Александр Белявский. ""Многие актёры играют самих себя"
Родители Александра Белявского (отец — Борис Моисеевич и мать — Любовь Александровна) из-за революционных событий в стране и последовавшей за ними гражданской войны получили лишь начальное образование, но сделали все возможное, чтобы их дети — старший Александр, Ольга и младший Анатолий — получили высшее.
Детство Александра прошло в годы войны. Ему рано пришлось испытать и нужду, и невзгоды, но, тем не менее, он не потерял ни одного года учебы и в 1949 году окончил московскую школу № 468. Огромное значение для духовного развития и человеческого становления юноши играли наставления строгой бабушки Устиньи Сергеевны, а также школьное знакомство, которое потом перешло в многолетнюю дружбу, с Павлом Зубовым, сыном известного деятеля советской культуры Василия Павловича Зубова.
Сейчас в Москве на доме по Б. Коммунистической улице, который до революции целиком принадлежал этой семье, установлена мемориальная доска. Семья Зубовых очень много добавила к тому духовному становлению будущего артиста, которое началось в его большой и дружной семье.
После 10-го класса Александр решил, что его призвание — быть геологом-разведчиком. Очевидно, большую роль в принятии такого решения сыграли прочитанные книги: Александр читал запоем и прозу, и поэзию, и драматические произведения, а также романтическое отношение к жизни. Он поступил на геолого-разведочный факультет Московского института цветных металлов и золота. Учеба чередовалась с производственной практикой, чаще всего в Средней Азии, куда Александр всегда уезжал с томиками любимых поэтов.
После защиты диплома (1955) молодой специалист отправился на работу в город Иркутск, в Восточно-Сибирское геологическое управление. Это событие коренным образом изменило его жизнь. Именно там он впервые вышел на сцену. Это была великолепная сцена Иркутского областного драмтеатра, предоставленная для показа самодеятельного спектакля Геологического управления
В «Горе от ума» Белявский исполнил роль Молчалина. И спектакль, и работа молодого актера были замечены и одобрены в газете «Восточно-Сибирская правда». Однако не это стало стимулом для перемены профессии. Молодой геолог «заболел» лицедейством, то есть желанием найти в себе и показать людям другого человека.
Вернувшись в Москву, Александр продолжал работать в Институте НИТРИЗолото младшим научным сотрудником и участвовать в самодеятельных спектаклях Дома учителя, который размещался тогда в том самом доме Зубовых, где была и сцена, и зрительный зал на сто мест.
В трехлетней борьбе искусства с наукой победило искусство, и в марте 1957 года Александр «сжег за собой мосты», уволился из института и решил поступать в театральное училище. Ему повезло. На пределе допустимого возраста он был принят в Щукинское училище при Театре имени Вахтангова и летом того же года начал сниматься в своем первом кинофильме «Рассказы о Ленине», режиссером которого был С. Юткевич.
Роль молодого рабочего парня Коли не осталась незамеченной и, хотя руководство и художественный руководитель курса В. Этуш не одобряли участия студентов в киносъемках, А. Белявский за время учебы снялся в главной роли на Киевской киностудии в фильме «Спасите наши души» (1960).
Получив диплом с отличием (1961) и став артистом театра и кино, Александр был приглашен на работу в Театр сатиры. Вскоре последовало приглашение от польского режиссера Бучковского на главную роль в фильме «Прерванный полет». Во время работы в Варшаве актер овладел польским языком, что ему не раз пригождалось и в дальнейшем, так как за его спиной шесть польских фильмов, в том числе и такой популярный сериал, как «Четыре танкиста и собака», в котором он сыграл роль советского капитана Павлова.
Актер ушел из Театра сатиры, но долгое время не порывал с ним связи, так как стал первым ведущим такой популярной телепередачи как «Кабачок 13 стульев», в которой в основном были заняты артисты этого театра. Кстати это ему принадлежит идея создания «Кабачка», первые выпуски которого он поставил как режиссер в паре с Г.Зелинским.
В этот период Белявский играет в кино так называемые «положительные» роли, хотя и в самодеятельности, и в театральном училище он стремился к разнообразию в работе.
Из ранних киноролей А. Белявского следует отметить следующие: Сергей Крылов в фильме «Иду на грозу» (1965) режиссера С. Микаэляна, Кулагин в фильме «Их знали только в лицо» (1966) режиссера А. Тимонишина, Володя в «Июльском дожде» (история фильма) режиссера М. Хуциева, Шельга в «Крахе инженера Гарина» (1973) режиссера А. Квинихидзе. Желание актера играть разных людей как бы угадал М.И. Жаров, пригласив его в свой сериал «И снова Анискин…» на роль многоликого жулика Молочкова, в которой актер предстал перед зрителем даже в образе… деревенской бабы.
Всего в кино, в том числе зарубежном, так как А. Белявский снимался в Польше, ГДР, Северной Корее, Финляндии, Франции, Чехословакии, США, актером было сыграно более 100 ролей. Но для зрителя самой запомнившейся стала роль Фокса в телесериале режиссера С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя» .
Красивый и интеллигентный, к концу 70-х он стал очень популярен. Его фотографии в профиль и особенно анфас бережно хранили в своих архивах многочисленные поклонницы, чьи сердца оказались безнадёжно разбит
А. БЕЛЯВСКИЙ: «Многие актёры играют самих себя, всю жизнь этим пользуются и довольно успешны. Костюм сменил — и в другом фильме уже снимается. Мне так работать просто самому неинтересно. Вы знаете, я сейчас играю ещё в одном спектакле, который называется «Фуршет — а ля фуршет с живой водой». Там мой персонаж приходит на день рождения, среди собравшихся гостей ему становится скучно, и он начинает сам себя развлекать.
Для этого он выпивает водки, куражится, передразнивает всех, играет на гитаре, поёт и пляшет. И говорит примерно следующее: «Ну ведь тоскливо же, братцы! Ну давайте хоть что-то придумаем, хоть игру какую затеем!». Ведь это ужасно, когда скучно! Особенно, когда скучно в искусстве…»
Из многочисленных работ 90-х годов следует выделить роль Л. Брежнева в фильме режиссера Игоря Гостева «Серые волки» (1993). На телевидении актер принимал участие в таких популярных передачах, как «Белый попугай», «С легким паром», «В нашу гавань заходили корабли» и др. В течение 1999 года был ведущим передачи «На здоровье» на канале РТР. В том же году он вернулся и к театральной деятельности и сейчас играет в трех антрепризах: «Императрица» (Советник), «Лев зимой» (Генри) и «А-ля фуршет со святой водой» (Анатолий).
На его счету такие роли, как адмирал из «ДМБ» (2000) или криминальный авторитет по кличке Король в фильме «Антикиллер» (2001). В сериале Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов» (2000) он играл роль князя Долгорукова — человека европейского ума, государственного деятеля, который при Петре I был одним из главных придворных интриганов. Среди других работ Александра Белявского — небольшие роли в сериалах «Московские окна», «Бригада», других фильмах и сериалах.
В 2002 году Белявский снялся в новом американском блокбастере «Цена страха», сыграв российского адмирала, советника президента. Роль совсем небольшая — один съёмочный день. В этом фильме также снимались звёзды Голливуда Бен Аффлек и Морган Фриман.
После просмотра фильма Александр Белявский «выглядел мрачнее тучи». Своё настроение он прокомментировал так: «Авиационные съёмки, конечно, хороши. Но здесь вообще нет игры актёров. Только этот негр, директор ЦРУ, хорош (Фриман). И всё».
Александр Белявский — мастер дубляжа, озвучивший практически все популярные зарубежные телефильмы. Кроме того, Александр Белявский много работал на радио, вел передачи по изучению русского языка на телевидении Польши и Финляндии.
Сотни реальных и продублированных ролей, весь дефицит выходных своей жизни Белявский отдает разом за пять чудесных дней на своей даче под Звенигородом. Грядкам, кустикам смородины и саженцам клубники он служит также преданно и честно, как своим героям.
«Тот не жил полной жизнью, кто не знал бедности, любви и войны» — это его любимый афоризм. Говорит, все эти три вещи он хорошо знает и может о них рассказать, но вряд ли среди стольких забот найдет время писать мемуары. О своей личной жизни актер говорить не любил.
28 августа 2003 года произошло событие, удивившее многих — в семье Белявских родилась дочь. В самом факте рождения ребенка, конечно, нет никакой сенсации. Но если учесть, что Александру уже за семьдесят, а его жене Людмиле за пятьдесят…
4 декабря 2003 года перенёс тяжёлый инсульт, находился на инвалидности.
Погиб 8 сентября 2012 года в Москве. Тело актёра было найдено возле его дома, обстоятельства гибели выясняются. По предварительным неподтверждённым данным, Белявский покончил с собой, по другой версии, актёр мог выпасть из окна из-за проблем с сердцем. Трость актёра была найдена на пятом этаже, хотя сам он жил на третьем.
Урна с прахом Белявского захоронена на Кузьминском кладбище.
Источник:
7 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена