Финская война и её продолжение
Групповая фотография военнослужащих шведского добровольческого батальона финской армии.
Шведский добровольческий батальон (швед. Svenska frivilligbataljonen), другое название Ханко-батальон (швед. Hangöbataljonen) – батальон финской армии, состоявший из шведских добровольцев и принимавший участие в советско-финской войне 1941—1944 г.г. Участвовал в боевых действиях в августе 1941 г. на полуострове Ханко, в дальнейшем был переброшен на рубежи по берегу реки Свирь. Последняя добровольческая рота батальона приняла участие в боях июня 1944 г. под железнодорожной станцией Tali недалеко от Выборга, после чего, была расформирована и отправлена на родину в Швецию.
Военнослужащие вооружены шведскими ручными пулеметами KG m.1921, шведскими винтовками М96 (Carl Gustaf), советскими пистолетами-пулеметами ППД-34, ППД-34/38. Старший сержант (стоит четвертый слева) вооружен пистолетом Mauser C96.
Группа финских солдат у захваченного советского танка Т-34-85.
Пленные красноармейцы у автобуса под конвоем финских солдат.
Финский маршал Карл Густав Эмиль Маннергейм (Carl Gustaf Emil Mannerheim, 1867—1951).
Вид на разбитый советский обоз в районе финской деревни Суомуссалми.
Колонна финских штурмовых орудий StuG 40 перед парадом в Энсо. Энсо – финское название (до 1948 года) города Святогорск. Парад в Энсо состоялся 4 июня 1944 года по случаю семидесятипятилетия маршала Финляндии К. Маннергейма.
Одна из двух САУ ИСУ-152, захваченных финскими войсками 25 июня 1944 года в районе Portinhoikka (современное название — Петровка, северо-восточнее Выборга). Была отправлена на ремонт в тыл. В ходе ремонта, эта ИСУ была переделана в тягач (орудие было демонтировано, вероятно из-за полученных повреждений). В финской армии получила обозначение — Ps.745-1. В качестве тягача использовалась до 1964 года. В последствии, на САУ вернули орудие и установили ее в танковом музее в Пароле (Parola), где она и находится до сих пор.
Финские солдаты и немецкие егеря плывут на лодках по реке Лутто (Лотта, Лутто-йоки) в районе Петсамо (в настоящее время — Печенга, с 1944 года в составе Мурманской области).
Финские солдаты (солдат слева вооружен немецким гранатометом «Панцерфауст») смотрят из окопа на уничтоженную советскую самоходную артиллерийскую установку ИСУ-152. САУ была уничтожена внутренним взрывом в ходе сражения при Тали-Ихантала (25 июня—9 июля 1944 года) на Карельском перешейке
Заправка немецкого штурмовика Фокке-Вульф Fw.190F-8 из состава 1-й эскадрильи 5-й эскадры непосредственной поддержки войск (1./SG 5) с бортовой номер «6» на финском аэродроме Иммола.
Финские солдаты перед парадом в захваченном Выборге. В центре фото идет генерал Карл Леннард Эш (Lennart Karl Oesch, 1892—1978).
Танкисты вермахта на танке Pz.Kpfw.III отдают воинское приветствие финским офицерам во главе с генералом Хьялмаром Сииласвуо (Hjalmar Fridolf Siilasvuo, 1892–1947). Район Раатской дороги (Raatteen tie).
Пленные красноармейцы несут носилки с раненым товарищем под конвоем финских солдат в Уукуниеми (Uukuniemi).
Финский танкист у трофейного советского танка Т-28 в Петрозаводске.
Расстрел неизвестного советского разведчика финским офицером.
92 комментария
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Маннергейм писал: "Впрочем, тут же снова обнаружилось, что Финляндия не может ожидать активной помощи от Скандинавских стран. Если такие страны, как Уругвай, Аргентина и Колумбия, на Ассамблее Лиги Наций решительно встали на нашу сторону, то Швеция, Норвегия и Дания заявили, что они не будут принимать участие в каких-либо санкциях против Советского Союза. Более того - страны Скандинавии воздержались от голосования по вопросу об исключении агрессора из Лиги Наций!"
Планы войны с соседом по отношению к СССР были у Финляндии исключительно наступательными. (Отказалась от этих планов Финляндия только через неделю после начала войны, когда реально попробовала наступать). По этим планам укрепления "линии Маннергейма" отражали удар с юга, а финская армия наступала по всему фронту на восток в Карелию. Граница новой Финляндии должна была быть отодвинута и проходить по линии Нева - южный берег Ладожского - восточный берег Онежского озер - Белое море и к Ледовитому океану (с включением Кольского полуострова)" Вот так!
При этом площадь Финляндии увеличивалась вдвое, а сухопутная граница с СССР сокращалась более чем вдвое. Граница проходила бы сплошь по глубоким рекам и мореподобным озерам. Надо сказать, что цель войны, поставленная перед собою финнами, если бы она была достижима, не вызывает сомнений в своей разумности.
Даже если бы не было финских документов по этому поводу, об этих наступательных планах можно было бы догадаться. Посмотрите еще раз на карту, финны укрепили "линией Маннергейма" маленький кусочек (около 100 км.) границы с СССР на Карельском перешейке - именно в том месте, где по планам и должна была проходить их постоянная граница. А тысяча километров остальной границы? Ее финны почему не укрепляли? Ведь если бы СССР хотел захватить Финляндию, Красная Армия прошла бы туда с востока, из Карелии. "Линия Маннергейма" просто бессмысленна, если Финляндия действительно собиралась обороняться, а не наступать.
Гитлер в "Майн Кампф" не скрывал, что III рейх будет построен на территориях СССР. Поэтому, когда 12 марта 1938 года Германия присоединила Австрию, для СССР это был первый звонок. И уже в апреле 1938 года финскому правительству тайно поступили первые советские предложения. СССР просил Финляндию гарантировать, что она окажет сопротивление немцам в случае их нападения на Финляндию, для чего Советский Союз предлагал свои войска, флот и оружие. Финны отказались.
СССР искал варианты. К осени он уже не предлагал прямого договора, не предлагал войск, а лишь просил договор о защите берегов Финляндии Балтфлотом, если Финляндия подвергнется нападению немцев, финны снова отказались и даже не пытались продолжить переговоры. А между тем Англия и Франция уже предали Чехословакию и СССР в Мюнхене. Союзник СССР - Франция - отказался защищать Чехословакию, второй союзник - сама Чехословакия - сдала немцам Судетскую область без единого выстрела. Стало ясно, что для Запада все договоры о военных союзах - не более чем бумажка. Для защиты Ленинграда требовалось что-то более реальное, приходилось рассчитывать только на собственные силы.
В октябре 1938 года СССР предложил финнам помощь в постройке военной базы на финском острове Гогланд в финском заливе и права, если Финляндия не справится с обороной этого острова, оборонять его совместно. Финны отказались.
Советский Союз попросил у Финляндии в аренду на 30 лет четыре маленьких острова в Финском заливе. Финны отказались. Тогда СССР попросил обменять их на свою территорию. На этом этапе о переговорах узнал бывший генерал русской армии, а к тому времени - главнокомандующий финской армией маршал Маннергейм. Он немедленно предложил Финскому правительству обменять не только запрошенные острова, но и территорию Карельского перешейка, о которой советская сторона в то время даже не вспоминала. Это говорит о том, насколько понятны с военной точки зрения были просьбы Советского Союза и насколько глупы были последующие утверждения о том, что СССР, якобы, хотел "захватить Финляндию".
Русским царям, - уточняет автор книги, - нечего было бояться того, что граница княжества проходит в 20 верстах от столицы. Не боялись этой границы и в СССР до тех пор, пока считали финнов нейтральным и не замешанным ни в какие агрессивные замыслы против СССР. Но как только финны отказали СССР в его абсолютно законных просьбах по защите Ленинграда, не мог не возникнуть вопрос, а почему они это делают? Почему, скрывая от народа и Парламента, стремятся ослабить СССР в его будущем конфликте с Германией? Ведь кто бы ни победил в приближающейся войне СССР и Германии, если Финляндия будет оставаться нейтральной, ей от этого не будет никакой выгоды. Следовательно, в будущей войне Финляндия нейтральной оставаться не собиралась и, что логично проистекало из поведения финского правительства: ослабляя оборону Ленинграда, Финляндия планировала напасть на СССР в удобный момент. Теперь, естественно, вопрос о финской границе в пригородах Ленинграда не мог не подняться.
Летом 1939 года Финляндия начала скрытую мобилизацию. СССР на обострение не шел и продолжал переговоры.
В 1914 году Германия объявила войну России только за то, что та отказалась прекратить мобилизацию. В 1939 году Финляндия отмобилизовалась, а СССР все войны не объявлял и не объявлял.
Переговоры тянулись.
Выданные амрекано-британо-германцами кредиты таяли. Сотни тысяч финских солдат сидели в дотах и дзотах, ели, пили, портили одежду и амуницию, а война не начиналась.
Финская экономика начала испытывать серьезные трудности: была введена система нормирования потребления сахара и кофе. Из продажи исчезла пшеничная мука. Доходы финских хозяйств сократились почти на четверть. Стони тысяч людей были мобилизованы, ещё сотни тысяч были эвакуированы. После известия о провале переговоров в Москве за два дня Хельсинки покинули примерно 100 тыс. человек. С Карельского перешейка была эвакуирована 1/3 жителей.
А война все не начиналась.
Русско-финский историк Г. Вихавайнен как-то прикинула, что могло бы случиться если бы война так и не началась – «при затяжке переговоров эвакуированные чувствовали свою никчемность, настроение в армии было отягощено длившимся неделями бездействием". А если бы СССР пошел на компромисс, то Финляндию ждала бы катастрофа: "демобилизация армии вылилась бы в массовую безработицу и правительство стало бы объектом критики, и не только советской пропаганды».
Поэтому она пишет:
«Во многих смыслах, условия, которые породили дух зимней войны, были идеальными и однократными».
Последовавшее поражение стало неожиданностью как для финского общества, так и для финских спонсоров. Большинство финнов решили, что правительство согласилось на мир напрасно, преждевременно и жаждало реванша.
Маленькой, но очень гордой Финляндии снова пришлось торговать географией. Но на этот раз покупатель был лишь один – Адольф Гитлер. Финны начали готовиться к войне-продолжению.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена