Фильмы о Великой Отечественной. «Отец солдата»
«Отец солдата» — это история одного старого грузина, который отправляется в дальний госпиталь, чтобы навестить раненого на фронте сына. Этот человек всю жизнь провел на земле и никогда не выезжал дальше собственной деревни, а теперь ему предстоит ехать навстречу линии фронта.
Но он не боится… он как ребенок с открытым сердцем, наивным добрым взглядом… но видом больше напоминающий медведя из сказок. Он спрашивает каждого встречного не видел ли и не знает ли он его сына: «сын мой, такой красивый. Фамилия Махарашвили». И очень удивляется и обижается, когда солдаты от него отмахиваются и отправляют домой, чтобы не мешался под ногами… война ведь…
Ну и что, что война… слушай, дорогой, ну и что что война, он сына ищет… красивый такой...
Он не солдат, но война исключений не делает и увлекает за собой этого забавного пожилого человека… Он проходит всю войну, ища следы своего сына.
Георгия любят солдаты. Может быть, потому что он очень напоминает им их отцов.
В годы войны он стал одним из тех, кого война, несмотря ни на что, не изменила, он остался верен своим взглядам на жизнь, убеждениям. Когда взрываются снаряды, приникая к земле, он совсем близко видит её, жирную и плодородную, а не воронки от снарядов. И неизменный его природный юмор не раз оживляет унылый окопный быт.
Старик Махарашвили понимает, что война закончится, и все начнется снова: мирная жизнь, снова пахать и сеять, пахать и сеять. Даже когда советский танк стал давить немецкий виноград , отец пришел в ярость и бешенство: «Да как же так!? это же виноград!». Он знает цену человеческому труду, как нелегко все создается в этом мире и как все это легко разрушить… И со свойственной ему отцовской суровостью — он объяснил «сыну», что он ... немного неправ.
Относясь ко всему живому с бережностью человека, знающего цену труду и его плодам, персонаж великолепного Серго Закариадзе учит и молодых этому безграничному терпению, рождающему со временем мудрость. Он из тех людей, чью душу ничто не способно испачкать: ни смерть, ни ненависть, ни подлость…
Люди, сколь похожие в собственной первородной языческой душевной широте, столь и различные в своей ментальности темперамента, шли штыком к штыку и дошли до самого логова фашисткой гадины, в порыве истинного патриотизма защищая общую Родину-мать!
И он дошел! Дошел до Берлина по следам своего горячо любимого сына!
... Дошел, чтобы поговорить с ним, спеть и в последний раз обнять...
Фильм «Отец солдата» был снят режиссёром Резо Чхеидзе по сценарию Сулико Жгенти в 1964 году.
Сулико Ильич Жгенти родился 22 июня 1920 года в городе Самеба в Грузии. Во время Великой Отечественной войны добровольцем ушёл на фронт, служил в морских десантных частях, был тяжело ранен. Награждён боевыми наградами. Скончался 3 февраля 2000 года. Похоронен в Пантеоне грузинских писателей и общественных деятелей в Тбилиси.
Серго Закариадзе - исполнитель гдавной роли в фильме "Отец солдата" - родился 1 июля 1909 года в маленьком грузинском селе Зестафони.
Отец Серго – Александр Закариадзе приехал из Баку на станцию Зестафони вместе со своей семьей в начале ХХ века, чтобы поселиться на земле своих предков - крестьян, спустившихся с гор Верхней Имеретии. Его сын Серго Закариадзе рос красивым, подвижным мальчиком, с детства любившим театр. Юный Серго выступал на школьной сцене в Баку, а в Зестафони, где летом давали спектакли известные тифлисские актеры, иногда напрашивался на детские роли.
Александр Закариадзе умер в 28 лет, и мама Серго осталась одна с тремя детьми. Несмотря на то, что Серго было необходимо помогать матери, он все равно находил время играть в школьной самодеятельности. Однажды по пути в школу Серго прочел объявление: «Тифлисская драмстудия объявляет прием…» И Серго тайком уехал, доверившись брату только на вокзале: «Мне ничего не надо. Но если мать захочет, то пусть присылает лобио и кукурузную муку, а то, кто знает, не придется ли мне умереть с голоду…» Приехав в Тифлис, он успешно сдал экзамены при конкурсе 80 человек на место, но его не приняли из-за возраста – начинающему актеру было всего лишь 13 лет. И тогда мальчик добился зачисления его в студию в качестве вольнослушателя.
Спустя несколько лет Закариадзе стал студентом филологического факультета Тбилисского университета, а с 1926-го по 1928 годы он уже был актером театра имени Шота Руставели.
Некоторое время Закариадзе успел уделить спортивной карьере – он так же был центральным защитником тбилисского «Динамо».
В середине 1930-х годов в селе Сигнахи Закариадзе встретил крестьянина, чья размашистая походка привлекла его внимание и осталась в памяти. 30 лет спустя, когда создавался образ отца солдата в одноименном кинофильме, в памяти актера возник тот крестьянин, и его походка стала походкой всемирно известного героя кинофильма, сыгранного Закариадзе.
Сам Закариадзе позже в интервью расскажет: «Если сегодня говорить о моей удаче в роли Георгия Махарашвили, - скажет он в интервью газете «Советская Абхазия», - то я прежде всего обязан тем впечатлениям, тем «изюминкам» народной жизни, которые мне приходилось наблюдать, будучи в селах Грузии».
Режиссер фильма Резо Чхеидзе рассказывал: «Серго Закариадзе был единственным кандидатом на главную роль. Искать актера на главную роль не пришлось. Выбор практически сразу пал на Серго Закариадзе. До этого я видел его на театральной сцене, и в других фильмах. Я знал его палитру, в театре он играл ряд характерных ролей. Тем более, что в то время он снимался в моем фильме «Морская тропа». В роли Георгия Махарашвили я хотел видеть типичного грузина, очень типичного старика, но мощного. Именно такого, как выглядел сам Сергей Александрович – мощный торс, мощные шаги, движения, и – юмор, юмор и теплота в глазах, в голосе.
Я хотел, чтобы Махарашвили был именно таким – мощным, несгибаемым, но не человеком-памятником, а живым. И каждое движение его полно юмора, юмора полна и его манера разговора. Кроме того, я хотел, чтобы главный герой выглядел немного … сказочным. Ведь сюжет «Отца солдата» - в какой то степени эпический, и в нем много «сказочного» – как человек без документов попал в армию и воевал, такое - бывает и не бывает в жизни… Я пошел к Серго уже на второй день после того, как прочитал описание сценария. Я вошел в павильон, Сергей Александрович сидел у зеркала и накладывал грим. А все мы знали его характер – когда он готовился к съемкам и работал, не реагировал ни на что… Я осторожно присел, он даже не смотрит в мою сторону… «Батоно Серго», - зову я. «М-м-м», - откликается… «Вы знаете, я вчера вечером прочел либретто Сулико Жгенти…» ….Никакой реакции, продолжает накладывать грим, пробует усы, уши проверяет… «… Вот, очень интересная штука», - продолжаю, и опять никакой реакции. И тогда я начал просто рассказывать о фильме, и вдруг Закариадзе бросает грим, поворачивается и …по щекам его текут слезы…И я понял, что он будет сниматься. Кстати, руководство тогда было против Закариадзе. Мне ставили условия, что фильм должен сниматься без него. Мне пришлось настоять на его участии в фильме. Хотя, если сейчас на это посмотреть, то становится просто смешно – против кого они тогда боролись….Бороться против Серго Закариадзе???… Великого актера, создателя великих и незабываемых образов…"
После «Отца солдата» Закариадзе сказал: «Каждый актер мечтает о такой роли. Мне пришлось ждать этого счастья более 30 лет». Сына Закариадзе зовут Гурам, но все его называют Годердзи, по имени сына Махарашвили.
Резо Чхеидзе рассказывал: «В той деревне, откуда был родом Георгий Махарашвили, поставлен памятник этому герою. Кроме того, там есть Музей Славы, вокруг которого стоят надгробные плиты с именами погибших на войне жителей деревни. По этим плитам видно, что сорок процентов солдат, не вернувшихся с войны, носили фамилию Махарашвили. Серго Закариадзе, работая над ролью Отца, прекрасно понимал, что выполняет еще и гражданский долг. Как-то в Калифорнийском университете Беркли, в Музее искусства проходила декада грузинского кино. Для американских студентов мы отобрали сорок фильмов разного жанра и художественные фильмы разного периода. А после просмотра двух-трех фильмов устраивались конференции, на которых обсуждался просмотр. После просмотра «Отца солдата» один из студентов задал мне вопрос: «Почему вас – грузина заинтересовала тема Второй мировой войны, ведь у вас маленькая республика, о которой я знаю только понаслышке». Я тогда у него спросил: «А сколько человек потеряли США в этой войне?» И он гордо ответил: «300 тысяч». На это я сказал: «США – огромная страна, вас тогда было 150 миллионов, и, конечно, часть победы принадлежит США. Но вот та самая маленькая Грузия, которую вы не можете даже найти на карте, потеряла 350 тысяч – больше чем США. Представляете, какая это трагедия - а это действительно национальная трагедия, почти в каждой семье тогда не вернулись с войны мужья, братья и отцы…»
Это самый большой памятник киногерою из ныне существующих, его высота — 15 метров. По кинематографической легенде, у героя, которого сыграл Серго Закариадзе, был реальный прототип, сценарист даже сохранил его настоящее имя. После демонтажа «Мемориала славы» в Кутаиси, «Отец солдата» остался в Грузии крупнейшим памятником воинам Великой Отечественной войны.
Фильм произвел огромное впечатление не только на зрителей в СССР, но и на весь мир. Он был отмечен на международных кинофестивалях в Риме и Сан-Франциско, получил премию «Капитолийский Юпитер». Сергей Герасимов, который вел обсуждение фильма в Доме кино, сказал: «Я еще раз убедился, что грузины рождаются с киноаппаратом в руке. Фильм молодого режиссера Резо Чхеидзе - это новый этап в развитии современного кино».
Генерал-полковник Родимцев во время рассказа о штурме Берлина призывал в «свидетели» Закариадзе: «Вы же помните, как мы ворвались на Фридрихштассе, и вы смогли найти сына, увы, слишком поздно». Но Закариадзе не был в пылающем Берлине, ему не довелось выступать во фронтовых бригадах. Воспоминания генерала были образцом воздействия настоящего киноискусства. Закариадзе отдал образу сыгранного им Георгия Махарашвили все, что было накоплено за его долгую жизнь в искусстве.
Фильм и его создатели получил множество наград:
- Приз за лучшую мужскую роль Серго Закариадзе на МКФ в Москве в 1965 году
- Премия Ленинского комсомола Серго Закариадзе в 1965 году
- Ленинская премия Серго Закариадзе в 1966 году
- Премия «Капитолийский Юпитер» Ревазу Чхеидзе на МКФ-кинообозрении «Капитолийский Юпитер» в Риме в 1966 году
- Премия Ленинского комсомола Грузинской ССР Ревазу Чхеидзе в 1970 году .
Источник:
7 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена