1917 год. Россия без большевиков
Итак. Представим большевики не только проспали события февраля, как это было в реальности, но и отказались участвовать в их развитии.
«– Я же сказал: первым делом коммунистов расстрелять.
– А потом что? – не выдержал дедушка, уронив костяшку.
– Потом не знаю… – запнулся генерал. – В общем-то других рецептов у меня и не было. Просто, если что-то не получается, то надо опять расстрелять коммунистов, и все пойдет путем. Беда в том, что они быстро кончаются и начинаются новые проблемы в экономике». Г.Зотов. «Минус ангел».
Итак, представим:
Владимир Ильич излучал само благодушие - подтверждение о поступлении на швейцарский счет РСДРП(б) очередного валютного транша от анонимного германского командования грело сердце и настраивало на лирический лад:
- Миейший Изга́иль Ла́загевич, какой Петгоггад? Там же агхиужасный климат. А у меня хганический бганхит. Вот и вгач не советует.
Сидевший тут же за столом Дмитрий Ильич Ульянов согласно кивнул. Феликс Эдмундович задумчиво отмерял очередные четыреста капель из, уже на три четверти пустой, бутылки Henri IV.
Херре Гельфанд даже растерялся:
- Но как же …. В России революция. Царь отрекся. На улицах красные флаги.
- Голубчик, это не геволюция. Это сплошные Содом и Гамохга! Пожаг в публичном доме во вгемя наводнения! Русский габочий класс пока не догос до пголетагской геволюции и мое поколение вгядли увидит её в России. Так что никакого Петгоггада, а только Ивердон ле Ба. Здоговье пгевыше всего!
- Но…?
-Батенька, пайгтия большевиков не желает иметь никакого отношения к багдаку огганизованному либегастами в России. Сами завагили – пусть сами гасхлёбывают! – Ульяновы поднялись из-за стола. Ленин одел гламурную кепку и сделал представителю ручкой, - А сейчас, пгостите, маня ждет важная встгеча с товагищем Арман.
- Что же мне делать?
Ленин остановился на выходе из уютного швейцарского кафе:
- Я бы пгедложил вам пойти на бокс! Говогят, ахгиинтегестное згелище. Ну или обгатитесь к товагищу Тгоцкому. С такими гибкими политическим взглядами, ему как газ самое место в этом публичном пожаге, - и дверь кафе беззвучно закрылась за крупным теоретиком марксизма.
Видимо надо было догнать и попытаться убедить, но представитель наткнулся на взгляд совершенно трезвых глаз Дзержинского:
- Zamknij pizdę! Курва мать! – и Железный Феликс улыбнулся. Эта улыбка на категорически не приспособленном для неё лице еще долго потом снилась представителю. В кашмарах. – Вже ще польска не сгинела! Пся крэвь!
….
То, что говорил Сталин получив телеграмму от руководства партии записать не смогли – никто из присутствующих грузинского не знал. Но судя по интонациям и жестикуляции, направление которое указывалось было несколько иное нежили, озвученное вождем. Некоторые даже вроде бы разобрали название конкретного населенного пункта. Какой-то город на побережье Черного моря. Кажется Пицунда.
Успокоившись, Иосиф Виссарионович выложил на стол партбилет и ушел. Говорят в монастырь. Знающие люди утверждают, что в женский.
А Россия, свободно вздохнув, свернула с одной исторической последовательности в мир счастья без главного виновника всех своих бед – в мир без большевистской партии во главе 1/6 части суши.
Кто ни будь может представить, что из этого выйдет?
Но шутки шутками, а попробуем всё таки представить, что будет.
К 1914 году партия большевиков была фактически разгромлена и не представляла реальной политической силы. Но при этом сумела сохранить костяк, а высшее руководство благополучно убыло за границу. И в реальной истории даже в январе 1917 года руководство РСДРП(б) считало революцию чем-то далеким и малоосуществимым. По крайней мере в ближайшее время. Просчиталось.
«Продовольственные трудности, возникшие в результате общего развала экономики, вынудили царское правительство в 1916 г. пойти на введение принудительной хлебной разверстки. Но эта попытка не дала результатов, так как помещики саботировали указы правительства, прятали хлеб, чтобы позднее продать его по высокой цене. Крестьяне также не хотели продавать хлеб за обесцененные бумажные деньги.
С осени 1916 г. поставки продовольствия в Петроград, например, составляли лишь половину его потребностей. Из-за недостатка топлива уже в декабре 1916 г. в городе была остановлена работа около 80 предприятий.
Хозяйственные трудности усугублялись также политическим кризисом, выражавшимся в развале правительственной власти.
Антивоенное настроение все больше охватывало армию, в сознании солдат движения против войны и против самодержавия, ввергшего страну в нее, переплетались. Отношение солдатских масс к революции во многом было подготовлено войной.
Весь период 1916 — начало 1917 гг. в политических кругах России шла упорная борьба между сторонниками сепаратного мира с Германией и сторонниками участия России в войне на стороне Антанты». Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов «История России» Учебник для вузов.
Началась революция с восстания в Петрограде. 23 февраля (8 марта) 1917 года проводились митинги в честь международного женского дня. Они переросли в забастовки и демонстрации, в которых участвовало 128 тысяч (32%) рабочих Петрограда. Они требовали "Хлеба!","Долой войну!". На второй и третий день бастовало уже 300 тыс.чел. (80%). Стачка стала всеобщей. Восставший Петроград буквально в считанные дни смел 300–летнюю монархию Романовых. Решающую роль в победе народной революции над абсолютизмом сыграли рабочие, крестьяне, демократическая часть интеллигенции и студенчества, слои городской бедноты.
Попытка расстрела демонстраций, пролитая кровь вызвали перелом в настроениях солдат и казаков. С 26 февраля они стали переходить на сторону рабочих, разоружать полицейских, офицеров. 27 февраля 170-тысячный гарнизон столицы перешёл на сторону восставших. Солдаты разгромили арсенал, вооружили рабочие отряды, освободили политических заключённых. 28 февраля на сторону революции перешли гарнизон Петропавловской крепости, экипажи кораблей. Были заняты почта, телеграф, телефон.
24 и 25 февраля на ряде заводов по опыту революции 1905 г. рабочие стали избирать своих представителей в городской Совет рабочих депутатов.27 февраля в Таврическом дворце, где заседала Государственная Дума, был создан Исполком Петроградского Совета рабочих депутатов. Возглавили Исполком лидеры социал-демократической фракции Государственной Думы меньшевики Н. Чхеидзе и М. Скобелев, эсер А. Керенский. Единственным большевиком в совете был А. Шляпников. Большинство же в Совете было у меньшевиков и эсеров, так как выборы проходили не по партийному, а по персональному принципу, а рабочие лучше знали легально работавших меньшевиков, чем действовавших в подполье последователей Ульянова-Ленина.
То есть и в реальной истории большевики, на начальном этапе революции, не играли ни какой роли. Что они есть, что их нет – все едино. В стране действуют две реальные силы. Юридически власть принадлежит Временному правительству (большевики и рядом не стояли). В состав Временного правительства вошли, в основном, кадеты и октябристы, представители крупной буржуазии. Министерство иностранных дел возглавил лидер кадетской партии П.Н. Милюков (1859–1943), военным и морским министром стал лидер партии октябристов А.И. Гучков (1862–1936).
Фактически значительные рычаги власти имеет Петросовет (в котором большевики тоже никто и зовут их никак).
Вот эти две силы без подсказок большевиков и их активного участия и начинают планомерно разваливать государство. У рычагов власти оказались различные классы, и ни один из них в тот момент не владел ситуацией полностью. Революция не привела к установлению «чистой» революционно–демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, но и не позволила в первые месяцы установить диктатуру буржуазии. Позже князь Львов скажет, что возглавляемое им правительство «было властью без силы, тогда как Совет рабочих депутатов был силой без власти». В этой связи характерно признание А.И. Гучкова , высказанное Начальнику Генерального штаба генералу М.В. Алексееву 9марта 1917г.: «...Временное правительство не располагает какой–либо реальной властью, и его распоряжения осуществляются лишь в тех рамках, как допускает Совет рабочих и солдатских депутатов, который располагает важнейшими элементами реальной власти, так как войска, железные дороги, почта и телеграф в его руках. Можно прямо сказать, что Временное правительство существует лишь, пока это допускается Советом рабочих и солдатских депутатов».
Меньшевистско-эсеровский Петросовет своим приказом №1 добил армию, а временное правительство «реформами» развалило государственный аппарат - органы власти просто исчезли, в несколько дней растворились, канули в Лету. Неизбежный хаос воцарился во всех институтах государства. Как результат к концу лета 1917 года временное правительство потеряло последние рычаги воздействия на политическую обстановку, а Петросовет же действовал в духе постсталинской партийной номенклатуры – рулить хотел, но категорический не желал отвечать за последствия. Двоевластие плавно перетекало в полное безвластие. Так, Нестор Махно утверждал: «Политические партии серьезно не задумываются над по-следствиями своих действий и, увлекаясь сами, увлекают за собой и слепо доверяющие трудовые массы зачастую в омут такой сумятицы и неопределенности, глубину которого и сами они не в состоянии ни понять, ни разрешить». Крестьянин-толстовец В.В. Янов оставил крайне любопытные вспоминания: «Я увидел, что эти партии создали себе каких-то воображаемых крестьян и рабочих, которых очень возвеличивали на словах, а к живым людям относились, как и прежде относились к рабочим и крестьянам…»
И если в РИ нашлась действительно хорошо организованная, популярная и поддерживаемая народом сила, самостоятельно взвалившая на себя ответственность за государство – то, в представленном случае, такая сила просто отсутствует.
Может быть, если не будет большевиков, то армия не разложится и сможет повлиять на ситуацию?
На фронте действовали около 150 газет. Из них только 20 имели отношение к большевикам. Более 100 имели прямое отношение к эсерам. Остальные принадлежали другим партиям и движениям.
На тот момент за исключением большевиков на российской политической арене действовали следующие основные политические силы:
На левом фланге находились социал-демократы (эсдеки: меньшевики и другие), а также социалисты-революционеры - эсеры.
Центр и правый фланг занимали либералы, представленные, преимущественно, кадетами.
В ультраправом лагере находились крайние консерваторы - Союз русского народа, Объединенное дворянство и другие ультрамонархисты - "черносотенцы". Последние, постоянно теряя влияние на фоне разочарования народа в монархических идеях и по мере самостоятельной десакрализации царя, существовали, тем не менее, вплоть до распада монархии, после чего утратили цель и смысл существования. Однако впоследствии идеи реставрации еще долго гуляли по России (гуляют и до сих пор), но их последователей после революции 1917 года подвергали гонениям даже и в Белом движении.
То есть влияние большевиков на армию исключительно мало. Кроме того деятельность большевистских газет поощрялась войсковым командованием, вплоть до выделения денег на издание этих газет. Причина достаточно прозаична – большевики хорошо сражались, а части, в которых действовали большевистские комитеты, были одними из самых дисциплинированных. Примером может служить линейный корабль «Слава».
Странные какие-то эти большевики – политическая программа одна, а когда прижимает, действуют строго в соответствии с уставом Петра Великого.
В тоже время Временное правительство серьезно подошло к выявления и устранения в войсках потенциальных «контрреволюционеров». По офицерскому корпусу прокатилась волна чисток "неблагонадежных", лояльных к старому режиму "монархистов". Указом военного министра Временного правительства А.Гучкова единовременно было уволено с постов старших военачальников 143 человека, в том числе 70 командиров дивизий... "Демократизация" армии, тем не менее, продолжалась. Сменивший Гучкова на посту военного министра Керенский издал приказ о правах военнослужащих. Он разрешал солдатам действующего фронта участвовать в любых политических, религиозных и иных ассоциациях, декларировал в армии свободу слова и совести, а также вводил войсковое самоуправление - выборные войсковые организации, комитеты и суды. Окончательно добил армию как политическую силу разгром Керенским «мятежа» Корнилова. Таким образом, развал армии, как и российского государства, был в целом завершен уже к лету-осени 1917 года. И даже такой ярый антибольшевик Антон Деникин, не понаслышке знавший положение в армии, прямо обвиняет в развале вооруженных сил именно Временное правительство. Причем, не стесняясь в выражениях, заявляет в июле 1917 года: «У нас нет больше армии» и «необходимо немедленно, во что бы то ни стало создать ее».
Армию заново начали создавать как раз большевики. И Деникин. У большевиков получилось лучше. Но в данном варианте их нет. Так что в принципе тихая агония государства могла продолжаться, благополучно миновав октябрь, и до начала 1918 года. Если бы не несколько факторов. Одни напрямую зависят от отсутствия большевиков, другие имели место и в РИ.
И первый фактор это – Центробалт. Февральская революция 1917 года в главных базах Балтийского флота сопровождалась стихийными самосудами и расправами над неугодными мат-росам офицерами. Эти события в значительной степени повлияли на радикализацию революционных событий в стране, на развязывание Гражданской войны. Февральско-мартовские самосуды 1917 года на флоте относятся к числу тех достаточно редких исторических фактов, когда трагичность происшедшего ясна, но события замалчивались, поиск виновников в лучшем случае оставлялся «на потом». Благодаря деятельности Временного правительства и Петросовета к лету 1917 года балтийский флот фактически перестал существовать как реальная боевая сила и превратился в конгломерат кораблей на каждом из которых руководил свой комитет. Именно в этих условиях большевиками был создан Центробалт. Фактически параллельное командование Балтийского флота. Участники белого движения относятся к нему откровенно отрицательно, из-за его пробольшевистской ориентированности, хотя большевики и не составляли в нем большинство. Вместе с тем наличие этого органа позволило хоть как-то провести Моонзундскую операцию и не дать германскому флоту вломиться в финский залив.
В противном случае германский флот уже осенью 1917 года мог бы блокировать и принудить к сдаче главную базу Балтийского флота в Гельсингфорсе. И при этом, позволив матросам с оружием покинуть свои корабли в направлении Кронштадта и Петрограда.
Вторым фактором является национальный вопрос. Большевики громогласно предложили нациям самоопределяться. Только вот никто не вспоминает, что самоопределяться эти нации начали еще с благословления Временного правительства.
7 марта 1917 г. была восстановлена автономия Финляндии, но был распущен сейм Финляндии. А в марте-июле развернулась борьба вокруг предоставления автономии Украине. 10 июня 1917 г. Центральная рада (сформированная 4 марта 1917 г. в Киеве из представителей Украинской партии социалистов-федералистов, Украинской социал-демократической рабочей партии, Украинской партии социалистов-революционеров) провозгласила автономию Украины. Временное правительство было вынуждено признать этот шаг и принять Декларацию об автономии Украины (2 июля 1917 г.).
Отсутствие большевиков не отменит как бездарного правления украинских националистов, так и не прибавит решительности и взвешенности деятельности гетмана Скоропадского.
Ну а финны благополучно окажут помощь любимому кайзеру в деле разоружения русского флота и выдворении морячков в Петроград, для улучшения там политической обстановки.
Третьим же фактором является товарищ Троцкий. Который на момент февральской революции отнюдь не большевик, а глава «межрайонцев», а персонально для Ленина – Иудушка
Вот тут стоит говорить о роли личности в истории. Лев Революции и в РИ вытащил на своих плечах многое и вполне обоснованно оспаривал у Ленина право называться организатором Октябрьской революции. Что мешает ему и в этот раз объединить вокруг себя мощные деструктивные силы? Костяк партии в лице межрайонцев у него есть. Под влиянием, в том числе, и Троцкого в РИ к большевикам примкнули левые эсеры и часть меньшевиков, сотрудничали с ними анархисты-комунисты такие как Железняков и Махно. Так что вполне можно ожидать и создания Совета Народных Комиссаров. По воспоминаниям Троцкого, именно он и придумал это название.
Ну а его любимая политика «ни войны, ни мира» приведет к тому, что немцы пожмут плечами и просто займут Петроград.
А об учредительном собрании никто даже и не вспомнит.
В результате на 1917-1918 год сложится весьма интересная обстановка.
Самостоятельная Финляндия и Украина под протекторатом Германии. Махно в Гуляй Поле. Петлюра также не любит и Скоропадского и русских. Разброд и шатание на национальных окраинах, где также власть берут национальные элиты. Казачий Дон. В общем всё как в РИ.
В центральных районах либо полная анархия, либо набирающая силу диктатура Троцкого, для которого кровь, что водица. Тухачевский также как и в РИ вернулся из плена и желает делать карьеру.
На Юге Деникин со своими принципами. На Востоке – КОМУЧ, у которого принципы несколько иные. А дальше Сибирское Временное Правительство. Со своими тараканами о независимости Сибири. И чем дальше на Восток, тем тараканы гуще и жирнее.
А большевики в Швейцарии. И что России стало значительно лучше?
Источник:
33 комментария
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена