Современный матриархат
Минангкабау
Люди народа минангкабау обитают на западе острова Суматра, принадлежащего Индонезии. Численность сего этноса составляет 4 миллиона мужчин и женщин, причем обществом и экономикой оного рулят именно представители «слабого пола».
Согласно племенному закону, всё клановое имущество у минангкабау передается от матери к дочери, а представители обоих полов твердо уверены в том, что самое главное на свете — это мать.
В семьях этих суматранцев всем руководят женщины, в межродовых отношениях мужчинам отданы такие сферы, как политика и дела духовные. За счет этого соблюдается подобие равенства полов. Муж может спать с женой в ее доме, но рано утром он одевается и стремится успеть к семейному завтраку в материнском доме. А поселения нередко делятся на мужские и женские кварталы. С 10 лет мальчики живут среди мужчин, где учатся вопросам религии и приобретают ремесленные навыки — например, осваивают литье и кузнечество, витье веревок и кулинарию.
Мосуо
Этническая группа мосуо проживает в китайских провинциях Юннань и Сычуань, в предгорьях Тибета, и является, пожалуй, самым известным из матриархальных сообществ, сохранившихся до наших дней.
Мосуо (или «мосу») живут большими семьями в больших и крепких усадьбах. Во главе каждой из семей — матриарх, чье слово — закон. Родство ведется по женской линии, и собственность передается от матери дочке. Дамы из народа мосуо обычно руководят бизнесом и принимают ключевые решения, оставив остальную политику мужикам. Дети растут в домах матерей.
Среди мосуо распространены гостевые браки. Это когда женщины сами выбирают себе партнеров, а потом ходят к ним в гости. При этом муж и жена живут в разных семьях и никогда не ночуют под одной крышей. Часто получается так, что дети не знают, кто их отцы, а мамаши часто меняют осеменителей, при этом основная забота о малых чадах при возможности ложится на плечи их старших братьев, которым даже наследства не достанется в итоге.
Акан
Представители народа акан являются национальным большинством в Гане, где большинство их обитает и хозяйничает. Социальная организация акан многовеково держится на фундаменте матриархата. Во всех вопросах решающее слово принадлежит женщинам, правда, политика и общественная деятельность — это бизнес для мужчин. От них ожидают финансовой и «грубой мужской» поддержки не только своих семей, а и множества родственниц — например, сестер и их дочерей.
Брибри
Это экзотическое племя численностью 13 тысяч человек обитает буквально в заповеднике на территории Коста-Рики, на границе с Панамой. Еще их называют «таламанка». Как и многие матрилинейные сообщества, индейцы брибри организованы в сплоченные кланы родственников. Общины брибри редко видят деньги, но очень многим сполна обеспечивают себя сами и активно практикуют бартер. В самодостаточных домах проживает до 25-30 человек.
Каждый клан у брибри — это разросшаяся семья, где главенствуют женщины, и только им позволено владеть землей и обретать её по наследству. Кроме того, только женщины имеют право правильно готовить какао, которое используется в религиозных ритуалах брибри, носящих в сердцах смесь католицизма с древними языческими верованиями.
Гаро
Тибето-бирманский народ гаро живет в индийском штате Мегхалайя (часть — в Бангладеш) и придерживается старинных матрилинейных традиций. Имущество и земля у гаро, коих на Земле около миллиона душ, обычно передается от матери младшей дочери.
Но на этом, увы, матриархальность заканчивается, т.к. руководящие посты обычно принадлежат мужчинам. После сложной свадебной церемонии муж приходит жить в дом супруги, это называется «матрилокальность». По инициативе женушки брак может быть расторгнут, и никакой дурной репутации на женщину народа гаро это не накладывает — несмотря на то, что большинство гаро считают себя христианами.
В старину гаро были печально знамениты своей кровожадностью, на поросших джунглями склонах холмов чужаки их боялись, словно тигров или волков.
Похожая ситуация с распределением ролей полов наблюдается и у соседнего народа кхаси. То есть, во главу семейного клана возводят младшую дочь.
Наговиси
Люди народности наговиси живут в южной части острова Бугенвиль, который входит в состав Папуа-Новой Гвинеи. Западные антропологи, изучившие наговиси, сообщают, что их социум делится на матрилинейные кланы.
Женщины этноса наговиси принимают участие в руководстве общинами и религиозных церемониях, однако главной гордостью туземки является ее земля и хозяйство, а также возможность работать на своем частном наделе в свое удовольствие. Брака в нашем понимании у наговиси не существует. Считается, что если женщина кормит мужчину, то они — семья. В саду таким мужем традиционно понукает жена. Если же мужчина начинает кормиться в другом месте, то это может означать «развод».
18 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Начинаем познавательную серию о народностях, не являющихся по основным социокультурным признакам патриархальными, которые сохранили матрилинейность, матрилокальность или другие следы матриархата (или дуархата). Данный материал наглядно показывает, что патриархат НЕ является единственно возможным и верным, первичным и истинно природным типом социального устройства для человечества, как утверждают отсталые традиционалисты-патриархалы.
В наши дни можно найти в мире немало обществ, приближенных к матриархату. Это так называемые сообщества с чертами матрицентричного обустройства. К ним относят общества с признаками матрилинейности (перехода и распределения наследства по женской линии, отслеживание рода и т.д.) и матрилокальности (переселения пары в дом матери жены после брака).
Важная особенность именно патриархального устройства - не только то, что в семьях мужчины имеют власть над женщинами и детьми, а вне семьями они есть носителями политической власти, морального авторитета и контроля над собственностью. Важнейшая деталь такой социальной формы - силовой принцип в организации: власть, строгая бескомпромиссная иерархия прежде всего.
Все компоненты социума должны работать на благо поддержания его жизнедеятельности. Все объекты в составе конструкции должны занимать в ней определенное место, конечно, максимально для нее полезное. Если так не происходит, компонент должны быть вычеркнуты из системы. Принцип власти позволяет исключать компоненты из системы, уничтожать объекты, стоящих ниже на иерархической лестнице. Именно поэтому конформизм - важная часть патриархального общества. И чем больше в обществе градус патриархального, тем больше он склоняется к авторитарности.
Количество сведений о жизни народов позволяет рассмотреть матриархальные племена более основательно.
Так, большая этническая общность туарегов (5,2 млн человек), распространенная на северо-западе Африки, также имеет черты матрицентричности. Несмотря на то, что туареги - преимущественно мусульмане-сунниты, они сохранили ряд доисламских социальных особенностей. Среди них - матрилинейное родовое устройство (фамилия наследуется по женской линии, но имущество - по мужской), матрилокальное расселение и матрилокальные семьи, например существует брак между детьми двух двоюродных сестер. Кроме того, мужчины-туареги даже дома должны скрывать свое лицо под темно-голубой повязкой. Настоящий Туарег может вступить в брак только один раз только с одной женщиной.
В местном обществе женщины пользуются большим уважением. Девочки с детства учатся писать и читать, а вот мужчине позволено быть неграмотным. Женщины-туареги пользуются своим собственным алфавитом (тыфинаг), а мужчины - арабским. До брака и у парня, и у девушки приветствуется наличие сексуального опыта, а после брака адюльтер не считаeться смертным грехом. Кстати, до брака девочки-туареги не должны работать вообще, только заниматься образованием и искусствами.
Вместе с этим социум туарегов имеет и заметные патриархальные черты. Мужчины там являются политическими руководителями, солдатами-воинами, торговцами.
Мать у аменокалов всегда пользовалась особым авторитетом и властью; она имела право вето на любое решение своего сына.
makeout.by
Важную роль в процессе накопления и хранения культурной информации у имхаров играют женщины. Они знали письмо, сочиняли и пели песни под собственный аккомпанемент на однострунном инструменте амзад. Эти песни, а также эротические пляски исполняются на "ахалах" - собраниях незамужних женщин вместе с молодыми людьми (такой ахал в XIX в. был, в частности, описан русским путешественником А. В. Елисеевым).
Женщины имхаров, как и все туарегские женщины, не закрывают лиц, хотя и считаются мусульманками. Зато все взрослые мужчины - имхары и их вассалы - носят на лицах покрывала (тагельмуст), которые не снимают на людях. В средние века такой же обычай существовал и у санхаджа - берберов-номадов Западной Сахары, являвшейся до ее арабизации во всех отношениях продолжением страны туарегов.
Все туареги уже давно считаются мусульманами. Однако в их народной религии обнаруживается обширный доисламский субстрат: анимистические верования, культ предков (по материнской линии), закрывание лиц у мужчин, высокое положение женщин в обществе. У туарегов оазиса Гат сохранились женские союзы и еще недавно устраивались ритуальные девичьи "бои", напоминающие те, которые были описаны Геродотом у древних ливийцев.
Исследователи отмечают отдельные следы влияния христианства и иудаизма, при полном отсутствии каких бы то ни было пережитков политеизма.
Вторая, наиболее многочисленная группа туарегского общества называется «имрады» (имгады, амгиды). По численности их в 5-8 раз больше, чем имхаров.
Мать – основательница рода Тель Тамашек (туарегов) считается легендарная Тин Хинан – «та, что издалека (пришла)» по одной версии, или «хозяйка палатки» по другой– , которая была, согласно сказаниям, «благородных кровей, прекрасна собой, высокой, с белым цветом кожи, с большими глазами и маленьким изящным носом, она олицетворяла собой красоту и авторитет».
Археологи нашли ее гробницу IV века в Абалессе, где ныне стоит ее мавзолей, а ее тело находится в музей Бардо в Алжире.
Тин Хинан пришла с севера-запада (где ныне Марокко) со своей рабыней Такамат.
Нынешние туареги делятся на благородных, это потомки Тин Хинан, и на вассалов – это потомки рабыни Такамат.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена