Леонардо да Винчи
Среди титанов Возрождения одно из первых мест по праву принадлежит Леонардо да Винчи. Сила его ума его гениальные научные предвидения, его замечательные технические изобретения, наконец, его великое реалистическое искусство — все это повергало в изумление уже людей Ренессанса, склонных воспринимать Леонардо как живое воплощение того идеала всесторонне развитой личности, о котором мечтали лучшие из мыслителей и писателей XV-XVI веков.
Пулемет, акваланг, танк, дельтаплан, автомобиль, вертолет, парашют… Если попробовать продолжить этот логический ряд, то образованный человек наверняка скажет: Леонардо да Винчи. Вряд ли в истории планеты найдется еще одна личность, которую можно охарактеризовать таким же количеством эпитетов: изобретатель, художник, анатом, музыкант, архитектор, скульптор, инженер, гений, провидец, поэт… Его изобретения опередили время на сотни лет. Его жизнь окутана тайной, а некоторые работы до сих пор вызывают удивление.
Титаническая фигура Да Винчи справедливо рассматривается как наиболее полное воплощение гения эпохи Возрождения, реализация идеала „героического человека”. Его необычайная одаренность лишь подчеркивала особо значительную степень осуществления тех возможностей к совершенству, которые, по учению гуманизма, заложены в человеке. Поразительная разносторонность таланта Леонардо, одного из величайших мастеров живописи, и вместе с тем фортификатора и градостроителя, гидротехника и мелиоратора, в равной мере глубоко интересовавшегося проблемами математики и механики, астрономии и космологии, геологии и палеонтологии, анатомии и ботаники, оптики и перспективы - короче говоря, всем нераздельно миром окружающей человека природы и самим человеком в этом мире, - разносторонность, вызывавшая у современников смесь восхищения и подозрительности и заставившая отдаленных потомков заговорить о предвосхищении им на много столетий позднейших научных открытий, -если не степенью развития, то самим фактом своего существования вполне вписывается в общую картину художественного и научного творчества эпохи Возрождения.
Еще при жизни о Леонардо да Винчи ходили легенды. Его называли магом и чародеем. Всезнающим ангелом и антихристом. Не было людей равнодушных к его персоне. Его либо обожали, либо ненавидели, либо обожали и ненавидели одновременно. Он был загадкой для современников и до сих пор остается одной из самых таинственных фигур в истории человечества.
В одном из своих дневников Леонардо да Винчи рассказывает притчу о человеке, которому сказали, что пора вставать, ибо уже солнце взошло, на что человек ответил: «Если бы мне надобно было совершить такой путь и сделать столько дел, сколько солнцу, я бы давно уже встал: но мне предстоит очень малый путь, и потому вставать мне не хочется». Странно, но спустя столетия о самом Леонардо будут говорить как о человеке, проснувшемся слишком рано для своей эпохи. Прекрасный и восторженный Ренессанс, увлеченный красотой и совершенством, был равнодушен к изобретениям Леонардо. Многие из его современников с сожалением замечали, что мастер Леонардо тратит время на бесполезные изобретения, вместо того чтобы полностью сконцентрироваться на живописи. Еще более их огорчали вечные эксперименты мастера с красками. Так, знаменитая „Тайная Вечеря”, которую Леонардо решил писать маслом, начала разрушаться еще при жизни художника. А неспособность посвятить себя одному делу приводила к тому, что выполнение заказов затягивалось до неприличного.
Леонардо интересовало все, что он видел. Причем в сфере его интересов находили место даже такие странные и нелепые вещи, как сотворение зловония. Вот, к примеру, одна из его записей: «Если хочешь сделать зловоние, возьми человеческие экскременты, вонючую лебеду, если таковой не найдешь, используй капусту или свеклу. Вместе положи все это в стеклянную банку, хорошо закупорь и на три месяца держи под навозом, затем брось, где хочешь произвести зловоние, так, чтобы она разбилась». Абсурдная идея приобретает смысл, лишь когда понимаешь, что Леонардо этот метод предлагал как один из вариантов ведения войны. Как писал Джорджо Вазари, «дивным и божественным был Леонардо, сын Пьеро из Винчи, и он достиг бы великих итогов в науках и письменности, не будь он таким многосторонним и непостоянным».
Леонардо принимался за изучение многих предметов, но потом бросал их. Впрочем, современники не слишком хорошо знали Леонардо, для них он был тайной за семью печатями. Его образ жизни был непонятен. Маэстро не ел мяса, спал по пятнадцать минут каждые четыре часа, игнорируя ночь, как таковую. Писал левой рукой, что в ту пору считалось признаком недобрым, к тому же записи свои вел зеркальным письмом, что уж вовсе было непонятно и даже страшно. Его нередко видели стоящим возле виселицы с блокнотом в руке, куда он тщательно без каких-либо эмоций зарисовывал фигуру покойника, не упуская ни малейшей детали в выражении его лица и позе. К себе в дом он водил уродов и с увлечением писал карикатуры с несчастных людей. Было ли это проявлением бесчувственности или просто очередным исследованием? Для представителей низших сословий ответ был один - мастер не имеет сердца. Странный человек с прекрасной наружностью, изысканными манерами в экстравагантном дорогом платье вызывал страх у людей низшего сословия, считавшего его колдуном, который вступил в сделку с дьяволом. Некоторые изобретения Леонардо изумляли и более просвещенных людей того времени. Его замысел сотворить летательный аппарат, подобный крыльям, казался абсурдным, что уж говорить о лыжах для хождения по воде или акваланге, чтобы передвигаться по дну. Стремление гения проникнуть в сферы, недоступные человеку, отпугивало людей, как признак то ли безумия, то ли безверия.
«Только одиночество дает необходимую свободу» - эти слова довольно часто встречаются в дневниках Леонардо. И, если верить современникам художника, он был абсолютно свободен. Не имел близких друзей, почти не общался с родственниками, не был женат и не влюблялся, хотя и существует весьма туманная версия о его страсти к Джоконде и менее туманная - к мальчику, ученику по имени Салаи. Он не был патриотом и, не задумываясь, мог разрабатывать военные приспособления для герцогов как Флорентийских, так и Миланских, не говоря уже об изобретениях, появившихся на свет во время службы Леонардо при французском дворе. Сегодня его назвали бы космополитом, но в те времена подобное пренебрежение отечеством было недопустимо. Леонардо не понимали, но не могли не восхищаться.
Современное представление о Леонардо немногим отличается от представлений людей рубежа XV-XVI веков. Мы так и не знаем, каким он был на самом деле. Свои дневники Леонардо посвящал наблюдениям, исследованиям, предсказаниям, но не себе самому. Коротко, без эмоций и страстей, он сообщал о смерти матери или о кончине герцога Лодовико Моро. Это - еще одна загадка Леонардо. К кому обращался мастер в своих дневниках и почему вел их так, словно знал, что когда-нибудь они будут доступны слишком многим? Может быть, именно поэтому он не старался раскрывать душу на страницах своих тетрадей, для него гораздо важнее было поведать о тех открытиях, которые он совершил. Но, с другой стороны, известно, что далеко не все дневники гения дошли до наших дней. Утеряны или намеренно уничтожены они были, остается еще одной тайной, связанной с именем Леонардо да Винчи.
0 комментариев