Марина Левтова. Она очень любила жизнь
Марина Левтова родилась 27 апреля 1959 года в Нерюктайском наслеге Мегино-Кангаласского района Якутской АССР.
Ее родители были врачами, отрабатывающими в якутском поселке своё бесплатное обучение, и вскоре после рождения Марины семья вернулась в Ленинград. Сама Марина с детства мечтала стать врачом, но в ее планы вмешалась одноклассница Елена Цыплакова, которая снялась в фильме «Не болит голова у дятла» у режиссера Динары Асановой, и когда режиссёру понадобились старшеклассники для съемок в картине «Ключ без права передачи», Лена показала Асановой фотографию Марины Левтовой. Асанова пригласила Левтову сняться в фильме, и роль в этой картине стала дебютом Марины в кино. Позже в интервью Марина Левтова рассказывала: «Когда Динара начала искать ребят школьного возраста для фильма «Ключ без права передачи», Лена показала ей фотографию нашего девятого класса. Динара сразу выбрала меня и еще одного мальчика... Но вышел казус. Я уже была в том возрасте, когда хочется себя приукрасить. Поэтому я пришла на «Ленфильм» с новой прической, без длинного хвоста. Динара была в ужасе. Она попросила принести отрезанный хвост на студию, и все дни, пока шли съемки, мне его прикрепляли. К концу картины я уже передумала быть врачом. Поняла, что хочу работать в кино, необязательно актрисой, просто хотелось жить в этой системе координат. Динара Асанова буквально заразила меня кинематографом. Талантливый, самобытный режиссёр... Они никогда не говорила, что я, мол, рождена для кино, не произносила громких слов о творческих перспективах. Она ввела меня в многотрудное и увлекательное таинство кино. Никогда не забуду первую читку сценария перед нами, претендентками на роли. Не забуду и диспута (он-то и был кинопробой!), который мы вели с Динарой, до хрипоты споря, отстаивая своё понимание проблем, путей современной молодёжи. Всё это увлекло сразу, безраздельно. И сама атмосфера раскованности, импровизации, подлинно совместного творчества на съёмке. Да, всё это было тем счастьем, которое не всегда выпадает на долю подростка, оказавшегося на съёмочной площадке. Мне повезло».
Вскоре после съемок у Асановой Марина Левтова переехала в Москву, и поступила во ВГИК в мастерскую к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. Учась на втором курсе, Левтова снялась в картине «Юность Петра» у режиссера Сергея Герасимова, и во время съемок познакомилась со своим будущим мужем Юрием Морозом, который в интервью рассказывал: «Мы стояли на съёмочной площадке - Митя Золотухин, Коля Ерёменко и я - три красавца в костюмах петровской эпохи. Вдруг видим, приехали девчонки с Герасимовского курса, прошли мимо нас. Ерёменко ещё пошутил: «Вы куда? Мимо нас просто так девушки не ходят». Две усмехнулись, а одна что-то хлёсткое бросила в ответ, да так, что даже плейбой Ерёменко поперхнулся. Это была Марина». Друзья Мороза шутили: «Тоже мне, роковую женщину нашёл!». Но ему очень нравилось сочетание неженского ума Левтовой, ее женской хрупкости и то, что он никак не мог покорить Марину. «Как девушка умная, она понимала - ну артист, красивый мальчик. Что с артистом связываться? Она трезво, по-женски к этому относилась, поэтому всерьёз меня не принимала. Пришлось идти на хитрый ход - действовать через её отца: я напросился в гости на дачу Марининых родителей и мастерски прибил три доски, показал, что умею и руками что-то делать, а не только «лицом хлопотать». Авторитет родителей был завоёван. А потом... потом мы лежали в постели, извините, это было в гостинице в Питере, и я сказал: «Маня, давай поженимся». А она мне в ответ: «Золотые горы обещаешь?» - «Обещаю». – «В ногах валяешься?» - «Валяюсь». – «Ну, тогда я согласна».
Состоялась студенческая свадьба, на которой посаженными родителями были педагоги Герасимов и Макарова, после чего молодожены получили комнату в общежитии театра Ленком, куда в то время пригласили на работу Юрия Мороза. Вскоре у них родилась дочь, которая начала сниматься, практически - с младенческого возраста. Юрий Мороз рассказывал: «Марина была на седьмом месяце беременности, бегала по съёмочной площадке, прикрывая живот сумочкой. Потом, в возрасте девяти дней, она (Даша) снялась у Динары Асановой в документальном фильме, где нужна была заставка - Мадонна с младенцем на руках. Мадонну сыграла Марина, младенца - Даша. Через пару месяцев был фильм «Милый, дорогой, любимый, единственный...», именно её похищала героиня Ольги Машной. И, наконец, «Фортуна» Георгия Данелия!» Так появилась настоящая актёрская семья.
В 1982 году Марина Левтова окончила ВГИК и стала актрисой киностудии имени Горького. В 1980-е годы она активно снималась, исполнила роли в телевизионных фильмах «Рафферти», «Государственная граница» и «Визит к Минотавру». Ей предлагали роли режиссёры Владимир Грамматиков, Виктор Трегубович и Эльдор Уразбаев. Одной из заметных работ Левтовой в кино стала роль в фантастическом фильме «Подземелье ведьм», поставленном Юрием Морозом по повести Кира Булычёва.
Но, несмотря на активную творческую карьеру, Марина и Юрий были убеждены, что семья - это самое важное в их жизни, и ее надо беречь. «Кроме меня Марине никто не был нужен, я это знаю точно, - говорил Юрий Мороз, - Не потому, что я такой замечательный мужчина, просто в ней была этакая брезгливость ко всему чужому. Поэтому я понимал, что случись что - она не простит измены». Но помимо потери семьи Марина боялась того, что жизнь проходит, кино после развала СССР почти не снималось, и у нее почти не было ролей. Ещё она очень тревожилась за близких. Когда были живы её мама и папа, она звонила в Санкт-Петербург каждый день, чтобы узнать - всё ли у них в порядке? А когда родилась дочь Даша, она беспокоилась о ней каждую минуту и не любила, когда Юрий уезжал в командировки.
Юрий Мороз рассказывал: «Машка очень не любила расставаться. Она к этому крайне болезненно относилась. И так было всегда. Самые трагические моменты нашей семейной жизни были связаны с родителями, когда сначала умер Машкин отец, потом мой, потом Машкина мама, потом моя мама... За короткий период времени мы потеряли всех родителей. Причем родители 29-го года рождения. Мамы умирали тяжело. С моей мамой мы сидели по очереди - месяц Машка, месяц я, потому что она требовала такого ухода. (Пауза.) Это были самые сильные удары. Кем для Машки был ее отец, я только сейчас понимаю. Что такое потерять близкого человека. Внешне это не проявляется. Ты даже можешь не понять, насколько это все серьезно, насколько это разрушительно для жизни - потеря близкого человека. Внешне это никак не видно. Это все... в подушку. Она, наверное, и отчасти нас тоже оберегала от этого. А так мы жили очень дружно. У меня на этот счет никаких переживаний, недосказанностей нет. Единственное, как у большинства мужчин, у меня сейчас ощущение, что что-то недодано. Можно было больше цветов дарить, больше времени проводить вместе. Больше слов хороших говорить... Я только об этом могу пожалеть».
По словам знавших Марину людей, она очень любила жизнь и всегда строила планы на будущее. В одном из интервью она сказала: «Всё-таки я верю, что мы многое успеем и для нас ещё не все закончено». Вместе с друзьями и мужем Левтова открыла клуб для кинематографистов и принимала активное участие в работе Ассоциации молодых кинематографистов. С участием Левтовой были записаны несколько телеспектаклей и развлекательных программ, одновременно со съемками актриса активно участвовала в работе российских и международных фестивалей и создавала проект собственной радиопередачи. Актёр Дмитрий Харатьян рассказывал: «Она была душой любой компании. Помню, как-то мы сидели с Мариной и Юрой Морозом у них на кухне, обсуждали какие-то последние дела. Вдруг Марина говорит: «Надо срочно что-то затеять, а то как-то скучно!» - тут же придумала создать актёрский клуб. Позже из этой идеи появился клуб «Кино», который очень быстро стал популярным. В этом клубе всё держалось на Маринином энтузиазме, на её обаянии и неугасающей энергии. Она была удивительно неутомимой, любила играть с друзьями в пул, обожала кататься с дочерью на роликах, лихо скакала вместе со мной на лошадях. Мне даже кажется, что она просто уехала куда-то на съёмки и вдруг позвонит и скажет: «Я вернулась и намерена сегодня тебя всё-таки обскакать в галопе!». По рассказам друзей – Марина была очень азартной. Когда в Москве появились первые игровые автоматы, она могла играть часами - не ради выигрыша, а ради упоения, риска, ради игры с судьбой.
В одном из своих интервью на вопрос: «За что вы любите свою пpофессию?» - Маpина Левтова ответила: «Мне кажется, она замечательная! Она позволяет тебе получать удовольствие от работы, она pазнообpазна, и это твоpчество - кто знаком с таким ощущением, тот понимает, что лучше просто ничего нет! Это не пpофессия, а обpаз жизни. «А есть ли минусы?» - «А тут минусы и плюсы взаимосвязаны. Потому что это одна из самых жестоких пpофессий - тебя могут забыть, пpи том что ты уже выучился и что-то сыгpал. В какой-то момент судьба элементаpно повоpачивается к тебе спиной - какая-то тpавма, шpамчик на лице - и всё! Пpофессия очень зависима: сегодня мода на такие лица, а завтра на дpугие. Так что насколько она хоpоша, настолько она и стpашна. Ты это понимаешь довольно быстро - закончив институт и показываясь в театpах, где тебе будут отказывать. В институте с тобой возились, пытались найти даже то, чего в тебе нет - а взpослая жизнь началась, и ты никому не нужен!»
Среди последних работ Марины Левтовой были роли в сериале «Каменская», в сериале «Он и Маргарита», где она сыграла завуча школы, и роль в сериале «Воспоминания о Шерлоке Холмсе».
26 февраля 2000 года в Доме кино состоялась премьера нового фильма Георгия Данелия «Фортуна», в котором в главной женской роли снялась Дарья Мороз. Ее родители на этом мероприятии были в центре внимания зала, и так же принимали поздравления. А на следующий день 27 февраля Марина вместе с компанией актеров, снявшихся в этом фильме, поехала за город, чтобы отметить успех дочери. Там хозяин дачи предложил гостям прокатиться на снегоходе. Юрий Мороз рассказывал: «Марина была против этой затеи, она словно предчувствовала, что может случиться беда. Но Даша загорелась желанием испробовать новомодное развлечение. Марина поехала только из-за неё, чтобы не отпускать дочку без присмотра». Даша села за спиной матери, но в последний момент Марина пересадила её вперед, на более безопасное место. Следом, на втором снегоходе ехали Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова. Было темно, и выпавший накануне снег прятал от глаз водителей снегоходов неровности дороги. В какой-то момент водитель снегохода не заметил под слоем снега глубокий овраг и, не справился с управлением. Снегоход на большой скорости перевернулся, и пассажиры упали с сидений. Водитель и Даша Мороз отделались переломами и ушибами, а Марина сильно ударилась головой о дерево. Ехавший следом Певцов, чудом сумел затормозить. Трагедия произошла у посёлка Раздоры Одинцовского района Подмосковья. Дмитрий Певцов вызвал помощь, и Марину Левтову отвезли в Одинцовскую больницу, но спасти не смогли. Медики обнаружили у неё множественные ушибы и переломы, а также серьёзную открытую черепно-мозговую травму, которая стала причиной смерти актрисы.
Юрий Мороз был не в силах сообщить дочери о смерти матери. Он рассказывал: «Она всё время спрашивала: «Где мама?», - а я врал, что мама в другой больнице, что ей должны сделать операцию. Психологи советовали подождать с печальным известием до выздоровления девочки, но я понимал, что так долго скрывать горе не смогу». После похорон Марины Юрий Мороз решил, что в доме всё должно остаться без изменений, словно Марина ненадолго уехала. Ее вещи и фотографии оставались на своих местах. Юрий Мороз рассказывал: «Это очень трудно, всё время что-то напоминает о Маше. Назовите это игрой в поддавки, да, мы пытаемся отодвинуть действительность. Просто было три материка, три континента: Маша, Дашка и я. И вдруг один исчез - целый континент. Дело не в том, кто еду приготовит, кто рубашку погладит - это не проблема, а вот кто нам её заменит? Никто. Мы сами должны попытаться её как-то друг другу заменить...»
Дочь Марины Даша Мороз стала не менее известной актрисой, чем ее мама, и много снимается в кино, а так же играет в театре. В интервью о своей дочери Марина Левтова незадолго до гибели рассказывала: «Я думаю, что Дашке очень повезло. Потому что если в начале профессии есть возможность поработать с большими мастерами, это, конечно, счастье. Потому что это школа. Я наблюдаю за ней, она прямо из-за школьной парты сразу попала на площадку Георгия Николаевича Данелия. И если говорить профессионально, можно всю жизнь мечтать поработать с таким мастером, и это может никогда не осуществиться. Она даже не понимает, она понимает теоретически, что ей очень повезло, потому что рядом был Вахтанг Константинович Кикабидзе, Алексей Васильевич Петренко, Володя Ильин. Она теоретически понимает, что рядом были большие мастера, которые ей что-то советовали и она старалась что-то сделать. А по-настоящему она поймет потом».
Марина Левтова была похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.
О Марине Левтовой снят документальный фильм «Фортуна Марины Левтовой».
Источник:
0 комментариев