Сегодня 90 лет со дня рождения Гарри Гаррисона
Всем наверняка знаком волшебный эффект историй Гарри Гаррисона — их невозможно дочитать, можно лишь закрыть одну книгу, чтобы немедленно открыть следующую и пережить вместе с героями еще одно увлекательное приключение. И даже когда история совсем окончена, вы прокручиваете в голове возможные варианты продолжения. Как будто близкий друг уехал далеко, но вы все равно ощущаете его присутствие рядом.
Виртуозно закручивая сюжеты и смело моделируя миры, Гаррисон разрушает тонкую грань между вымыслом и реальностью, представляя читателям не отутюженного героя, но противоречивую многогранную личность. Именно эта тщательность в описании характеров и детальная прорисовка ситуаций побуждают верить в реальность происходящего на страницах, заставляют не просто наблюдать за героями со стороны, но думать, чувствовать и дышать вместе с ними.
* * *
Гарри Гаррисон Родился 25 марта 1925 года в США. Очень интересный факт из его жизни — когда отец пошел регистрировать новорожденного Гарри, то записал его как Генри Максвелл Демпси, семье же при этом он сказал, что сына зарегистрировал по имени Гарри Гаррисон. Это несоответствие обнаружилось лишь много лет спустя, когда Гаррисон был уже подростком. Таким образом, Гарри Гаррисон является единственным в мире писателем, использующим в качестве псевдонима свое настоящее имя.
Начиная с 1955 года, Гарри Гаррисон подписывал свои рассказы другими псевдонимами: Хэнк Демпси (Hank Dempsey), Феликс Бойд (Felix Boyd), Уэйд Кемпферт (Wade Kaempfert), Камерон-Холл (Cameron Hall), Филип Сент-Джон (Philip St. John), Лесли Картерис (Leslie Charteris). До этого времени, свои статьи, рассказы, письма, которые он писал для разных мелких журналов, в том числе для так называемых «исповедальных» он подписывал другими псевдонимами, даже вел колонку советов по именем Барбара Миль.
* * *
Гаррисон рисовал комиксы, работал редактором, служил во время войны в ВВС США. И с тех пор ненавидит армию. Поэтому и написал один из самых антимилитаристских романов современной фантастики — «Билл — герой Галактики». С 1956 г. — профессиональный литератор и любитель хорошей выпивки.
Гарри Гаррисон был активным сторонником языка международного общения эсперанто, и сам знал его в совершенстве. Он являлся почетным патроном полноправным членом Всемирной ассоциации эсперанто (Universala Esperanto-Asocio), которая поддерживает существующий (с 1887 года) мировой язык. Гарри заинтересовался изучением этого языка еще во время службы в армии. По его словам, времени свободного было много, и ему в руки попал самоучитель языка, тонкая брошюрка. Будущий писатель увлекся, и в дальнейшем частенько использовал диалоги на эсперанто в своих произведениях. В космических сагах Гаррисона эсперанто — это язык межпланетного общения, на нем разговаривают главные герои, в том числе один из любимцев читателей — Джим диГриз по прозвищу Стальная Крыса. Кстати, в каждой книге о его приключениях есть сообщение такого рода: «Я получаю много писем из разных стран. Читатели спрашивают: есть ли на свете такой язык? Есть! На нем, как на родном, говорит Джим ДиГриз и почти все, кого он встречает в своих космических похождениях. В будущем эсперанто процветает, но существует ли он в настоящем? Смею вас уверить, существует. Это живой, простой, удобный язык. Миллионы людей на Земле владеют им как родным. Он легок в изучении и приятен в использовании. На нем публикуется много книг, журналов и даже газет» (цитата взята из книги «Стальная крыса поет блюз», Москва, издание «Александр Корженевский» и «ЭКСМО-Пресс», 1998 г.) Некоторые книги американского фантаста переведены на эсперанто. Например, в Москве, в издательстве «Импэто» вышли уже две книги на эсперанто: в 2001 году — «Плененная вселенная», а в 2012 — «Цель вторжения — Земля» (Invado: tero). Эти книги были выпущены на основании официального договора с автором.
Гарри Гаррисон за свою жизнь написал более пятидесяти романов (из них самые известные — это циклы «Стальная крыса», «Мир смерти», «Эдем», «Билл — герой Галактики»), более двухсот научно-фантастических рассказов. Кроме этого, он писал и детективы, и даже документальные произведения. Произведения Гаррисона переведены на множество языков, особой популярностью его книги пользуются на постсоветском пространстве.
* * *
Писатель очень любил путешествовать, за свою жизнь он вместе с семьей посетил более пятидесяти стран. Гаррисон свободно разговаривал на восьми языках.
* * *
Гарри Гаррисон называл себя гражданином мира. Он родился в США, считал себя коренным нью-йоркцем, но начиная с 1956 года, подолгу жил в разных странах. Сначала в Мексике, потом в Великобритании, около семи лет семья Гаррисонов прожила в Дании, несколько месяцев писатель прожил в России, последние тридцать лет — в Ирландии, неподалеку от Дублина. По воспоминаниям самого писателя, он в какой-то степени вернулся на родину, его бабушка по отцовской линии была родом из этих мест.
* * *
В 1985 году он написал книгу-игру «Стань Стальной Крысой» (You can be the Stainless Steel Rat).
* * *
За несколько месяцев 1998 года, проведенных в России, Гарри Гаррисон написал десятую книгу из цикл «Стальная Крыса» — «Стальная Крыса на манеже».
Пять последних книг из цикла «Мир смерти» написаны Гаррисоном в соавторстве с русскими писателями Антом Скаландисом (псевдоним Антона Молчанова) и Михаилом Ахмановым. Изданы они только в России и Финляндии. Это — «Возвращение в Мир Смерти» (англ. Return to Deathworld, 1998, в соавторстве с Антом Скаландисом); «Мир Смерти на пути богов» (англ. Deathworld on a way of gods, 1998, в соавторстве с Антом Скаландисом); «Мир Смерти против флибустьеров» [Книга 1: «Флибустьерский рай»; Книга 2: «Ад для флибустьеров»] (англ. Deathworld vs. Filibusters, 1998, в соавторстве с Антом Скаландисом); «Мир Смерти и твари из Преисподней» [Книга 1: «Люди страшнее монстров»; Книга 2: «Парад феноменов»] (англ. The Creatures from Hell, 1999, в соавторстве с Антом Скаландисом); «Мир Смерти. Недруги по разуму» (англ. Deathworld 7, 2001, в соавторстве с Михаилом Ахмановым). История создания книг достаточно интересна. В России книги Гарри Гаррисона всегда пользовались популярностью, и в конце 1990-х годов Московское издательство ЭКСМО обратилось к писателю с просьбой написать продолжение серии «Мир смерти». Так как писатель был занят другими проектами, а для продолжения цикла у него уже были наброски, то было найдено компромиссное решение: рабочие заметки Гаррисона отправили в Москву, Анс Колландис набросал свои варианты романов, после их одобрения автором книги были написаны и вышли в свет.
* * *
В романе «Чума из космоса» Гарри Гаррисон описывает неизвестную смертельную болезнь, которая пришла из космоса, по симптомам она очень напоминает пресловутый птичий грипп.
* * *
Кинокомпания «Парадиз» (Россия) готовится к производству 3D-анимационного фильма по первой книге трилогии Гарри Гаррисона «Запад Эдема». Продюсеры обещают, что поклонники фантастического экшна получат немалое удовольствие, однако предупреждают, что зрителя ждет куда более интеллектуальное и современное зрелище, чем простое развлекательное кино.
На «Стальную крысу» приобрел права сроком на 20 лет продюсер Билл МакКатчен. Студия отказалась уже от четырех неудачных сценариев, которые переделывались целых шестнадцать раз. Теперь Билл сам пишет сценарий.
* * *
Некоторые невероятные изобретения, описанные в произведениях Гарри Гаррисона, впоследствии были разработаны учеными. Таким, например, стал «Медузоид». В 2012 году специалистам Калифорнийского технологического университета удалось вдохнуть жизнь в искусственную медузу. Представитель нового вида робототехники состоит из силикона, животного белка, мускульных клеток сердца крысы и всего двух электродов. Ее непринужденное парение в стакане воды называют переворотом в мире роботостроения.
* * *
Вопреки распространенному мнению, что у Гарри Гаррисона была только одна жена — Джоан Мерклер, он был женат дважды. В 1950 году писатель женился на Эвелин Харрисон, с которой познакомился незадолго до этого в клубе фантастов «Гидра». Брак оказался недолгим, пара развелась в 1951 году. Эвелин вскоре после развода вышла замуж за писателя-фантаста Лестера дель Рей.
* * *
В начале шестидесятых годов фантаст думал больше не о творчестве, а о финансах. Главной проблемой было накормить семью. В одном из интервью писатель вспоминал, что когда они с женой и сыном жили в Италии, временами у них не было денег даже на основные продукты питания. В какой-то момент литературный агент перестал присылать деньги, и у Гаррисона оставалось ровно сто лир, на них можно было купить литр молока для ребенка или почтовую марку, чтобы отправить письмо литагенту с просьбой прислать деньги. На них была куплена марка, потому что молоко отпустили в кредит. «Я мечтал зарабатывать столько же, сколько лифтер в издательстве, выпускавшем мои книги, — говорил позже писатель в интервью Нилу Гейману. — На то, чтобы воплотить эту мечту в жизнь, ушло пятнадцать лет». Вплоть до середины 1980-х Гаррисон частенько сидел в долгах, хотя выдавал по крайней мере роман в год.
Гарри Гаррисон не без юмора рассказывал о своей популярности в Европе и ее истоках: «Знаете, как мои первые рассказы попали в Европу? Я писал их в научно-фантастических журналах, частью тиража которых затыкали дыры в контейнерах с грузами, которые доставлялись в Англию. Журналы обычно выбрасывались, пока какой-то умник не решил продавать их — по два пенса за номер».
* * *
Антивоенный роман «Билл, Герой Галактики (1965) был задуман и написан Гаррисоном как роман-пародия на плохую фантастику вообще и на милитаристский «Звездный десант» Роберта Хайнлайна в частности. Хайнлайн обиделся за это настолько, что перестал с Гаррисоном разговаривать. Сам Гаррисон с удовольствием в интервью говорил о том, как однажды к нему подошел молодой парень и сказал, что после прочтения «Билла...» передумал идти в армию.
122 комментария
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена