Гагарин и Кастро, Гавана, 1961
Удивительное все-таки время — 60-е! Время последних настоящих героев, время великих событий и людей, чьими достижениями до сих пор живет человечество. Как вы уже поняли, перед вами два человека, чьи имена в 60-е в СССР были самыми популярными: Юрий Гагарин и Фидель Кастро. Они всретились на Кубе в 1961 году.
Незадолго до прибытия Гагарина на Кубу правительство учредило орден «Плайа-Хирон», который должен был быть вручен Фиделю Кастро, как главнокомандующему революционными вооруженными силами. Но вождь отказался и сказал, что первый «Плайа-Хирон» будет вручен Первому космонавту в знак признания кубинцами больших заслуг советского народа в вопросе мирного освоения космоса.
Гагарина встретили с почестями. Фиделю Кастро так понравилась фуражка космонавта с голубым, как кубинское небо, околышем и крылатой эмблемой летчика, что Гагарин подарил ее кубинскому лидеру. В знак дружбы и уважения Фидель отдал свой головной убор космонавту.
Из воспоминаний Н. П. Каманина з книги «Летчики и космонавты»:
Вечером 27 июля кубинские товарищи устроили прощальный банкет в небольшом ресторане. После ужина и концерта национального танца Юрию Гагарину предложили прокатиться по городу.
Машина помчалась по освещенным разноцветными огнями улицам Гаваны. Фидель Кастро сначала молчал, как бы давая нам время привыкнуть к быстрому движению машины и осмотреться вокруг, потом, встрепенувшись, сказал:
— Хочу проверить, узнают ли кубинцы Гагарина,— и предложил Юрию надеть его берет.
Сразу же оговорюсь, что в газетах было объявлено, что советский космонавт уже убыл в Канаду по приглашению Сайруса Итона на Пагуошский митинг сторонников мира. Кубинцы были уверены, что Гагарина среди них нет.
Машина выскочила на небольшую площадь и остановилась напротив сквера. Фидель вышел из машины. Около него сразу же собрался народ. Завязалась беседа.
— Ну что, не остался у нас Гагарин? — спросил он стоявшего рядом с ним кубинца.
— Да, улетел… Жаль, что так скоро.
— Ничего, в следующий раз побудет подольше, — сказал, улыбаясь в густую бороду, Фидель.
Один из окружавших машину кубинцев в ходе этого разговора пристально смотрел на Гагарина, словно вспоминая что-то. Юрий Алексеевич был одет в гражданский костюм, без орденов, на его голове красовался берет. Чувствовалось, что кубинец усиленно напрягал память. Потом он воскликнул:
— Гагарин!
— Нет, это не он. Гагарин улетел, — спокойно, не поворачивая головы, заметил Фидель Кастро.
Но это не помогло. Уже не один кубинец, а многие наперебой кричали: «Гагарин, Гагарин!»
— Неужели похож? — невозмутимо спросил Фидель, покрывая спор, начатый с кем-то из присутствующих.
— Да, очень похож. Это он, — зашумели вокруг.
— А газетам вы не верите? — вдруг строго спросил Фидель.
Голоса смолкли. Собравшаяся толпа растерянно замолчала. Фидель обвел всех внимательным взглядом, сделал паузу, чтобы слова его прозвучали веско, и тихо, засмеявшись, сказал:
— Да, это Гагарин.
Словно взрыв потрясли ночной воздух крики восторга: «Гагарин! Гагарин!»
2 комментария
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена