Карманный миномет и пряжка-убийца: наследие Второй Мировой
Если о пулеметах, танках, самолётах и пушках известно если не всё, то очень многое, то об оружии специальном, узконаправленном, а порой и просто шпионском - до сих пор очень мало правдивой информации. История специального оружия в период Второй Мировой войны - вне всякого сомнения, одна из ярчайших страниц в области высокой оружейной инженерии как в Советском Союзе, так и в гитлеровской Германии.
Пряжка, немцы, два ствола
Уникальность - вот одно из слов, которое можно смело применять к большинству разработок военного назначения с 1939 по 1945 годы. По обе стороны конфликта было разработано, испытано и построено такое множестве различных приспособлений, способных убивать, что диву даёшься: историки стрелкового вооружения и специальных средств подсчитали: более 12 тысяч различных изобретений, умеющих по-разному убивать человека было разработано за годы Второй Мировой.
Безусловно, Германия, как уже отмечалось и ранее, всегда была в этом конфликте ведущей стороной. Шутка ли, почти 90% всех технических новшеств : от бронирования, до реактивной тяги и многого другого, было разработано именно в застенках военных предприятий Германии. Несмотря на масштабность конструкторской мысли, думали в Третьем Рейхе и об обычных офицерах. Вопрос безопасности каждого отдельного взятого офицера СС в гитлеровской Германии стоял особенно остро: солдат должен быть защищен от любого посягательства и точка.
Никаких послаблений. К 1941 году в СС была разработана специальная программа «Персонального оборонительного оружия» ( «Selbstverteidigung Waffen» ), которая включала в себя три пункта : пистолет в качестве огнестрельного оружия и небольшой по размерам бронежилет. Однако, при изучении возможных инженерных решений немецкими военачальниками был выяснен один неприглядный факт: создать надёжный и легкий элемент защиты для офицера не представляется возможным в силу недостаточного развития технологий по изготовлению материалов. Поэтому, отбросив вариант, который нельзя было реализовать, немцы сосредоточились на «активной» защите офицера: технических средствах, позволявших избежать важному военному лицу неминуемой смерти и выйти из любой схватки победителем.
В 1942 году, одно из решений, позволявших оснастить офицеров СС оружием обороны, было представлено немецким инженером-оружейником Луисом Маркусом. Уникальное техническое решение, примененное Луисом заинтересовало самого рейхсфюрера Гиммлера, который в одобрительном письме к новому изобретению написал: «Новое оружие станет еще одним винтиком в нашей общей работе по налаживанию механизма под названием Великая Германия». Поясная пряжка Маркуса - оружие, которое действительно работало, несмотря на миниатюрность и даже некоторую «игрушечность». «SS-Waffenakademie Koppelschloss pistole», как его официально именовали в документах, предназначалось для самых важных лиц немецкой службы охраны Schutzstaffel: офицеров Управления службы внутренней безопасности СС и сотрудников Оперативного штаба СС. Именно в элиту немецких войск в 1944 году и поступила первая партия таких «специальных» пряжек. Предполагалось, что выпуск стреляющих пряжек будет налажен в двух вариантах: двухствольная версия калибром 7,65 мм и четырехствольная версия калибром 5,6мм.
Несмотря на то, что пряжка выполнялась с традиционной немецкой педантичностью, огрехи в этой схеме всё же присутствовали. Военный историк и эксперт в области стрелкового вооружения Алексей Черных в интервью «Звезде» рассказал интересный факт о стреляющей немецкой пряжке: "Безусловно, интересная была задумка, однако, реализация подвела. К 1944 году, когда первую партию отправили в СС, у Германии были серьёзные проблемы с качественной сталью и железом в принципе, поэтому хороший металл был дефицитным, а пряжку из-за всех этих трудностей изготавливали, фактически, из подручных материалов. Воронили, собирали само стрелковое приспособление, делали тестовый отстрел из двух выстрелов, и затем упаковывали и передавали для отправки».
«Однако, в ходе эксплуатации, когда на офицеров СС совершались покушения, пряжка спасала только в трёх случаях из десяти. Причин было несколько: во-первых, качество боеприпасов, которые находились в пряжке, было немного хуже, чем у тех, что отправлялись на фронт, во-вторых сам металл и качество сборки были, нужно сказать, так себе. Из исторических документов знаю, что офицеры СС жаловались на то, что пряжка тяжела, увесиста, и её легко разрушить просто если уронить. Хрупкая достаточно вещь, которая больше походила не на оружие защиты, а на драгоценный подарок. После ряда неудачных случаев, все специальные пряжки, которых было выпущено около трёх сотен штук, были отозваны и в дальнейшем не использовались. Сама идея этого оружия импонирует своей необычностью, но вот практическое применение вызывает больше нареканий, чем похвалы. Обычное немецкое wunderwaffe, ничего более», - заявил эксперт.
Миномёт для убийства Сталина
Существует великое множество версий, согласно которым немецкой фирмой Крупп с конца 1941 года до самого поражения Германии в 1945, в застенках немецких НИИ разрабатывалось оружие, направленное на выполнение одной единственной задачи: убийства Иосифа Сталина. Первые лица государства, вообще, частенько становились мишенями, и скорее всего, в Советском Союзе тоже кто-нибудь работал над чудо-оружием, способным прикончить Гитлера, однако, широкой известности, равно как и подробностей о таком оружии в Советском Союзе нет, чего не скажешь о Германии.
Справедливости ради стоит отметить, что в Третьем Рейхе достаточно серьёзное внимание уделялось разработкам, которые не просто работали по необычному принципу, но и решали поставленную задачу молниеносно и эффективно. К такому оружию как раз и относится знаменитый «Панцеркнакке» - необычного вида реактивный миномёт длиной 200 и диаметром 60 мм, конфискованный сотрудниками СМЕРШ 6 сентября 1944 года у немецких диверсантов. Эксперт в области противотанковых систем и преподаватель Военного авиационного инженерного университета Святослав Калиничев в интервью «Звезде» рассказал о некоторых особенностях оружия для убийства вождя народов: «Панцеркнакке», который нашли сотрудники контрразведки у немецкого агента Политова, был выполнен, надо сказать, шедеврально.
Изучал документы по нему много лет и каждый раз удивлялся. Миномёт был, по сути, специальным оружием для бесшумной стрельбы, поскольку оснащался специальным электрозапалом, который разработали в фирме Крупп, и при выстреле было слышно лишь как «звякает» специальная магнитная мина, ударяясь об металл. К слову, мины разрабатывались для этого миномета там же, где и немецкие истребители «Хенкель». Гранатомёт крепился ремнями под пальто диверсанта, и оснащался, помимо всего прочего, электровзрывателем для мин. Беспроводным, между прочим. Технология, по которой был спроектирован этот миномёт, позволяла пробивать броню бронированных автомобилей, на которых обычно передвигался товарищ Сталин. И если бы покушение удалось, то, я думаю, руководство СССР обезглавили бы», - заявил эксперт.
Стреляющий портсигар Игоря Стечкина
Сразу после окончания Второй Мировой, советские чекисты вплотную занялись проработкой вопросов, связанных с проектированием и созданием специального оружия, которое можно было бы вместить в бытовые предметы. Каких только вариантов не предлагалось... от стреляющего реактивными гранатами зонтика и взрывающегося приёмника, до такой экзотики как стреляющий портсигар. Следует упомянуть, что сотрудники контрразведки и смежных ведомств, славившихся производством таких штуковин, сразу стали уделять внимание встраиванию смертоносных механизмов в предметы повседневного быта.
Карманный портсигар ТКБ-506А в середине 50-х годов для использования спецслужбами представил кудесник и мастер советской оружейной мысли - Игорь Яковлевич Стечкин. Сам Стечкин, по признаниям военных историков, в интервью признавался, что придумал портсигар фактически случайно. Чтобы обнажить внутреннее убранство необычного пистолета, необходимо было нажать на специальную кнопку, местонахождение на корпусе которой знал только оперативник-разведчик, которому и было положено такое устройство.
Эксперт в области спецсредств и оружейный историк Андрей Емельянов в интервью «Звезде» пояснил некоторые особенности стреляющего советского портсигара: «Механически пистолет был выполнен очень просто: в корпус вместили складной спусковой крючок, который и по размерам был компактен, и по функционалу своему от нормальных спусковых крючков ничем не отличался. Однако, с самого начала Стечкин сконструировал под него боеприпас специальный, который назывался СП-1».
«СП-1 это, фактически, прародитель современных специальных боеприпасов отечественных. Несмотря на то, что в боеприпасе использовалась гильза от обычного патрона 9х18мм, она обеспечивала достаточную энергию для успешного выстрела. И всё это, Стечкин создавал первые образцы стреляющего портсигара фактически на коленке, самостоятельно, или при помощи нескольких инженеров. К слову, работа была фантастическая проделана всего лишь на одних тисках и за одним верстаком», - заявил эксперт.
Стреляющий портсигар Стечкина - это квинтэссенция военных и послевоенных технологий в проектировании и создании скрытного стрелкового вооружения. Первые же испытания нового оружия, вмонтированного в ёмкость для хранения сигарет показали, что ствол миниатюрного пистолета длиной всего 20мм не деформировался и после сотни выстрелов. Эффективная дальность огня стреляющего портсигара Стечкина ограничивалась пятью-семью метрами, однако в условиях, для которых это оружие и было предназначено, такой дистанции вполне хватало для того, чтобы пуля поражала противника гарантированно и молниеносно. Портсигар, построенный Стечкиным, в последствии дал жизнь как минимум трём десяткам специальных средств, которые используются теперь уже российскими спецслужбами. Наследие войны - сильная вещь.
3 комментария
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Существование пряжки сс не доказано, все известные экземпляры послевоенного производства. Большинство экспертов считают, что возможно прототип был изготовлен, но сохранились только оригинальные чертежи.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена