Эрте
Роман Петрович Тыртов — известный миру под псевдонимом Эрте .
"Стиль Эрте" — тончайше функционально-продуманный, ритмичный и в то же время экзотически-зрелищный, полный романтических фантазий.
Потомок старинного русского рода, берущего начало от татарского хана Тырта, он, по его словам, «чтобы не позорить семью», взял себе псевдоним «Эрте», составив первые буквы имени и фамилии.
Он прожил огромную жизнь - родился 23 ноября 1892 года в Санкт-Петербурге и умер в Париже, в 1990-м, чуть-чуть не дотянув до своего 98-летия.
Гроб и пригласительные билеты для собственных похорон Эрте оформил сам, в своем любимом стиле арт-деко.
Эрте — один из самых ярких персонажей художественной сцены ХХ века.
Эпоха межвоенных десятилетий нашла уникальное воплощение в творческих предпочтениях мастера — сочетании изящества и роскоши, графической эстетики и праздничного великолепия. Художник моды, график, автор театральных костюмов и скульптор, он остался в истории искусства как образцовый представитель стиля арт-деко, а его имя — как своего рода «бренд» буржуазной эстетики 1920-х годов.
Путь Эрте-художника уникален. Он был современником кубизма и футуризма, сюрреализма и поп-арта, но никогда не изменял арт-деко, одинаково успешно претворяя его и в сценографии, и в графике, и в пластике. Более того, именно после Второй мировой войны, во времена расцвета абстракционизма, уже немолодой художник вновь стал бешено популярным. Работы Эрте с успехом демонстрировались в Париже, Лондоне, Нью-Йорке и Токио, о нем снимали фильмы и писали книги.
В 1967 году с его выставки в одной из нью-йоркских галерей Музей Метрополитен купил все 170 работ. «Это был беспрецедентный случай для Музея — купить полную экспозицию здравствующего художника», — вспоминал Эрте.
В 1915 году двадцатидвухлетний художник заключил долгосрочный контракт с журналом «Harper’s Bazaar», для которого создал более 250 обложек. Одновременно как дизайнер одежды он сотрудничал с «Vogue», «Cosmopolitan», «Women’s Home Journal». Очень скоро Эрте стал по-настоящему знаменитым. Каждая модница по обе стороны Атлантики знала его и безоговорочно верила его вкусу.
Творческая энергия и разносторонность мастера в полной мере проявили себя в сфере театрального костюма, декорации и кинодизайна. С конца 1910-х годов Эрте сотрудничал с ведущими кабаре и мюзик-холлами своего времени, в частности с «Folies Bergère», «Ziegfeld Follies», «Le Bal Tabarin», «La Nouvelle Eve», «Lido», и по праву носил звание короля мюзик-холла.
В 1925 году он получил приглашение в Голливуд, на студию «Metro-Goldwyn-Mayer», для которой создал оформление нескольких десятков фильмов.
В 1960-е годы Эрте обратился к новому для себя виду искусства — скульптуре. Художник признавался: «Я испытываю чувство возбуждения всякий раз, когда вижу и трогаю бронзу из моей коллекции скульптур, потому что именно через нее я могу видеть, как оживают мои рисунки, мои идеи, мои мысли, мои мечты, чего раньше никогда не происходило».
Скульптуры Эрте были вдохновлены его ранними графическими работами, нередко они имеют прямые аналогии с произведениями 1918–1933 годов. Работая над трехмерной формой, он часто вспоминал, как его костюмы выглядели вживую в театральных представлениях.
Например, его скульптура «Bamboo» имела прототипом костюм героини, созданный для одного из номеров бродвейского ревю «Скандалы Джорджа Уайта» («George White's Scandals») 1924 года. Материалы и техники, которые выбирались для бронзовых фигур, были поистине роскошны: холодное и горячее патинирование, филигрань и чеканка, разнообразные лаки, эмали и краски, золотое и серебряное покрытие, кристаллы и имитации драгоценных материалов. Только в области патинирования Эрте изобрел несколько новых цветов и составов, «фирменными» эмалями художника стали Verdi green и Mauve.
Обладая невероятным коммерческим и художественным чутьем, Эрте в произведениях графики, скульптуры и дизайна балансировал на грани изысканности и роскоши, сдержанности и вседозволенности, создавая притягательные образы, не оставляющие равнодушными даже самых искушенных зрителей. Художник вызывал восхищение не только публики: его работы высоко ценил король поп-арта Энди Уорхол, театральными эскизами мастера восхищался легендарный танцовщик и хореограф Джордж Баланчин.
Сегодня произведения Эрте являются предметом страсти многих коллекционеров, а их размещение в интерьере преображает даже самую сдержанную обстановку.
Драгоценные камни. Топаз.
Алфавит Эрте
Нумерология Эрте
Кармел Майерс в костюме от Эрте из фильма «Бен Гур», 1925 г.
Танцовщица нью-йоркского ревю Зигфильда в костюме от Эрте, 1920 г.
4 комментария
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена