Русские крестьяне до революции и после
Леонтий Дмитриевич Худяков.
130 лет назад в Приморье было создано уникальное крестьянское хозяйство братьев ХУДЯКОВЫХ. Стереотип советской идеологии: если крестьянин и до революции, значит, худая лошадёнка, лапти и рубашка в дырах, а дома десяток золотушных голодных детей – давно п
130 лет назад в Приморье было создано уникальное крестьянское хозяйство братьев ХУДЯКОВЫХ. Стереотип советской идеологии: если крестьянин и до революции, значит, худая лошадёнка, лапти и рубашка в дырах, а дома десяток золотушных голодных детей – давно пора оставить в прошлом. Крестьяне, если им не мешать, создадут такое хозяйство, что любо-дорого… Вот, например, знакомьтесь, Леонтий Худяков – один из первопоселенцев Южно-Уссурийского края. Ещё в 1812 году, во время нашествия Наполеона на Россию, его дед, старообрядец, выехал из Москвы с семьёй и поселился в Тобольской губернии. Сначала там жилось хорошо, но вскоре край стал усиленно заселяться, начались дрязги, земельные споры, появились исправники и становые, одним словом, жизнь испортилась. И как обычно поступали в таком случае старообрядцы, Худяков бросил своё хозяйство и откочевал в дальний угол Томской губернии. Здесь вырастил детей, здесь и умер. Его сын Дмитрий, отец Леонтия, ставший настоящим сибиряком, унаследовал от отца как его строптивый характер, так и старую веру.
Вперёд, в края необжитые
Леонтий, хотя и не был таким непримиримым старообрядцем, но тягу к освоению необжитых дальних мест от деда перенял. Между прочим, в Томской губернии жилось ему неплохо: пятистенная изба из таких толстых брёвен, что до потолка можно было дотянуться, лишь встав на два поставленных друг на друга стола; пашня, покосы, огород и мельница, лошади, коровы, домашняя птица. Но от странников узнал Леонтий про Амурский край, где земля неделённая, луга некошеные, в тайге зверя и птицы сколько хочешь, в реках рыбы — масса, растут на воле виноград, груша и другие плоды. В конце 1871 года подал он прошение в Томск на имя губернатора об отчислении от деревенского общества и выдаче пропускного свидетельства, а в 1877 году пришёл ответ, в котором говорилось, что «именем Его Императорского Величества великого государства всея Руси разрешается въезд на свой личный кошт в необжитые сибирские и восточные края крестьянину Леонтию Дмитриевичу Худякову на вечное поселение, освободив его сыновей Фёдора, Павла, Иустина, Александра, Афанасия, Парфения и Федота от воинской повинности…». И тронулись всем семейством: на санях по зиме и в начале весны, а потом – на колесах и плотах, если по рекам.
22 октября 1877 года Леонтий прибыл в деревню Михайловку Приморской области. Ему тогда было 43 года. Высокий, немного худощавый, с открытым русским лицом, он физически был сильным и выносливым. Выносливость пригодилась: в первый же год наводнение унесло весь заготовленный лес для дома, и Леонтий Худяков остался со своим семейством при одном коне.
Увёз во Владивосток двоих своих сыновей — Фёдора и Павла. Первому было 14 лет, второму — 12. Отдал их обоих в кондитерскую Пиллера за 25 рублей в месяц, а на эти деньги купил хлеба и уехал в Раздольное к остальным четверым сыновьям. Отец не очень огорчался тем, что в округе нет школы. Одного за другим посылал он сыновей к дьячку в село Никольское для обучения грамоте и арифметике. Не труд прилагается к грамоте, поучал детей Леонтий, а грамота — к труду. Делай так, как делают отцы и деды, и улучшай жизнь, соображай и придумывай то, до чего не додумались они, — вот и вся премудрость.
В 1880 году Леонтий Худяков получил разрешение от исправника о разработке земли на правом берегу реки Суйфун в 8 верстах от Раздольного. В 1884-м вместе с сыновьями он разработал 15 десятин земли, успел обстроить усадьбу с пристройками для скота, кузницей и мельницей для своей надобности, а также положить основание садоводству, и в этом же году в его собственность было отведено 100 десятин земли на берегу реки Кедровка.
Сыновья – охотники, агрономы, моряки
В 1884 году старшему сыну Фёдору исполнился 21 год, Павлу было 19, Иустину — 15, Александру — 13, Афанасию — 9, Парфентию — 8 лет и дочери Анастасии – год. Сыновья выросли крепкими, здоровыми, самостоятельными и смекалистыми. Ходили Худяковы по земле уверенно, в лесу чувствовали себя не гостями, знали и травы, и деревья, и повадки зверей. Старший брат Фёдор помогал отцу вести хозяйство на хуторе, успешно занимался пчеловодством, начал с нескольких ульев, довёл их до нескольких десятков. Среди военных и гражданских чиновников Владивостока великолепный худяковский мёд шёл нарасхват.
Павел был отменным охотником. В свежем, копчёном, сушёном, солёном мясе большая семья недостатка не испытывала. В 1886 году газета «Восточное обозрение» поведала читателям: «На охотившегося крестьянина Худякова напали три больших тигра. Одного из них Худяков убил наповал, двух ранил, один из последних сильно поранил самого Худякова. Врач, пользующий его, ручается за выздоровление». И верно, Павел выжил, только навсегда на теле и лице остались страшные шрамы. Впоследствии он устроил оленью ферму, через несколько лет хозяйство стало приносить постоянный доход.
Самым знаменитым в роду Худяковых стал Иустин Леонтьевич: он занялся выведением новых сортов плодово-ягодных растений и преуспел.
Первые работы по садоводству начались в 1885 году. Вначале были высажены местные дикие яблони и груши, местная красная смородина, уссурийский виноград и синяя смородина (алданский виноград), вывезенная Худяковыми из Благовещенска. Как страстный любитель садоводства, Иустин не удовлетворился имевшимся под руками материалом местных лесов и стал искать источники, откуда можно было приобрести для сада более ценный материал, который давал бы доход в хозяйстве. В 1889-м были добыты первые черенки благородных сортов яблонь и груш и сделаны прививки, в 1891-м в саду были высеяны косточки маньчжурских слив, которые Худяков взял у знакомого китайского доктора Куфу. Косточки дали дружные всходы.
«Утону вместе с домом!»
Один из соседей Худяковых, некто Хлебников, пригласил Павла, Иустина и Александра, тогда уже хороших зверовых охотников, на промысел морских львов (сивучей), конечно, они с радостью согласились. На берегу реки Кедровка братьями была сооружена небольшая верфь, на которой по собственному нехитрому проекту они заложили первое судно — однотонный ботик, верой и правдой прослуживший им два года. В 1893 году братья построили уже пятитонную шхуну и охватили промыслом всё побережье Приморья — от корейской границы до поселка Терней.
В 1896 году в Южно-Уссурийском крае произошло небывалое наводнение. Не обошло оно и хутор Худяковых. Водой унесло часть хлеба и весь запас сена, а также часть хозяйственного инвентаря. Затем снова начались дожди, Кедровка вышла из берегов, вода подступала к дому, скот диким голосом кричал во дворе. Нижестоящие надворные постройки были уже снесены волнами. Опоздай сыновья Худякова на несколько дней с морского промысла домой, произошла бы катастрофа. Братья летали на своей шхуне под полными парусами от дома к сопкам и перевозили туда имущество, хлеб из кладей, домашний и хозяйственный скарб и запасы. Переправили и перевезли скот и лошадей и, наконец, переехала и их мать. Только старик Леонтий отказался ехать: «Из дома никуда не выйду». И лишь когда кровать, на которой лежал Леонтий, водой поднесло к окну, он с помощью сыновей перешёл на шхуну.
Молодёжь решила перенести свою усадьбу на более высокое и удобное место, лежащее выше уровня самых больших разливов буйной Кедровки, и вскоре исполнила свое намерение. В этом новом доме семья прожила до 30-х годов XX века.
200 рублей золотом…
В 1899 году Леонтий Дмитриевич и Павел Леонтьевич Худяковы были участниками Амурско-Приморской выставки в Хабаровске, где Леонтий был награждён Похвальным листом Императорского общества размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты за представленную на выставке охотничью лодку с принадлежностями собственного чертежа и изготовления. А его сын Павел, участвуя в народных стрелковых состязаниях, завоевал первый приз. Приамурский генерал-губернатор Гродеков вручил ему ружейную новинку — винтовку Мосина.
Проявился и талант 20-летнего Афанасия Худякова. Он своими руками соорудил вместительную, низко сидящую, но легкую на ходу шхуну. По контракту с промышленниками и торговцами он развозил по станицам и стойбищам на Уссури всевозможные товары. Конкурентов обошёл. В малую воду казённые пароходы не ходили, а его неказистая ладья легко преодолевала мели и перекаты, добиралась до самых верхних селений. Потом Афанасий Леонтьевич по собственным чертежам построил двухмачтовую шхуну, ходил на ней в Японское и Охотское моря, добывал нерп и сивучей. Он самостоятельно овладел математикой, навигационными науками и прочей мудрёной теорией и в конце марта 1903-го экстерном сдал экзамен на штурмана дальнего плавания. Он изучил фотографическое дело, сделал множество отличных снимков животных, растений, видов природы тех мест, куда уходил в плавание. За представленные альбомы Афанасий Леонтьевич первым из Худяковых был принят в члены Общества изучения Амурского края.
В 1913 году хозяйство братьев Худяковых в Приморье добилось наивысших результатов: сад Иустина Худякова занимал площадь до трёх десятин. Отсюда на рынок вывозилось до 100 пудов ягод и такое же количество плодов – слив, яблок и груш. В этом же году Иустин был награжден золотой медалью Императорского русского общества акклиматизации животных и растений.
В хозяйстве братьев Худяковых были огород и теплица, где выращивались в том числе зелёный миндаль и корень женьшеня, 13 сортов роз и пальмы. Был и домашний скот, и птица, и пасека. Мёда собирали ежегодно около 100 пудов. Постоянных наёмных рабочих в хозяйстве было 2 человека – мужчина и мальчик-подросток. Главную рабочую силу составляли сами хозяева – дети и многочисленные внуки Леонтия. В 1912 году он умер и был похоронен в Раздольном.
Хозяйство братьев Худяковых как одно из лучших хуторских хозяйств Приморской области в 1913 году было отмечено правительственной премией в размере 200 золотых рублей.
После революции крестьянское хозяйство Худяковых, преобразованное в артель (между прочим, у них был даже свой трактор), дожило до 1930 года. Интересный факт: Худяковы помогали партизанам продуктами, поддерживали Красную Армию. Но и это не спасло. Единственное – братьев не решились арестовать, а только выслали в Амурскую область. Судьба раскидала семью, но не разорвала связи. Потомки Федора, Афанасия – сыновей Леонтия – живут в Приморье. Владивостокские Худяковы – мореплаватели, ученые, мастеровые люди. Праправнучка Леонтия – Александра Худякова, ученица 10-го класса, написала реферат о своей семье. Семье, которая и по сей день сохранила лучшие традиции.
Особенно нравится графа образование.
Братья 1928 год.
Слева на фото В.К. Арсеньев.
6 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена