Водитель маршрутки из Грозного
Список продолжает еще одна категория "льготников" - можно не платить едущим на похороны, зиярт, рузбане (мусульманский религиозный обряд и пятничная молитва), в больницу и всем, кто совершил хадж (между прочим, таких уже полреспублики - прим. Автора). Ниже еще одна приписка: "И не надо никому ничего объяснять - просто выходите и все!".
- Я последнее добавил, чтобы людям облегчить ситуацию: думаю, что в присутствии остальных пассажиров человеку это сделать очень трудно, - рассказывает Муса. И утверждает, что не один он такой в большом городе: старика, ребенка или инвалида любой грозненский таксист довезет бесплатно.
- Но надо знать менталитет нашего народа: все равно или пытаются заплатить, или очень сильно начинают благодарить, чем, конечно, отвлекают от работы. Время на маршруте иногда измеряется секундами, и если со всеми объясняться, то можно сорвать график. Поэтому я и повесил объявление, - объясняет собеседник.
Желание помогать "бедным" сформировалось у Мусы Даваева во время боевых действий на Северном Кавказе. В те годы из Чечни в Ингушетию, Дагестан и соседние регионы направлялись потоки беженцев, в основном, женщин, детей, стариков. Люди периодически возвращались домой за какими-то вещами, документами, навестить родных и т.д. А денег практически ни у кого не было.
- Я работал на ингушском направлении. Каждого, кто подходил, видел буквально насквозь: большинству людей было очень тяжело. Держались только за счет взаимовыручки, ведь тогдашняя власть о населении вообще не заботилась. И вот я увидел молодую супружескую пару в Слепцовске (Ингушетия). Им обоим надо было съездить в Грозный и в тот же день вернуться, потому что их дом уже был разрушен. Я невольно услышал разговор - решали, кому ехать, потому что денег на обоих не хватало. Хотели просить меня, чтобы одного отвез бесплатно, а второго - за деньги, но стеснялись. Я отвез их обоих бесплатно туда и назад. И почувствовал моральное удовлетворение от того, что могу помогать людям. После этого поместил на окне машины объявление, что отвезу всех нуждающихся. Когда война окончилась, еще долго было много бедных людей, которые не могли заплатить за проезд, и я тоже возил их, - вспоминает Даваев.
Сегодня, по его словам, в Чечне и, в частности, в Грозном уже практически нет людей, которые не в состоянии оплатить маршрутку. И тем более никто не хочет быть "бедным и больным". "Некоторые вместо 15-ти рублей по 50 или 100 бросают и сдачу не берут, приходится контролировать", - говорит Муса. И тогда он решил помогать наиболее "слабому звену" - детям, старикам, инвалидам. Объяснил, что делает это по мусульманскому обычаю "ради Аллаха", который, впрочем, тоже не остался в долгу.
- Чтобы меня понять, надо быть верующим человеком, но объяснить попытаюсь. Пророк Мухаммед сказал: если тебе не хватает средств для жизни, поделись с другими тем, что у тебя есть и тебе воздастся… Как это по-русски сказать? Сторицей. По нашему беркат называется. Бывает так, заработаешь хорошие деньги, а они куда-то как сквозь пальцы уходят. А иногда небольшой суммы хватает на все. Вот такие удивительные вещи происходят, добро возвращается! - говорит он. Недавно неожиданно начала сбываться его давняя мечта - совершить вместе со своим 82-летним отцом паломничество в Мекку. На это требуются немалые средства, но их у Даваева нет (как, впрочем, и на то, чтобы поменять машину. Его бессменной "Газели" в этом году исполнится десять лет). О "водителе милосердия", как его "окрестили" журналисты и блогеры, из интернета узнал глава ЧР Рамзан Кадыров, и пообещал оплатить поездку из благотворительного фонда Ахмата Кадырова. Теперь Муса готовится к хаджу, намеченному на сентябрь.
По его словам, человек должен стараться измениться в лучшую сторону, поэтому на сегодняшнем рубеже он оставаться не собирается. В планах - повесить еще одно объявление о бесплатном проезде преподавателей и учащихся исламского университета, гостей Чечни и тех, кто едет одну остановку.
- Мой маршрут пролегает по самому центру, "золотому кольцу" города, его также называют "мертвым кольцом", потому что он постоянно перерезает другие потоки машин. На пути - исламский университет и три медресе, все время студенты садятся. Я с них и так денег не беру, но они все равно пытаются платить, поэтому и хочу повесить объявление, - продолжает Муса.
К своим потерям водитель маршрута №31 относится философски: "Если бы не было убытков, то какие же тогда это добрые дела?!" По его мнению, ему достается ровно такое количество материальных благ, которое он заслуживает. Поэтому и беспокоиться не о чем.
- А если неправедным путем где-то сорвал куш, эти деньги как пришли, так и уйдут - либо колесо нечаянно проколю, либо на ремонт потрачусь, или еще где-то что-то потеряю. Все уйдет, останется ровно столько, сколько мне положено, - рассуждает собеседник.
И все-таки мы выяснили, что на "бесплатных" пассажирах Даваев теряет 400-450 рублей в день. В неделю получается больше 30 тысяч. Каемся, Муса просил не озвучивать эти цифры ("Это примерно треть заработка, но она не моя, она Аллаха. Это как в православии - десятую часть дохода нужно жертвовать на благотворительность").
- Ничего необычного в моих поступках нет, это нормальное явление. Чтобы помочь другому, не обязательно быть богатым или сильным, достаточно быть добрым, - говорит он.
Просто в нашем обществе в последнее время наблюдается дефицит по-настоящему добрых дел...
Источник:
116 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
"на "бесплатных" пассажирах Даваев теряет 400-450 рублей в день. В неделю получается больше 30 тысяч."
У кого-то плохо с математикой или в неделе не 7 дней?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена