Сагаалган - буддийский Новый год
В 2015 году Новый год по лунному календарю наступит для буддистов России 19 февраля.
Буддийский Новый год (монг. Сагаалган) — один из наиболее известных праздников монголоязычных народов, который приурочен к началу Нового года по лунному календарю.
В буддийской традиции празднование Нового года приходится в разные годы между концом января и серединой марта, на первое весеннее новолуние по лунному календарю.
Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать.
Для буддистов России Новый год по лунному календарю в 2015 году наступит 19 февраля.
Название праздника произошло от слова сагаан, что означает белый, или выражения сагаан сар, что означает белый (светлый) месяц.
Первоначально он отмечался осенью, в октябре, перед началом зимовки скота. После распространения и утверждения буддизма среди монгольских народов празднование Сагаалгана было перенесено с осени на самый конец зимы.
В 30-х годах прошлого века праздник был запрещен. Возрождение традиции началось лишь в послевоенное время. В 1990 году празднику Сагаалган был присвоен официальный статус народного праздника в Бурятии.
В празднике смешались буддистские и языческие традиции.
Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения — Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека "выбрасываются" все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи. После окончания праздничной трапезы остатки еды вместе с монетками, ветошью, свечой и хадаком (особым шарфом, который вручается гостям во время приветствия как знак уважения) складывают в большую чашу, куда помещают также человекообразную фигурку, вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет (торма). Все вместе это служит "выкупом", который должен заставить зло и неудачи покинуть дом. Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и выбрасывают, обращаясь ко злу со словами: "Прочь отсюда!". После этого они быстро возвращаются, не оглядываясь назад (согласно поверью, если человек обернется, то зло может вернуться вместе с ним).
Религиозные мероприятия Сагаалгана начинаются за три дня до его наступления — в дацанах совершается особый молебен, посвященный Сахюусанам — десяти божествам-защитникам Учения Будды. Наибольшее почитание среди них воздается богине Лхамо, в ее честь совершается отдельный хурал "Балдан Лхамо" в день, непосредственно предшествующий Новому Году.
Особое значение придается популярному в народе обряду — ритуальному костру "Дугжууба", проходящему в двадцать девятый день по лунному календарю, в котором сгорают все нечистоты тела, речи и ума каждого человека.
Тридцатый день по лунному календарю является "закрытым днем". В этот день нужно по-новому убрать домашний алтарь, обязательно разложить на божнице подношения божествам, зажечь лампаду. Буддистам рекомендуется читать священные книги, начитывать мантры, совершать простирания. Крайне нежелательно употреблять алкоголь, также следует воздержаться от употребления мяса
В канун Нового года в дацанах в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы — хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра. Настоятель поздравляет всех с наступившим новым годом.
Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища (молоко, сметана, творог, масло).
Буряты придают молочной пище такое же значение, как христиане — постной, полагая, что она очищает и оздоравливает.
В первый день Сагаалгана нужно вставать очень рано — в 4-5 часов утра. По поверьям, ранним утром, до восхода солнца, в каждый дом заходит богиня Балдан Лхамо, которая подсчитывает всех людей. Проспавшие ее заход упускают свое счастье на целый год. А те, кто в это время бодрствовал, наоборот приобретут защиту буддийской богини, и им весь год будет сопутствовать удача и успех.
Одним из главных персонажей праздника Сагаалган является Саган Убугун (Белый Старец), которого считают Хозяином Года. Саган Убугун почитается, как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, гениев (духов) земли, воды, владыка гор, земли и воды.
Традиционно Белого Старца изображают стариком с длинной белой бородой, держащего в руках четки и посох, на вершине которого изображена голова макара — мифического водяного чудовища, сочетающего в себе черты дельфина и крокодила. Считается, что прикосновение к посоху Старца дарит долгую жизнь
Во второй день по лунному календарю совершается обряд запуска "коней ветра удачи". Это символ, показывающий состояние благополучия человека. Изображение "коня ветра удачи", хий-морин, освящённое в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что "конь ветров" служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.
Также во второй день начинается "Ехэ хурал" (великий молебен) — "Монлам Ченмо", который длится на протяжении 15-ти дней. Он посвящается воспоминанию 15-ти чудес, которые по преданию Будда Шакьямуни совершил в городе Шравасти (Индия). В эти дни, наполненные сверхъестественной энергией, буддисту нужно в обязательном порядке посещать дацаны и принимать участие в хурале "Монлам Ченмо".
День нового года по лунному календарю в Бурятии — государственный выходной. На сценах и под открытым небом проходят представления, песенные фестивали и концерты.
Традиционно Сагаалган празднуют не только в Бурятии, но и в Туве, Калмыкии, Забайкальском крае и Иркутской области. В Калмыкии праздник носит название Цаган сар.
Буддийский Новый год (монг. Сагаалган) — один из наиболее известных праздников монголоязычных народов, который приурочен к началу Нового года по лунному календарю.
В буддийской традиции празднование Нового года приходится в разные годы между концом января и серединой марта, на первое весеннее новолуние по лунному календарю.
Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать.
Для буддистов России Новый год по лунному календарю в 2015 году наступит 19 февраля.
Название праздника произошло от слова сагаан, что означает белый, или выражения сагаан сар, что означает белый (светлый) месяц.
Первоначально он отмечался осенью, в октябре, перед началом зимовки скота. После распространения и утверждения буддизма среди монгольских народов празднование Сагаалгана было перенесено с осени на самый конец зимы.
В 30-х годах прошлого века праздник был запрещен. Возрождение традиции началось лишь в послевоенное время. В 1990 году празднику Сагаалган был присвоен официальный статус народного праздника в Бурятии.
В празднике смешались буддистские и языческие традиции.
Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения — Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека "выбрасываются" все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи. После окончания праздничной трапезы остатки еды вместе с монетками, ветошью, свечой и хадаком (особым шарфом, который вручается гостям во время приветствия как знак уважения) складывают в большую чашу, куда помещают также человекообразную фигурку, вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет (торма). Все вместе это служит "выкупом", который должен заставить зло и неудачи покинуть дом. Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и выбрасывают, обращаясь ко злу со словами: "Прочь отсюда!". После этого они быстро возвращаются, не оглядываясь назад (согласно поверью, если человек обернется, то зло может вернуться вместе с ним).
Религиозные мероприятия Сагаалгана начинаются за три дня до его наступления — в дацанах совершается особый молебен, посвященный Сахюусанам — десяти божествам-защитникам Учения Будды. Наибольшее почитание среди них воздается богине Лхамо, в ее честь совершается отдельный хурал "Балдан Лхамо" в день, непосредственно предшествующий Новому Году.
Особое значение придается популярному в народе обряду — ритуальному костру "Дугжууба", проходящему в двадцать девятый день по лунному календарю, в котором сгорают все нечистоты тела, речи и ума каждого человека.
Тридцатый день по лунному календарю является "закрытым днем". В этот день нужно по-новому убрать домашний алтарь, обязательно разложить на божнице подношения божествам, зажечь лампаду. Буддистам рекомендуется читать священные книги, начитывать мантры, совершать простирания. Крайне нежелательно употреблять алкоголь, также следует воздержаться от употребления мяса
В канун Нового года в дацанах в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы — хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра. Настоятель поздравляет всех с наступившим новым годом.
Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища (молоко, сметана, творог, масло).
Буряты придают молочной пище такое же значение, как христиане — постной, полагая, что она очищает и оздоравливает.
В первый день Сагаалгана нужно вставать очень рано — в 4-5 часов утра. По поверьям, ранним утром, до восхода солнца, в каждый дом заходит богиня Балдан Лхамо, которая подсчитывает всех людей. Проспавшие ее заход упускают свое счастье на целый год. А те, кто в это время бодрствовал, наоборот приобретут защиту буддийской богини, и им весь год будет сопутствовать удача и успех.
Одним из главных персонажей праздника Сагаалган является Саган Убугун (Белый Старец), которого считают Хозяином Года. Саган Убугун почитается, как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, гениев (духов) земли, воды, владыка гор, земли и воды.
Традиционно Белого Старца изображают стариком с длинной белой бородой, держащего в руках четки и посох, на вершине которого изображена голова макара — мифического водяного чудовища, сочетающего в себе черты дельфина и крокодила. Считается, что прикосновение к посоху Старца дарит долгую жизнь
Во второй день по лунному календарю совершается обряд запуска "коней ветра удачи". Это символ, показывающий состояние благополучия человека. Изображение "коня ветра удачи", хий-морин, освящённое в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что "конь ветров" служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.
Также во второй день начинается "Ехэ хурал" (великий молебен) — "Монлам Ченмо", который длится на протяжении 15-ти дней. Он посвящается воспоминанию 15-ти чудес, которые по преданию Будда Шакьямуни совершил в городе Шравасти (Индия). В эти дни, наполненные сверхъестественной энергией, буддисту нужно в обязательном порядке посещать дацаны и принимать участие в хурале "Монлам Ченмо".
День нового года по лунному календарю в Бурятии — государственный выходной. На сценах и под открытым небом проходят представления, песенные фестивали и концерты.
Традиционно Сагаалган празднуют не только в Бурятии, но и в Туве, Калмыкии, Забайкальском крае и Иркутской области. В Калмыкии праздник носит название Цаган сар.
Источник:
Посты на ту же тему
36 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена