Стечкин - как создавалась легенда
Порой, оружие получалось настолько выдающимся, что его переставали называть официально и величали только по фамилии конструктора. Именно так и случилось с Игорем Яковлевичем Стечкиным, один из пистолетов которого - автоматический пистолет Стечкина (АПС) в войсках называют просто – «Стечкин».
Едва не завалили
Несмотря на то, что у юного Стечкина явно прослеживался оружейный талант, отношения с воинской службой и с армией вообще у него не сложились. В 1941 году Стечкина освободили от службы в армии со статьей по зрению. Этим, кстати, Стечкин в последствии и будет всегда отличаться от большинства советских оружейников - большие, иногда тёмные очки и нахмуренный взгляд. После неудачи с военной службой, Стечкин возвращается на свою Родину, в Тулу, куда их семья переехала в 1935 году в полном составе, и продолжает, оставленное некогда обучение в Тульском механическом институте.
Нужно признать, что сама специальность и направленность отделения уже тогда, вероятно, предопределили судьбу советского оружейника: Стечкин был целиком и полностью поглощён обучением на оружейно-пулеметном отделении. Заканчивая обучение, молодой советский конструктор выбрал в качестве дипломной работы тему проектирования и производства самозарядного пистолета калибром 7,65мм. Внезапно, в ходе экзамена стало ясно, что чертежи пистолета, которые Стечкин предоставил для изучения экспертам и членам экзаменационной комиссии, кардинально отличаются от выпущенных ранее образцов стрелкового оружия.
Один из членов комиссии, вникая в чертежи молодого выпускника обронил фразу, суть которой сводилась к одному: пистолет, чертежи которого предоставил Игорь Яковлевич, стрелять не будет и не может. На что молодой инженер ответил просто: достал из кармана заранее собранный опытный образец пистолета и произвел три выстрела холостыми патронами в потолок. После своеобразного «перфоманса» Стечкин был отправлен домой с отметкой «отлично» в красном дипломе, а пистолет, которым Стечкин впечатлил комиссию, до сих пор хранится в музее Тульского государственного университета.
Некрасивое оружие не стреляет
Во всех проектах Стечкина, помимо надёжности, удобства и других общих параметров всегда закладывался один неизменный пункт - изящество. По убеждениям самого конструктора некрасивое оружие стрелять не могло. Этой точки зрения Стечкин придерживался до последнего, пока еще мог работать в сфере проектирования и создания оружия.
Во всех проектах Стечкина, помимо надёжности, удобства и других общих параметров всегда закладывался один неизменный пункт - изящество. По убеждениям самого конструктора некрасивое оружие стрелять не могло. Этой точки зрения Стечкин придерживался до последнего, пока еще мог работать в сфере проектирования и создания оружия.
Упоминая о том, что стремление Стечкина к изяществу в оружии, сделало его едва ли не первым советским инженером, который обратил внимание на компоновку оружия, называвшуюся почти никому неизвестным словом «булл-пап». При этой схеме спусковой крючок стрелкового оружия вынесен вперёд и расположен перед магазином и ударно-спусковым механизмом.
Именно благодаря этой компоновке можно было сократить общую длину оружия, не потеряв при этом в точности и эффективности стрельбы. Опыты со схемой «булл-пап» проводились еще и до войны, однако, широкого применения так и не достигли вплоть до конца 70-х годов. В эти годы в разных уголках мира велись работы над созданием винтовок, построенных именно по необычной схеме. Самым известным образцом винтовки, выполненной по схеме «булл-пап» является винтовка Steyr AUG, выпущенная в «свет» в 1977 году австрийской фирмой Steyr-Daimler-Puch. Однако, над штурмовой винтовкой в такой схеме работал и Стечкин и весьма в этом деле преуспел.
«Абакан» и автомат Стечкина
Принятие на вооружение в 1974 году автомата Калашникова АК-74 подвело своеобразную черту под целой эпохой развития стрелкового оружия. Несмотря на существенные улучшения и традиционную, «топорную» надёжность, конструкторы АК-74 не избавились от самого главного недостатка - низкой кучности стрельбы очередями. Именно низкая кучность стрельбы и позволила инициировать в 1981 году целую серию НИОКР по проекту нового, перспективного автомата с рабочим названием «Абакан».
Воистину ударный коллектив советских оружейников с большим энтузиазмом принялся за работу и уже через три года, в 1984 году, первые опытные образцы были представлены для испытаний. Среди всех автоматов, предоставленных для испытаний, почти все были построены по традиционной схеме: спусковой крючок позади, магазин и УСМ впереди. Стечкин же, решил пойти другим путём. Его ТКБ-0146 был единственным «булл-пап» автоматом, предоставленным для испытаний в программу «Абакан».
Советскому конструктору помимо всего прочего удалось почти сразу же не только соблюсти почти все условия испытаний для нового автомата, но и решить самую главную проблему всех винтовок, построенных по схеме «булл-пап»: выброс стреляной гильзы осуществлялся совсем близко от глаз стрелка. Эксперт в области стрелкового оружия и руководитель центра тактической стрельбы Роман Вязник в интервью «Звезде» рассказал про некоторые особенности автомата ТКБ-0146: «Стечкину прежде всего удалось не только решить проблему кучности стрельбы, но и еще кое-что. Понимаете, стрельба из винтовки с «булл-пап» схемой чревата тем, что стреляные гильзы будут лететь вам в лицо. Стечкину же удалось решить эту проблемы фактически гениально: он построил автомат с принудительной схемой, при которой гильзы выбрасывались в специальное отверстие, расположенное над РУО (Рукояткой управления огнём.) Плюс ко всему, Стечкин удовлетворил условиям конкурса и осуществил двухступенчатую подачу патрона в патронник.
Отдачи из автомата Стечкина, который предоставили для испытаний, почти не было. В автоматическом режиме кучность была фантастическая. В силу то ли боязни дорабатывать этот автомат, то ли в силу того, что схема была необычная - автомат «зарубили» на финальных испытаниях и к принятию на вооружение рекомендовали автомат конструкции Никонова, который все сейчас знают, как АН-94. «Лично я считаю это большой ошибкой, потому что вариант со Стечкиным был ничуть не хуже, а по удобству и надёжности даже лучше. Но победителей, как говорится, не судят», - заявил эксперт.
Большая любовь инженера Стечкина
История самого оглушительного успеха - автоматического пистолета АПС, конструкции Игоря Стечкина - это история настоящего, чистого оружейного победителя и триумфатора. Едва ли, начиная работу в 1948 году, Стечкин задумывался, насколько удачным, мощным и надёжным получится пистолет. История создания такого же символа оружейной мысли Страны Советов, как автомат Калашникова, пистолет ТТ - пистолета Стечкина началась с простого технического задания, согласно которому, Игорю Яковлевичу, работавшему в тот момент в ЦКБ-14, было поручено создание 9-мм пистолета с режимами одиночной и автоматической стрельбы на дистанциях до 200м. Техническое задание предполагало наличие магазина большой ёмкости. Первый «опытный» образец нового пистолета имел магазин на 20 патронов и съёмный приклад для более точной стрельбы. В 1951 году новый пистолет под патрон 9х18мм был принят на вооружение советской армии.
Общая надёжность схемы и «убойность» пистолета военным пришлись по нраву. Новый «ствол» Стечкина оказался настолько популярен, что даже лидер кубинской революции Эрнесто Че Гевара, а позднее и Фидель Кастро - обзавелись такими в годы советско-кубинской дружбы. Оружейный эксперт и ветеран афганской войны Андрей Колокольцев, в интервью «Звезде» рассказал о некоторых особенностях этого пистолета: «Машина хорошая, но в силу размеров и веса - надо было привыкать его использовать. Армейские требования предполагали, что носить его нужно было с четырьмя снаряженными магазинами, по 20 патронов в каждом, и это как-то тяжко было, знаете ли. Особенно сложно было привыкнуть к стрельбе быстрой, интенсивной, когда требовалось среагировать немедленно - рукоять у пистолета казалась неудобной, но потом привыкали и даже благодарили конструктора, потому что в случаях близкого контакта с противником, вооруженные ПМ солдаты имели меньше шансов на успех, чем вооруженные «Стечкиным» - заявил эксперт.
«бесшумный» вариант пистолета - пистолет АПБ (автоматический пистолет бесшумный), а уже в 1972 году новый пистолет приняли на вооружение в части специального назначения. От обычного АПС этот пистолет отличался съёмным глушителем и небольшими доработками для его крепления. Именно АПБ на долгие годы стал надёжным другом и соратником бойцов специальных подразделений. Точность, надёжность и магазин на 20 патронов позволяли эффективно работать на дистанциях, недоступных для пистолета Макарова. Надежность пистолетов конструкции Стечкина отмечена в десятках стран по всему миру, а его эксплуатация, несмотря на солидный возраст, продолжается и сейчас - подразделения спецназа ГРУ, ВДВ и многих других специальных отрядов используют пистолет Стечкина и менять его на другие не хотят.
Сам Игорь Яковлевич Стечкин стал своеобразным символом отечественной оружейной мысли, наравне с Михаилом Тимофеевичем Калашниковым, а его пистолет - одним из самых узнаваемых образцов стрелкового оружия в мире, которое одним своим видом внушает надёжность и гарантирует выполнение любой поставленной перед ним задачи.
29 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена