Страшная российская жизнь глазами зарубежного кино
Кадр: фильм «Вавилон Н.Э.»
До чего может довести новое охлаждение отношений между Россией и США, пытается вообразить фантастический боевик Матье Кассовица с Вином Дизелем в роли наемника, в 2058 году мечущегося из Белграда в Киргизию, оттуда во Владивосток, а затем на Крайний Север. Что ж, по версии Кассовица, нищета, коррупция и терроризм превратят за ближайшие сорок лет Россию в мрачную, вечно серую дестопию, населенную униженными и оскорбленными, — где зато можно порулить бронированной «Чайкой». Ну хоть что-то.
Кадр: фильм «Плутоний-239»
Место действия довольно занятного фильма HBO — naukograd Скотопригоньевск-16, время — середина 1990-х, тема — превратности жизни в ядерной державе. На экране в формате криминального триллера разворачивается полу-распад Тимофея Березина, фатально облученного сотрудника АЭС, отправляющегося в Москву продать 100 грамм плутония. Аутентичные ковры на стенах и малиновые кожаны, халатность на производстве и бандитские ночные клубы — «Плутоний-239» хмурую реальность русских 1990-х живописует избыточно, но лихо, чего не отнять.
Кадр: фильм «Железный крест»
Интересно, как бы Минкульт отреагировал на шедевр Сэма Пекинпа, выйди он сейчас, а не в 1977-м — кажется, сам подход классика кино-брют для современного русского дискурса о Второй мировой табуирован. Пекинпа делает главными героями своей военной драмы немецких офицеров на Восточном фронте — причем далеко не все из них оказываются монстрами. Двойственно и его изображение Красной армии — так, именно русские расстреливают здесь из пулемета попавшего на линию фронта пацана, которого фашистские захватчики жалеют и отпускают восвояси.
Кадр: фильм «Праведный грех»
В том, что его комедия любовных положений о царской России не очень удалась, признавался и сам голливудский классик Джордж Кьюкор: «Буду шокирован, если кто-то решит реставрировать этот никчемный фильм». Неудивительно: классическому для 1930-х жанру комедии о дураках и адюльтере совсем не идут казачьи папахи и прочие приметы «русскости».
Кадр: фильм «Катынь»
Монументальное горестное полотно Анджея Вайды, последовательно и обстоятельно рассказывающее трагедию расстрела 22 тысяч поляков в Катынском лесу, страну, эту катастрофу осуществившую — СССР, конечно, не жалует. Впрочем, в отличие от немецких персонажей, сплошь отрицательных, Вайда все-таки выводит одного положительного советского офицера. Выйти в российский прокат это картине не помогло.
Кадр: фильм «Архангел»
Двухсерийная телеэкранизация бестселлера Роберта Харриса с наследием СССР середины 1950-х обращается куда более вольно, чем даже приснопамятный «Номер 44» — даром, что действия разворачивается в современности. Тут и охота за тайным дневником Кобы, и оперирующие так, будто на дворе 1953-й, недобитки из КГБ, и... прячущийся в архангельских лесах тайный сын Сталина, лицом к лицу с которым придется встретиться бедняге Дэниелу Крэйгу.
Кадр: фильм «Кровавая императрица»
Наверное, самый известный голливудский фильм о России всех времен — с великой Марлен Дитрих в роли Екатерины II — не стесняется воплощать в кадре самые клюквенные мифы о екатерининской империи. Полуголые женщины горят на кострах, Зимний дворец выглядит пыточной кунсткамерой, сама Екатерина постепенно превращается в сексуально озабоченную доминатрикс. Все это не отменяет того факта, что фон Штернберг снял один из лучших фильмов 1930-х: увлекательный сюжет, выдающаяся экспрессионистская игра света и тени, раздвигающиеся у тебя на глазах пределы известного на тот момент киноязыка.
Кадр: фильм «Неоспоримый 2»
Парадоксальным образом действие сиквела популярного в начале 2000-х боевика о тюремном боксерском матче Винга Рэймса и Уэсли Снайпса оказалось уже на русской зоне. Сменивший Рэймса в главной роли Майкл Джэй Уайт особенности местного быта осваивает быстро: носит ватник, находит общий язык с урками, учится чистить канализацию. Надо, правда, признать: отечественные фильмы о зоне не сильно реалистичнее, чем этот завиральный экшен строгого режима.
Кадр: фильм «Путь домой»
Условный ГУЛАГ для зарубежных фильмов об СССР всегда был местом силы, для одних авторов — точкой притяжения, для других — фигурой устрашающего умолчания. Нигде, впрочем, состав узников безымянного, чудовищного сибирского лагеря не был так представителен, как в «Пути домой» Питера Уира, отправляющего в побег с зоны Джима Стерджесса и Эда Харриса, Марка Стронга и Сиршу Ронан (она из лагеря не драпает, но встречается на пути). Но лучший персонаж здесь — уркаган Валька в яростном исполнении Колина Фаррелла.
Кадр: фильм «Эксперты»
Возможно, самая остроумная попытка зарубежных кинематографистов представить советское зазеркалье представлена в комедии «Эксперты» — причем с участием Джона Траволты. Его персонаж — один из двух нью-йоркских модников, похищенных агентами КГБ и увезенных в Приморье. Зачем? Передавать знания об американском образе жизни будущим шпионам — а то бедняги учатся по устаревшим методичкам из 1950-х. Клюква? Еще какая. Трудно, впрочем, не подпасть под ее абсурдистское обаяние.
Источник:
329 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Тот кто научил этой фразе пользовался промтом)))
Удалить комментарий?
Удалить Отмена