Россия совершила силовой захват мира
Мощные турбины – штука настолько колоссальная, что сравнивать размер с человеческим ростом неуместно. Лучше с кораблём или самолётом. Когда недавно, впервые за 47 лет работы, меняли турбину 10-го гидроагрегата Саратовской ГЭС, кран опускал 68-мегаваттную установку весом 314 т, с колёсами диаметром 10,3 м в чашу-кратер, легко вмещающую 15-этажный дом. Работу проделали ювелирную, поскольку зазор от лопастей до стенки был менее сантиметра.
Само собой, стоимость этих изделий такова, что впечатлит даже финансовых титанов. Например, 10 новых турбин для Саяно-Шушенской ГЭС обошлись в 11 млрд рублей. На Братской ГЭС замена 18 турбинных колёс обошлась в 2,7 млрд рублей. Та же Саратовская ГЭС планирует за 12 лет заменить 21 гидротурбину, что обойдётся примерно в 40 млрд рублей.
Выпускать такие махины способны очень немногие страны. По сути, мировой рынок турбин, который в прошлом году разросся до 32 млрд долл., поделили германская «Сименс», североамериканская «Дженерал Электрик», российские Уральский турбинный завод и «Силовые машины». Раньше в гонке участвовал французский «Альстом», но в мае 2014 г. в ходе напряжённой схватки с американцами его энергетические предприятия выкупила «Сименс».
У каждого свои сильные стороны. В РФ только осваивают выпуск революционных парогазовых турбин, которые поднимают КПД станций с 30–40% до 60–70%. Зато в гидротурбинах нам нет равных. Наши установки работают на знаменитой Асуанской плотине, индийской ГЭС «Тери» и китайской станции «Тяньвань». В 1980‑х гг. СССР поставил турбины на турецкие станции «Искандерун» и «Орханели».
Это, можно сказать, турбинная история. Сейчас дела идут ещё лучше. Только за последние полгода Россия поставила три установки на 46 МВт – каждая для турецкой ГЭС Кыгы, мощнейшую 125-мегаваттную турбину для финской станции «Раахе» и два 300-мегаваттных энергоблока для Сырдарьинской ТЭС в Узбекистане. В 2014 г. российское оборудование победило в международном конкурсе на реконструкцию крупнейшей ГЭС Прибалтики, Плявиньской станции в Латвии.
Но главным направлением турбинного прорыва стала Латинская Америка. Это наиболее интересное направление. «В Латинской Америке, с её горами, ГЭС преобладают. В Парагвае, Уругвае, Перу и Бразилии такие станции дают до 70% энергии.
Российское гидрооборудование отличает большой запас мощности, оно идеально подходит для ГЭС, работающих в горной местности. К тому же наши машины в 2–3 раза дешевле германских и американских», – рассказывает научный сотрудник аналитического центра проблем энергетики А. Рыжова.
У наших турбин были все шансы, они не упущены. В 2010 г. РФ поставила турбины для аргентинской гидростанции «Лос Караколес» и чилийской «Ла Игера». Самый поразительный успех – подписанный в 2015 г. контракт с мексиканской ГЭС «Ла Йеска».
Это уникальное сооружение с самой высокой в мире насыпной плотиной высотой 220 м оснастили двумя российские турбинами на 375 МВт каждая. Вообще на реке Рио-Гранде в Мексике построено два каскада ГЭС мощностью 975 и 750 мегаватт. Почти всё силовое оборудование российское.
Скоро наши турбины будут трудиться в Чили на ГЭС «Ламина» и в Колумбии на ГЭС «Урра-1». Контракты на производство уже подписаны. Особым предметом гордости стала Бразилия. Там идёт масштабное обновление энергетики, в ближайшие 6 лет потребуются новые установки на 30 гигаватт.
Российские турбины уже работают в Бразилии, в 2009 г. двумя генераторами на 41 МВт каждый оснастили гидростанцию «Сан-Жоан». Чтобы закрепиться в этой стране, в 2015 г. российские производители выкупили половину акций крупнейшего местного турбинного предприятия, компании «Фезер». В её портфеле контракты на турбины для 12 ГЭС и двух ТЭС.
Автор: Константин Гурдин
Источник:
98 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Реальные лидеры : Япония и Швеция...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
цена в 2 раза ниже чем у конкурента не есть гуд. это означает либо никчемное качество, либо провальный маркетинг.
причем почти наверняка еще и без сервисной привязки к производителю.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена