Зловещие мертвецы: история создания и все за кадром
Бесспорная классика фильмов ужасов.
В 1975-ом году состоялась эпохальная встреча: Рэйми познакомился с молодым Брюсом Кэмпбеллом, впоследствии исполнившим главную роль во всех трех частях «Зловещих мертвецов». У молодых людей были сходные интересы: оба они безумно любили кино, оба желали снимать собственные фильмы. Какое-то время Сэм и Брюс посещали кинематографические курсы, затем начали снимать любительские микробюджетки, потом занялись коммерческим видео и рекламой.
Роман Рэйми с высшим образованием был недолог, но плодотворен. В Мичиганском Университете, где Сэм некоторое время обучался премудростям английского языка, он познакомился с Робертом Тэйпертом, соседом по комнате его старшего брата .
Тэйперт постигал азы экономики и собирался сделаться кинопродюсером. Тэйперт, Рэйми и Брюс Кэмпбелл сдружились на почве любви к кинематографу и вскорости открыли собственную студию Renaissance Pictures.
Сняв несколько довольно милых короткометражек, ребята задумались о том, что неплохо было бы им сделать полноценный художественный фильм. Однако для того, чтобы делать Большое Кино, требовались Большие Деньги, которых, разумеется, у наших героев не было. Следовательно, надо было эти Большие Деньги добыть. Но как? Грабить банк энтузиасты не рискнули, однако вместо этого решили… снять еще одну любительскую короткометражку, показать ее потенциальным инвесторам и убедить их тем самым, что они смогут грамотно распорядиться выданными деньгами.
Так на свет появился получасовый любительский фильм «В лесах» (Within the Woods, 1979). Сценарий его написал Рэйми, он же и уселся в режиссерское кресло. Тэйперт и Кэмпбелл выступили в качестве продюсеров; Брюс, кроме того, еще и исполнил в картине главную роль. Бюджет фильм составил тысячу шестьсот долларов. Снимали картину на камеру Super 8 в загородном доме семейства Тэйпертов.
После этого Рэйми, Тэйперт и Кэмпбелл начали странствовать по Детройту и показывать «В лесах» разным бизнесменам, уговаривая их вложиться в будущий полномасштабный проект. Удивительно, но некоторые затерроризированные настойчивыми юношами предприниматели сдавались и вскорости у парней набралось почти сто тысяч долларов.
В ноябре 1979-го года наши киноэнтузиасты приступили к съемкам фильма «Книга мертвых» (The Book of the Dead), впоследствии сменившего название на привычных «Зловещих мертвецов». Молодые кинематографисты столкнулись с массой сложностей и проблем — крошечный бюджет, отсутствие реквизита, проблемы со съемочными локациями… Всего и не перечислить. Но парни выдержали все испытания, и 15-го октября 1981-го торжественно представили свой фильм американской публике. Американская публика приняла фильм с некоторой прохладцей.
Кто знает, как бы сложилась судьба одного из самых популярных хоррор-циклов минувшего века, если бы создатели не рискнули привезти его на Каннский кинофестиваль в мае 1982-го года. Там фильм увидел Стивен Кинг и дал ему самую высокую оценку. «Настоящая черная радуга хоррора!» — в свойственной ему аллегоричной манере восхищался маэстро ужаса. Вскоре он сподобился написать на фильм полноценную рецензию, которую прокатчики тут же разорвали на цитаты. Фильм ждал сумасшедший успех в Европе, после которого второй волной накатил и успех в США.
10-го мая 1986-го года начались съемки второй части картины «Зловещие мертвецы». Вновь в качестве режиссера выступил Сэм Рэйми, а роль главного персонажа исполнил Брюс Кэмпбелл. На этот раз бюджет фильма был куда как солиднее и составлял почти четыре миллиона долларов. «Зловещие мертвецы II» получились весьма и весьма пристойными, успешно окупились и закрепили за Рэйми титул мастера комедийных ужасов.
В 90-ом году на большие экраны вышел фильм Сэма Рэйми «Человек тьмы» (Darkman), довольно приличный приключенческий триллер, выполненный в стилистике комикса. Несмотря на то, что фильм был воспринят зрителями и критиками без особого восторга, вложенные деньги он отбил с лихвой и дал возможность Рэйми приступить к работе над третьей частью «Зловещих мертвецов» — фильмом «Армия тьмы».
«Зловещие мертвецы» — это римейк фильма «В лесах», выполненный со значительно большим бюджетом, снятый на более-менее пристойную камеру, смонтированный и озвученный в студии. Основная сюжетная линия осталась практически без изменений — группа молодых людей отправляется в заброшенный домик, чтобы весело провести уикэнд. Вскоре ребята ухитряются разозлить кровожадных демонов, после чего начинается кровавая вакханалия. Рэйми, находившийся под впечатлением от рассказов писателя Говарда Лавкрафта, ввел в повествование книгу «Некрономикон», заклинания из которой способны были пробуждать демонов. Собственно, именно прослушивание записанных на магнитофон отрывков из «Некрономикона» и навлекло на героев картины гнев зловещих мертвецов.
Одной из отличительных особенностей «Зловещих мертвецов» было удивительное сочетание «хоррорных» элементов и бескомпромиссного черного юмора. Создавая атмосферу панического страха, создатели картины иронизируют и подтрунивают над жанром в целом и даже над самими собой. Литры самодельной крови, расчлененные тела, покрытые ужасными нарывами деформированные головы и конечности демонов — это жутко и комично одновременно.
Вторая часть «Зловещих мертвецов» является одновременно сиквелом и римейком части первой. Столь неординарная ситуация возникла из-за того, что создателям не удалось добиться от компании-правообладателя разрешения на использование материалов первой картины. Поэтому Рэйми сотоварищи пришлось переснимать ключевые эпизоды «Зловещих мертвецов», чтобы разъяснить зрителям второй части, что же произошло в части первой. В результате сюжет перетерпел некоторые изменения — в проклятый дом главный герой Эш и его подруга отправились вдвоем, демон овладел телом девушки и парень был вынужден ее упокоить. После этого в дом прибыло еще несколько человек, чем не преминули воспользоваться рассерженные духи. Вторая часть, являясь номинально фильмом ужасов, все-таки в большей степени зубодробительная пародия на первых «Зловещих мертвецов» и прочую жанровую классику. Многочисленные эпизоды картины прочно вошли в золотой фонд хоррора, фильм буквально разорвали на цитаты, которые сейчас можно встретить не только в жанрово близких работах, но и в высоколобом арт-хаусе и мегабюджетных голливудских проектах.
В «Армии тьмы» (Army of Darkness, 1992), третьей части «Зловещих мертвецов», Сэм Рэйми сделал окончательный жанровый выбор. Самый дорогой фильм цикла (бюджет его составил примерно одиннадцать миллионов долларов) представлял собой уже не ужастик, но уморительнейшую фэнтезийную комедию, сдобренную некоторым количеством хоррорных элементов. По сюжету Эш попадает в далекое прошлое, в мир магии и меча. Дела у людей в этом дивном мире идут весьма скверно — мало того, что царит масштабная междоусобица, так еще и зловещие демоны регулярно вытворяют всякие пакости. Впрочем, Эшу дела до судьбы человечества нет, его единственное желание — вернуться обратно в свое время. С этой целью он похищает у демонов «Некрономикон». Однако в процессе похищения он допускает оплошность — путает защитное заклинание, и теперь высвободившиеся орды кровожадных монстров планируют стереть человечество с лица Земли. Эш, смазав свою верную двустволку и почистив бензопилу, встает на защиту людей. «Один человек, один миллион зловещих мертвецов… Шансы почти равны».
Интересная деталь связана с «Армией тьмы» — существуют две абсолютно разные концовки картины. В первой из них Эш, попав в настоящее, сталкивается в родном супермаркете с ведьмой, во второй — перепутав дозу волшебного снадобья, попадает в далекое будущее и оказывается в постапокалиптической Англии. Первоначально планировалось выпустить фильм со второй концовкой, она вполне соответствовала духу цикла — в финальных кадрах каждой из частей цикла Эш оказывается в безвыходной ситуации. Однако представители компании-дистрибьютора остались концовкой недовольны, указав, что она слишком пессимистичная и депрессивная, и потребовали сделать более «зрителеориентированный» вариант. В итоге в кинотеатрах прошла версия с концовкой в супермаркете, на видео же во многих странах угодил фильм с постапокалиптическим финалом.
По мотивам «Армии тьмы» в 2005-ом году выпущена довольно симпатичная одноименная настольная ролевая игра. Кроме того, в том же 2005-ом свет увидела карточная игра по мотивам третьей части цикла Сэма Рэйми. Легенда гласит, что в 1993-ем году существовала еще одна настольная игра по сюжету «Армии тьмы», изданная ныне покойной компанией Leading Edge. Судя по всему, состояла она из книги правил и двенадцати наборов миниатюрных моделек персонажей. Увы, сама я игру эту не видела и ничего о ней сказать не могу.
Существует несколько комиксов, посвященных похождениям Эша, среди которых отдельно выделяются довольно милые кроссоверы вроде «Армия тьмы против Ре-Аниматора» (Army of Darkness vs. Re-Animator), «Человек тьмы против Армии тьмы» (Darkman vs. Army of Darkness) и даже «Эш против Дракулы» (Ash vs. Dracula).
Вы не поверите, но по мотивам первых двух частей «Зловещих мертвецов» был поставлен мюзикл! Режиссер-постановщик мюзикла Кристофер Бонд уверял всех, что превращение легендарного хоррора Рэйми в музыкальный спектакль — вполне логичный и напрашивавшийся шаг. Время показало, что Бонд оказался прав — мюзикл прошел с большим успехом, пришелся по вкусу зрителям и создателям оригинального фильма.
Картина была снята в настоящей заброшенной хижине, а не в студийных декорациях. Хижина загадочным образом сгорела пару лет спустя. В ней не было подвала, так что съемки проходили в гараже Сэма Рэйми.
После того, как зимой 1979-1980 годов были закончены основные съёмки, многие актёры покинули проект. Окончание съёмок проходило без них, вследствие чего во второй половине фильма героя Брюса Кэмпбелла в кадре окружают совсем другие люди (в финальных титрах они указаны как «fake shemps»). Например, ноги убитого Скотта «играют» ноги Теда Рэйми — брата режиссёра.
Оригинальный сценарий предписывал, что во время прослушивания записи на магнитофоне все персонажи были должны курить марихуану. Актёры решили использовать в кадре настоящую «траву», но из-за хаоса, возникшего на съёмочной площадке, эту сцену потом пришлось переснимать «на трезвую голову».
В качестве крови в фильме использовалась смесь из сиропа «Karo», молочного порошка и красного пищевого красителя, а в качестве внутренностей демонов — залитая зелёной краской кукуруза.
Во время съёмок в лесу Брюс Кэмпбелл зацепился ногой за корень и вывихнул лодыжку. Из-за этого в некоторых сценах он заметно прихрамывает.
Сцену, где одержимая Линда пыталась ударить Эша ножом, актриса Бетси Бейкериграла в прямом смысле вслепую — сказывались «демонические» толстые белые контактные линзы на глазах.
В Германии фильм называется «Dance Of The Devil» и до сих пор запрещён к показу в кинотеатрах.
После того, как использовавшаяся для съёмок хижина у Морристауна (штат Теннесси) сгорела, оставшуюся от неё кирпичную печку фанаты фильма полностью растащили «на сувениры».
Источник:
15 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
p.s Сейчас пугать не умеют !!!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена