Василий Тропинин
Василий Андреевич Тропинин родился в семье крепостных графа Миниха села Карповка Новгородской губернии 30 марта 1776 года. Называют и другой год рождения художника – 1780. Василий получил начальное образование в народной школе. В начале 1790-х годов у Тропинина сменился хозяин – он был передан в качестве приданого дочери Миниха ее мужу графу Моркову.
Новый хозяин оценил творчество крепостного художника и сначала сделал его своим доверенным лицом, а потом подписал ему вольную. Живописи он учился в Академии художеств. За написанные им картины «Кружевница», «Портрет художника О. Скотникова» и «Нищий старик» Тропинин стал так называемым «назначенным» академиком, иными словами, кандидатом в академики.
Аналогичных картин Тропинин написал много. Обычно на них изображены молодые женщины за рукоделием - золотошвейки, вышивальщицы, пряхи. Их лица похожи, в них ясно просматриваются черты женского идеала художника - нежный овал, темные миндалевидные глаза, приветливая улыбка, кокетливый взгляд. Образы рукодельниц 1820-1830-х годов свидетельствуют об эволюции художественной манеры Тропинина. От живописного стиля ранних работ он приходит к линейно-пластическому, с более четким контуром и корпусным наложением красок. Живописная фактура приобретает плотность. Мелкие, плотно положенные мазки делают картины похожими на миниатюры в технике эмали. "Кружевница" выполнена в изысканной гамме голубовато-сероватых тонов, в "Золотошвейке" (1826) цветовое решение более активно.
Среди его мужских изображений особой любовью современников пользовался истинно национальный тип "гитариста".
В начале 1827 года Пушкин заказал Тропинину портрет для подарка своему другу Соболевскому. В этом портрете художник с наибольшей отчетливостью выразил свой идеал свободного человека. Он написал Пушкина в халате, с расстегнутым воротом рубашки и небрежно повязанным галстуком-шарфом. Тропининский Пушкин вовсе не приземлен - он так царственно величав, что кажется невозможным потревожить его раздумья. Особую внушительность, почти монументальность сообщают образу поэта гордая осанка и устойчивая поза, благодаря чему его домашний халат уподобляется торжественной античной тоге.
Во второй половине 1830-х-1840-е годы Тропинин пишет ряд групповых портретов.
"Портрет неизвестного с трубкой" (1840-1850) - одно из лучших поздних произведений художника. Тропинин создает яркий образ человека незаурядного ума и мощного темперамента. Энергичная лепка лица, горделивая осанка, проницательный, с затаенной горечью взгляд свидетельствуют о сложной судьбе этого человека. Напряженная игра света и тени придает портрету ощущение таинственности и романтичности. Психологизм и драматическая мощь этого портрета столь отличаются от умиротворенных и гармоничных образов других работ Тропинина, что можно предположить, будто сам "неизвестный" продиктовал верному натуре художнику глубину своего портретного образа.
Тропинин стоял у истоков целого самостоятельного направления в русском искусстве, связанного с внимательным, серьезным анализом народного характера. Это направление развилось во второй половине XIX века в творчестве передвижников. Непосредственным преемником Тропинина стал здесь В. Г. Перов. В его "Страннике" и "Фомушке-сыче" развит художественный анализ тех качеств простых людей, которые впервые обрисованы в тропининских "слугах", "странниках", "старых солдатах". Еще более глубокое осмысление народный характер получил у И. Н. Крамского, художника, обладавшего обостренной социальной чуткостью и гражданской ответственностью.
Заслуги Василия Андреевича Тропинина перед русским изобразительным искусством не остались незамеченными. В 1843 году он получил официальное признание - Московское художественное общество избрало его своим почетным членом за "ревностное содействие к пользе и процветанию Общества и училища, при нем состоящего". Это Общество было создано в 1833 году усилиями художников и любителей искусства и благодаря "просвещенному сочувствию частных лиц". Его председателем стал московский генерал-губернатор князь Д.В. Голицын. Близкие Тропинину люди - художники Е. Маковский, Ф. Кюнель, К. Рабус, скульптор И. Витали - были учредителями Общества. Официально преподавателем училища Тропинин не являлся, однако он часто посещал рисовальные классы, помогал начинающим художникам своими советами и пользовался среди них огромным авторитетом.
Василий Андреевич Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Его искусство находилось в напряженном взаимодействии с эстетическими идеалами эпохи. Будучи "последним сыном XVIII века", в конце жизни он уловил основные тенденции середины XIX века - верность натуре, аналитический взгляд на мир - и вплотную подошел к критическому реализму второй половины века. Умер он 3 мая 1857 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.
0 комментариев