Секс, бог и противозачаточные таблетки
История создания противозачаточной пилюли как вечный спор о том, кто и как может управлять судьбой человека. Сейчас к спору подключились депутаты Госдумы, которые принимают новую серию законов против абортов в России.
Начало.
Их было четверо. Семидесятитрехлетняя медсестра, мечтающая о противозачаточных таблетках. Католический акушер-гинеколог, которому надоело смотреть на пациенток, без конца беременеющих против своей воли. Одиозный физиолог, пытавшийся в 1930-х провести экстракорпоральное оплодотворение у кроликов. И вдовствующая суфражистка, унаследовавшая 45 миллионов долларов. В 1952 году они объединились, чтобы создать препарат, который бы позволил женщинам самостоятельно отвечать за контрацепцию и планировать свое будущее: когда и сколько раз рожать.
На самом деле женщины старались взять ситуацию под контроль с самого начала. Эти методы были опасными, странными или глупыми, и редко — эффективными. Например, в Китае употребляли свинец и ртуть, в Америке в какой-то момент стали делать спринцевание колой, в России в качестве вагинальной свечи до сих пор используют кусок хозяйственного мыла. О домашних абортах, кажется, можно и не говорить. Популярный календарный Кэтрин МакКормик
Метод (когда пара не занимается сексом пять дней до и пять дней после предполагаемой даты овуляции) хорош лишь при очень стабильном менструальном цикле. К тому же, установлено, что одна из четырех женщин, практикующих этот способ контрацепции в течение года, забеременеет.
Медсестра Маргарет Сэнгер считала, что ее мать умерла в 50 лет именно из-за отсутствия доступного и эффективного способа контрацепции. Женщина родила 11 детей, и, как предполагала ее дочь, организм просто не выдержал такой нагрузки. В начале XX века Сэнгер начала бурную просветительскую деятельность на родине и ввела в современный язык понятие «планирование семьи». Но проблема была в том, что с 1873 года в США действовал закон Комстока, по которому было запрещено продавать средства контрацепции и распространять информацию о таких «непристойных вещах». В самом начале своей работы Сэнгер даже успела по этому поводу посидеть в тюрьме, но потом постепенно добилась смягчения законов. Она открывала клиники, в которых рассказывали женщинам об их репродуктивной системе, о различных методах контрацепции, существовавших на тот момент. «Вы можете позволить себе иметь большую семью? Вы хотите еще детей? Если нет, зачем же вы беременеете?» — было написано на листовках, которые приглашали в клиники. Но доступные на тот момент презервативы и диафрагмы были не самыми удобными способами контрацепции, и главной мечтой Сэнгер было получить препарат, который принимался бы каждый день и позволял женщине контролировать наступление беременности. В начале 1950-х не без содействия Сэнгер за дело взялись два специалиста: гинеколог Джон Рок и физиолог Грегори Пинкус. Спонсором исследований стала симпатизировавшая деятельности Сэнгер суфражистка Кэтрин МакКормик, бывшая по образованию биологом.
The Pill
Прогестерон и эстроген в норме вырабатываются у женщины в течение цикла с разной интенсивностью. Из-за этих колебаний эндометрий сначала растет, а потом, когда к нему не прикрепляется эмбрион, отслаивается, что и приводит к менструации. Идея Рока и Пинкуса была в том, чтобы доставлять в организм женщины одинаковое количество гормонов на протяжении определенного времени (на самом деле они считали, что медицинских причин для ограничения этого срока не существует). Это дало бы организму понять, что начинать новый цикл и процесс овуляции нет смысла. Плюс этих гормонов был еще и в том, что они сгущали слизь, выделяемую шейкой матки (что затрудняло движение сперматозоидов), и делали эндометрий менее гостеприимным для оплодотворенной яйцеклетки. То есть контрацептивный эффект оказывался тройным.
Идея была отличная, исследования на крысах прошли успешно. Но то, что случилось потом, сегодня не одобрила бы ни одна этическая комиссия, хотя тогда это был единственный способ не нарушить закон, по-прежнему не очень дружелюбный к контрацепции. Эффективность и безопасность новых препаратов нужно было исследовать на людях. Ими под разными предлогами в итоге стали: а) мужчины из психиатрической больницы, б) жительницы Пуэрто-Рико и Гаити, в) бесплодные женщины, которым говорили: «Сейчас вы станете по-настоящему бесплодными, а после отмены препаратов можете выздороветь».
Когда фармацевтическая компания G.D. Searle, которая решилась на выпуск оральных контрацептивов, подала заявку на одобрение препарата в Управление по контролю за продуктами питания и лекарствами (FDA), «предотвращение беременности» значилось в побочных эффектах. Дело в том, что на тот момент исследования были проведены только на 130 женщинах — немыслимое на сегодняшний день количество участниц, теперь препарат должен исследоваться на тысячах людей. Выборка и тогда представлялась маленькой, но приемлемой. Особенно если попытаться получить одобрение, указав, что препарат только лишь нормализует менструальный цикл при аменорее (отсутствии менструаций), дисменорее (болезненных менструациях), меноррагии (тяжелых кровотечениях) и улучшает состояние при эндометриозе. Никакого противозачаточного эффекта как основной цели. В США и Великобритании препарат одобрили в 1957 году, где он стал называться Enovid и Enavid соответственно. Конечно, после этого к гинекологам направились толпы женщин, недовольных своим менструальным циклом. В 1959 году только в США их насчитывалось около 500 тысяч.
В 1960-м препарат зарегистрировали как контрацептив, и он на долгое время стал хитом продаж и получил народное название — The Pill («таблетка»). Правда, тогда в США его разрешалось выписывать только замужним женщинам, но с 1972 года препараты могли легально получить и те, кто не состоял в браке.
Со временем выяснилось, что у противозачаточных таблеток есть побочные эффекты, которые проигнорировали или просто не обнаружили Рок и Пинкус: набор веса, образование тромбов, повышенный риск развития рака груди. В итоге количество гормонов в таблетках сильно снизили и провели масштабные исследования. Теперь при грамотно подобранных контрацептивах женщины гарантированно не толстеют, у них не растут усы, проходят прыщи, снижается риск развития анемии, рака яичника и рака эндометрия. Риск возникновения тромбов (а значит, инсульта и инфаркта) значимо повышается только у курящих женщин, особенно после 35 лет, а также в том случае, если имеются проблемы со свертывающей системой крови. Да, рак молочной железы все же возникает немного чаще у женщин, принимающих оральные контрацептивы, но по современным рекомендациям такие препараты лучше не назначать лишь тем, кто изначально находится в зоне риска.
Несмотря на то что гормонов в таблетках стало меньше, эффективность оральных контрацептивов по-прежнему стремится к ста процентам: в основном беременность при приеме этих препаратов наступает тогда, когда женщина пропускает таблетку.
Папа против
Когда оральные контрацептивы только пытались выйти на рынок, самые большие опасения вызывал не ответ FDA (в конце концов, достаточное количество участниц исследования — только вопрос времени), не спрос со стороны женщин (когда Пинкус озвучил на конференции предварительные результаты работы, на его адрес пришли тысячи писем от жаждущих получить таблетки прямо сейчас), а реакция церкви, той церкви, к которой, как и миллиард людей на земле, относил себя Джон Рок.
Католическая церковь разрешает только натуральные средства контрацепции, то есть, по сути, один лишь календарный метод (его еще называют «ватиканской рулеткой»). И конечно, полное воздержание. Если верить основным доктринам церкви, секс нужен исключительно для продолжения рода. Поэтому если хочешь заняться любовью, будь готов к рождению ребенка через 9 месяцев.
Джон Рок считал, что создаваемый его таблетками 28-дневный цикл будет имитировать натуральный и таким образом одобрение церкви будет получено. Еще он предполагал, что ежемесячные кровотечения обеспечат женщинам спокойствие: мол, все идет, как обычно (о боли, о том, что средства гигиены могут подвести, о, возможно, меньшем количестве половых актов, кажется, никто не подумал). Сейчас установлено, что здоровье женщины никак не выигрывает от ежемесячных кровотечений при приеме оральных контрацептивов, а так называемые сезонные кровотечения безопасны. Другими словами, если принять несколько пачек монофазных контрацептивов подряд (количество зависит от препарата), пропуская таблетки-пустышки, то кровотечения отмены будут появляться примерно раз в 12 недель.
28-дневный цикл — эта дань требованиям церкви — не привел все же ни к чему хорошему. В 1968 году папа римский Павел VI выпустил послание «Humanae Vitae», где в качестве одобряемых средств контрацепции по-прежнему не было оральных контрацептивов. Искусственно предотвращать зачатие, по мнению католической церкви, недопустимо.
Канадский журналист Малкольм Гладуэлл считает, что у Джона Рока было бы больше шансов на победу в споре с церковью, если бы он преподнес противозачаточные таблетки как средство для профилактики рака яичника и рака эндометрия. А контрацептивный эффект оправдал бы тем, что иначе женщин не заставишь принимать такие полезные таблетки. Однако о том, что из-за оральных контрацептивов онкологические заболевания возникают реже, Рок не успел узнать: он умер в 1984 году, разочаровавшись в религии и наблюдая, как его открытие громят за побочные эффекты.
С медицинской точки зрения у такой жесткой позиции католической церкви есть явные минусы. Планирование беременности — это, по-хорошему, не просто секс без использования контрацепции. Чтобы подготовиться к зачатию, женщине нужно провериться на инфекции, сделать УЗИ органов малого таза, а также за пару месяцев до планируемой беременности начать прием фолатов, сделать прививку от краснухи, не курить, не пить — все это нужно, чтобы снизить риск возникновения пороков развития у плода. Гинекологи бывают очень недовольны, сталкиваясь с пациентками, которые на вопрос: «Планируете ли вы беременность?» — отвечают просто-таки по «Humanae Vitae»: «Да как Бог пошлет». «Это замечательно. Это прекрасно, что женщина не планирует аборт, — пишет у себя в блоге гинеколог Оксана Богдашевская. — Катастрофа в том, что женщина не планирует в таком случае и здорового ребенка».
Католички, по всей видимости, прекрасно это понимали и понимают: по данным Министерства здравоохранения и социальных служб США, они используют контрацептивы так же часто, как некатолички.
Отношение Русской православной церкви к оральным контрацептивам несколько туманно и допускает трактовки, что и вызывает противоречивые советы со стороны священнослужителей. В «Основах социальной концепции РПЦ» осуждаются только абортивные методы. Но не существует единого мнения о том, относятся ли оральные контрацептивы к прерывающим беременность средствам. С одной стороны, принцип их действия совершенно другой: это противозачаточные таблетки — таблетки, по определению не допускающие зачатия, они подавляют созревание яйцеклетки. С другой стороны, если овуляция все же случилась, а сперматозоиды пробрались и произошло зачатие, то скорее всего яйцеклетка не сможет прикрепиться к эндометрию. И вот такой случай религиозные противники оральных контрацептивов называют абортом. Если аборт — это прерывание беременности, то возникает вопрос: с какого момента начинается беременность? С момента оплодотворения яйцеклетки? С момента ее прикрепления к эндометрию? С точки зрения современной медицины, именно имплантация эмбриона считается началом беременности. Но началом жизни некоторые верующие считают момент оплодотворения яйцеклетки, а аборт — это любое прерывание жизни. Продолжение этого спора, идущего много лет в разных странах, можно найти на форумах, в ток-шоу, статьях нейтральных журналистов и много где еще. Конца ему нет.
Во многих других религиях к оральным контрацептивам относятся гораздо спокойнее. Например, в исламе использование противозачаточных таблеток преимущественно разрешается, как и в иудаизме. Более того, идея вышедшей в 2014 году книги Джонатана Эйга «Рождение таблетки» появилась после проповеди раввина, в которой тот заявлял, что оральные контрацептивы, возможно, главное изобретение XX века.
На сегодняшний день около 100 миллионов женщин по всему миру принимают оральные контрацептивы, которые сейчас выпускаются в 30 различных формах. Несмотря на противоречивое отношение религий к противозачаточным таблеткам, от их появления выиграли более-менее все. Государство получило женщин, вовлеченных в работу, а не пропадающих в вечном декрете. Мужчины теперь не думают, как прокормить семью, случайно разросшуюся до десяти человек. А женщины наконец-то по-настоящему взяли под контроль свою жизнь.
Источник:
9 комментариев
10 лет назад
Нафиг таких депутатов. Никто не смеет указывать, рожать ребенка или нет.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Детей нельзя убивать ни под каким видом и предлогом!
Плодитесь и размножайтесь! (с)
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Ах да. Наши власть имущие хотят чтобы мы рожали больше детей. Так у меня вопрос. А почему о здоровье будущих мам и детей никто думать не хочет? Почему в привелегии беременные женщины и дети до 7 лет, когда идешь с проблемой, что тебя укусил клещ и у клеща нашли борелиоз? ( извините не хочу смотреть как правильно называется и пишется. У клеща может быть энцефалит а может быть и это) далее. Вот уже какой год пытаюсь выяснить у врачей повлияет ли тот факт что я в детстве переболела токсоплазмосом на здоровье будущих малышей. Ответа у меня нет. Спрашивала не только у гинекологов, которые должны бы знать. Ведь будущих мам заставляют сдавать анализы на этот вирус. Спрашивала у инфекциониста в институте инфекцио чего то там. К врачу возможно попасть только через неделю если вы беременная мама или вам до 7 лет. Да блин, я будущая мама. Во всяком случае очень этого бы хотелось. Пришлось заплатить 5000 чтобы приняли без очереди и записи. Но и у этого врача нашелся ответ только про бореллии- пить антибиотики пол года, сдать анализ за свой счет и через пол года явившись за 5000 к ней на прием услышала что вирус еще в крови и надо еще пол года жрать антибиотики. На вопрос а повлияет ли это на будущих детей, врач в возрасте 90 лет, поправила очки и сказала что это к гинекологу. Который, как мы уже знаем, ничего про эти вирусы и влияние на плод не знает.Поехала в Вену. Там все знали про этот вирус. Сказали что у меня просто в крови остался отпечаток этого вируса и что могу не переживать за здоровье будущих детей. Простите за много букв- накипело.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена