Клайпедос сукилимас
2 февраля 1920 года Франция захватила немецкий портовый город Мемель, ныне принадлежащий Литве и именуемый Клайпедой. Казалось бы, где Франция, а где Мемель, и с чего он ей вдруг понадобился? А вот поди ж ты, заручившись мандатом Лиги Наций, французы хозяйничали в этой заморской "мини-префектуре" на восточном берегу Балтики целых три года, до января 1923-го, когда их оттуда выбила литовская армия.
Построение французских моряков на площади перед мемельской городской ратушей.
В легендарном сражении за Мемель погибли два пуалю, 12 литовских солдат и немец-полицейский, зачем-то ввязавшийся в бой непонятно на чьей на стороне или просто схлопотавший шальную пулю. Через несколько часов вялой перестрелки префект Мемеля Габриэль Петинье решил прекратить сопротивление при условии, что ему, его чиновникам и солдатам гарнизона разрешат беспрепятственно покинуть город. Разумеется, литовцы не возражали. Сейчас они называют произошедшее "клайпедским восстанием" (по-литовски звучит так, как вынесено в заголовок) и очень гордятся этим славным эпизодом своей истории.
Мемельский префект принимает парад городского гарнизона.
Нет никаких сомнений, что Франция, обладавшая в 1923 году крупнейшей армией Европы и мощным флотом, могла при желании стереть Литву в порошок и не только вернуть Мемель, но и оккупировать ее целиком. Однако желания уже не было. За три года французы поняли, что Мемель им, в общем-то, не нужен.
Члены так называемого "Союза литовских стрелков" - военизированной националистической организации, чье участие в изгнании французов из Мемеля дало повод литовцам объявить это событие "народным восстанием".
К сказанному надо добавить, что абсолютное большинство населения Мемеля-Клайпеды тогда составляли немцы, чье мнение о принадлежности их города абсолютно не интересовало ни французов, ни литовцев. А потерпевшая поражение в Первой мировой войне Германия не могла вступиться за своих граждан, оказавшихся по воле победителей за пределами урезанной германской территории.
Литовские офицеры в Мемеле вскоре после взятия города.
Положение радикально изменилось к 1939 году, когда Третий Рейх в ультимативной форме потребовал от Литвы вернуть Мемель, но это уже другая история.
Литовские броневики "Даймлер" на улице Мемеля, уже переименованного в Клайпеду, весна 1923 года.
Источник:
14 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
А что касается северных соседей Литвы, то боюсь, что лет через двадцать там из коренного населения останутся только политики. Поэтому русским в Нарве или Риге придётся самостоятельно решать с кем и как им дальше жить))
И, кстати, лично мне совершенно не жалко, чтобы Вильнюс оставался столицей Литвы. Но, к сожалению, это не зависит от моего желания, а с куратором ZOG по Восточной Европе я, увы, лично не знаком, чтобы его попросить об этом
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Ригу пускай забирают шведы, как основатели.
Ну, и Берлин пущай тогда поляки забирают... По тому же критерию.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена