друг Хэзер Лэнгенкэмп. Бернштайн же впоследствии доработал удачную находку.
Ну и в конце
Стадии взросления человека:
1) Боится фильмов с Фредди Крюгером.
2) Смеется над фильмами с Фредди Крюгером.
3) Ностальгирует при просмотре фильмов с Фредди Крюгером.
4) Солидарен с Фредди Крюгером.
Гоблин
Источник:
3 комментария
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена