Эдуард Артемьев. Свой среди чужих, Чужой среди своих
Родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске. Отец - Артемьев Николай Васильевич (1905-1986). Мать - Артемьева Нина Алексеевна (1915-1997). Супруга - Артемьева Изольда Алексеевна (1936 г. рожд.). Сын - Артемьев Артемий Эдуардович (1966 г. рожд.).
Сочинять музыку Эдуард Артемьев начал еще учеником Московского хорового училища (1953-55) под руководством М.А. Парцхаладзе, организовавшего в те годы в училище факультативный курс композиции. Нетрадиционность творческого мышления, увлечение звуковой красочностью, интерес к необычным тембрам и тембровым сочетаниям проявились у Артемьева уже тогда. В числе впечатлений, пробудивших в нем тягу к сочинению, были поздние опусы Скрябина, услышанные дома в исполнении его дяди - хорового дирижера Н.И. Демьянова, преподававшего теоретические предметы в Московском хоровом училище и в консерватории, произведения Дебюсси и Стравинского. У дяди была большая музыкальная библиотека, где была собрана вся оперная классика. Артемьев с детства очень любил и хорошо знал произведения итальянских композиторов - Пуччини, Беллини, Доницетти...
С первых же дней работы на АНСе Э. Артемьев вел деятельность, которую без таких понятий, как энтузиазм, самоотдача, охарактеризовать нельзя. Острая дискуссия вокруг электронной музыки осложняла и без того ограниченные условия для ее развития. Э. Артемьев же ее пропагандировал, выступал в печати, погрузился в эксперименты, в изучение смежных для нового вида композиции областей - акустики, основ электроники, приобретал навыки стереозвукозаписи, приобщаясь к практике звукоинженера, увлекся исследованием истории и теории электронной музыки (написал "Заметки об электронной музыке"). Когда же Мурзин при поддержке Шостаковича добился в 1966 году открытия в Москве студии электронной музыки, Артемьев продолжил работу в ней.
Сегодня Эдуард Артемьев - признанный лидер российской электронной музыки. Многие его эксперименты и открытия осуществлены на почве электронного синтеза, авторитетным исследователем и поэтичнейшим мастером которого он является. Артемьев пишет ярко, талантливо, увлекая силой своего воображения, темпераментом, благородным артистизмом. Его звуковой мир самобытен, узнаваем, демократичен.
Эдуард Артемьев - автор большого числа произведений, разнообразных по тематике, жанрам, стилевому направлению, творческим задачам. В творческой эволюции композитора своеобразно преломились культурные тенденции времени. В смене стилевых направлений обнаружились различные грани его индивидуальности.
Сочинения 1960-х - начала 1970-х годов принадлежат эстетике авангарда. В первые послеконсерваторские годы Артемьев работает с традиционными составами (одновременно он уже осваивает АНС). В этот период им написаны произведения крупных форм: оратория на стихи А. Твардовского "Я убит подо Ржевом" (1960, дипломная работа), симфоническая сюита "Хороводы" (1960), сюита для женского хора и оркестра "Лубки" (1962), кантата "Вольные песни" (на тексты из народной поэзии, 1967), одночастный концерт для альта (1961), музыка к пантомиме "За мертвыми душами" (1966).
Уже в ранних партитурах Артемьева отчетливо просматривается направление, в котором шли поиски воплощения оркестровыми средствами новых музыкальных идей - темброгармонических, сонорных, пространственных - тех, что композитор вскоре так естественно реализует в электронике.
В ранних электронных композициях Артемьева, написанных в период изучения АНСа, главным образом демонстрируются возможности инструмента (по критериям 1960-х годов оснащенность многоголосного электронного синтезатора Мурзина была уникальной). Это небольшие по продолжительности характерные пьесы "В космосе", "Звездный ноктюрн" (1961), "Этюд" (1964). В этих произведениях Артемьевым найдены электронные сонорные звучности, колористические фоны, дающие пространственный эффект.
Первая крупная работа Артемьева в области электронной музыки - "Мозаика" (1967), в которой он приходит к новому для себя типу композиции - электронно-сонорной технике. В "Мозаике" тембры - "соноры" становятся самостоятельными выразителями движения звука в пространстве. Композиция получила признание на фестивалях современной музыки во Флоренции (1968), Венеции (1969), Оранже (1970) и других городах, где она представляла советскую электронику - синтезатор АНС и музыку, на нем созданную, знакомя западных коллег с деятельностью московской электронной студии.
"Мозаика" для Артемьева - произведение этапное. В ней композитор нашел свой путь, способ художественного выражения, открыл для себя новые приемы электронного синтеза, многоканальной записи, раскрыл себя как архитектор и поэт звука.
"Возможность проникновения в микрокосмос тембра, поиска в области создания контролируемых пространств" Артемьев осуществил в композиции "12 взглядов на мир звука: Вариации на один тембр" (1969), которая по уникальности технического замысла отнесена к серьезным вехам мировой электронной музыки.
В 1989 году на основе музыки к фильмам Тарковского Артемьевым создан цикл из 13 композиций, объединенных общим названием "Солярис", "Зеркало", "Сталкер" - заново написанные пьесы "Тема", "Поезд", "Болезнь", "Станция", "Слушая Баха", "Исход", "Они шли долго", "Сон", "Медитация", "Океан", "Картина Брейгеля", "Возвращение", "Посвящение А. Тарковскому". Вызывая ассоциации с теми или иными эпизодами фильмов Тарковского, цикл ретроспективно создает образ поэтического мира режиссера. Альбом с записью этого произведения Э. Артемьева был выпущен голландской фирмой "Boudisque" в 1990 году, объявленном ЮНЕСКО годом Тарковского.
Эдуард Артемьев - один из ведущих мастеров отечественной киномузыки. Более 150 "озвученных" им отечественных и зарубежных картин (художественных, документальных, мультипликационных), множество театральных, радио- и телепостановок впечатляют разнообразием тем, сюжетов, жанров, разнородностью художественных задач. Помимо А. Тарковского композитор работал с режиссерами Н. Михалковым, А. Кончаловским, В. Абдрашитовым, С. Самсоновым, А. Орловым, А. Хамидовым и многими другими.
С Никитой Михалковым сделаны все картины ("Свой среди чужих, чужой среди своих", "Раба любви", "Несколько дней из жизни Обломова", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Родня", "Урга", "Утомленные солнцем", "Сибирский цирюльник"), осуществлена постановка "Механического пианино" в Италии на сцене Театра ди Рома. Сотрудничество с А. Кончаловским, начатое в "Сибириаде", в работе над оперой "Преступление и наказание", продолжилось на сцене парижского театра "Одеон" в чеховской "Чайке", а также на студиях Голливуда в фильмах "Дуэт для одного", "Гомер и Эдди", "Ближний круг", "Одиссей". В Голливуде Э. Артемьев работал и с другими режиссерами: Л. Шиллер, Д. Голден, Ю. Нейман (к/к "Double Jeopardy", "Burial of the Rats", "Heart of the deal").
Э. Артемьев является президентом основанной им в 1990 году Российской ассоциации электроакустической музыки, членом исполнительного комитета
1 комментарий
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена