Тим Рот
Родился 14.05.1961, Лондон, Великобритания
Английский актер, режиссер, продюсер
Лауреат премии "BAFTA" (1995)
Детство, учеба
Тим Рот, настоящее имя Тимоти Саймон Смит, родился в Лондоне, в семье художницы, специалиста по ландшафтному дизайну, и известного журналиста. Путешествуя после Второй мировой войны по странам, враждебным Великобритании, его отец, родившийся в Нью-Йорке в семье британских иммигрантов с ирландскими корнями, изменил фамилию на "Рот", чтобы скрыть свою национальность. Из-за сочетания внешности и новой фамилии Тима многие принимают за еврея, но сам он не устает утверждать, что является все-таки англичанином.
В школе, опять же из-за фамилии и внешности, у него неоднократно возникали конфликты со сверстниками, и юный Тим далеко не всегда мог дать отпор. Кроме этого, учитывая тот факт, что в британской школе до сих пор разрешены телесные наказания, Тим получил их сполна. "Помню, среди учителей был мистер Блэк, который бил нас особенно часто. В моей школе было несколько козлов, которые не умели учить детей. Ублюдки, я до сих пор их ненавижу" - в присущей ему откровенной манере говорит Тим Рот.
То, что недодавала школа, всячески пытались привить Тиму родители, а поскольку они к тому времени уже находились в разводе, то "обязанности" разделились: мать приобщала его к живописи и скульптуре, отец – любовь к театру и музыке. "Я ненавидел наши культпоходы. Самым страшным испытанием для меня была галерея Тэйт – приходилось надевать ботинки, от которых болели ноги, и слушать лекции, от которых болела голова. Но родители все впихивали и впихивали в меня высокую культуру. Наверное, что-то все-таки задержалось внутри – иначе я не стал бы актером".
Посвящая много времени посещению выставок, музеев и театров, Тим Рот все же умудрялся в подростковом возрасте вести маргинальный образ жизни, что даже привело однажды к ночевке в тюрьме за "ужасное поведение". Этому способствовало и то, что отец, часто водя сына на демонстрации, привил ему привычку всегда открыто выражать свои взгляды.
И все же влияние театров и музеев было очевидным - парнишка рос творческой натурой: хорошо рисовал, лепил и передразнивал мимику и интонации взрослых. Будучи старшеклассником, юноша, ужасно комплексовавший по поводу своей внешности, согласился сыграть роль Дракулы в школьном спектакле и от страха описался прямо на сцене, что сделало еще более демоническим образ знаменитого вампира. После этого инцидента Тим категорически отказался от мысли стать актером, и, закончив среднее образование, поступил на скульпторское отделение в Кэмберуэлльскую школу искусств. Возможно, сложись все иначе, сейчас мы восторгались бы совсем другим творчеством нашего героя, но через год его отчислили за прогулы. Причина оказалась банальной – зов души восторжествовал - Тим Рот, вопреки данному самому себе обещанию, всерьез увлекся театром. По совету отца он стал заниматься в театральном кружке при театре "Oval House", а в свободное время подрабатывал рекламным агентом в журнале "Здоровье и безопасность".
Дебют. "Сделано в Британии"
Однажды, объезжая клиентов на велосипеде (машины у него в то время еще не было) и проезжая недалеко от "Oval House", он был вынужден зайти к своим друзьям в театр, чтобы попросить насос, поскольку внезапно спустилось велосипедное колесо. Бритый наголо (тогда Тим играл Кассио в "Отелло"), как всегда ершистый, с колючими глазами и крючковатым носом – именно таким увидел его кто-то из телевизионщиков и пригласил попробоваться на роль скинхеда в фильме "Сделано в Британии" Алана Кларка. Результат прохождения проб оказался неожиданным – Тим Рот, сам того не ожидая, вместо эпизодической роли получил главную – роль скинхеда-расиста Тревора.
Эта случайность и легла в основу его творческого пути – фильм, как говорит сам Тим, "неожиданно всем понравился", и окрыленный этим успехом, он решил серьезно заняться актерской профессией.
После съемок Сделано в Британии" на вопрос режиссера, каковы планы Рота на будущее, Тим ответил, что хочет быть fucking actor. Алан Кларк предложил ему заглянуть в соседний павильон, где ныне маститый режиссер Майк Ли как раз набирал актеров в фильм "Подлое время". Удача и здесь сопутствовала ему - шагнув внутрь павильона, он вышел оттуда, держа в руках контракт на главную роль. "У меня всегда хорошо выходили роли хулиганов. Я не понимал, как это получается. Я никогда по-настоящему не учился актерскому мастерству", – до сих пор с изумлением рассказывает сегодня актер.
В 1984-м Тим Рот сыграл наемного убийцу Майрона в криминальной драме "Стукач" Стефана Фреарса, с Теренсом Стампом и Джоном Хертом, и получил за эту роль премию Evening Standard как лучший дебютант.
С первых ролей Тим Рот проявил себя актером, которому подвластны сложные и противоречивые образы и характеры. Сыграв в картинах "Возвращение в Ватерлоо", "Разделенный мир" и "Убить священника", в 1989 году актер исполнил роль Митчела в знаменитой киноленте Питера Гринуэя "Повар, вор, его жена и ее любовник", однако широкая популярность все еще обходила его стороной.
1990-е годы
Но с наступлением нового тысячелетия начался и период взлета актерской карьеры Тима. Его роли, сыгранные в этот период, оказались особенно запоминающимися. Фильмы, в которых он снимается, хочется пересматривать, разгадывать и наблюдать, как раскрываются его образы, подобно цветку розы – лепесток за лепестком.
Создав образ великого Винсента Ван Гога в кинодраме режиссера Роберта Олтмана "Винсент и Тео", вышедшей в 1990 году, Тим Рот продемонстрировал высокий актерский уровень. После этой роли в карьере Тима произошел прорыв – о нем заговорили в Америке, тем самым обозначив для актера "дорогу в Голливуд". Можно сказать, что после этой роли мы, зрители, и обрели того Тима Рота, которого все знаем и любим. Более того, сам Тим Рот эту роль оценивает очень высоко.
Еще в 1982 году на съемках фильма "Подлое время" Рот познакомился с Гэрри Олдменом, с которым его по сей день связывает постоянное партнерство в театре и крепкая дружба. Удивительным примером полнейшего актерского взаимопонимания является их совместная работа в фильме "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" одного из лучших драматургов современности Тома Стоппарда, который экранизировал собственную одноименную пьесу. Некоторое время в восприятии американских зрителей Тим, исполнивший роль Гильденстерна, оставался в тени своего друга Олдмена, сыгравшего Розенкранца и перебравшегося в Голливуд чуть раньше, но потом стало ясно, что, при всей схожести английской школы, у каждого из этих актеров свой индивидуальный путь.
Покидая Англию
Английское кино медленно умирало, и Тим Рот не выдержал - оставив в Лондоне подругу жизни Лори Бейкер и сына Джека, Тим перебрался в Голливуд. "Я не собирался продаваться, – уверяет он. – Просто я видел, что в Америке есть возможность сниматься. А здесь эти чертовы тори окончательно задушили все, что было интересного".
Все сложилось внезапно и стремительно, и, как мы уже привыкли, поразительно удачно. Ему позвонил из Нью-Йорка режиссер Джефф Станцлер, собиравшийся снимать фильм "Танцы на могиле", и провел пробы прямо по телефону. Тим Рот, произнеся импровизированный монолог, тут же получил приглашение в США. Снявшись в этом фильме, актер решил задержаться в Америке еще ненадолго. "Я знал, что в Англии мне нечего делать. Максимум, что мне светило в тот момент в Лондоне, – какая-то радиопьеса. И я решил, что поеду в Лос-Анджелес и посмотрю, нет ли там работенки для человека, который умеет говорить с любым акцентом".
Квентин Тарантино
Важнейшим событием периода покорения Голливуда для нашего героя стало знакомство с одиозным Квентином Тарантино. Однажды рядом с Тимом к барной стойке подсел странноватый тип, показавшийся Тиму, мягко говоря, несимпатичным. Тим таким симпатизировал, поскольку себя он тоже никогда не считал красавцем. Новый приятель поведал, что долго проработал в видеомагазине и видел все фильмы с участием Тима Рота. И теперь, надумав снять свою картину, чтобы показать всем, как надо снимать кино, приглашает Тима участвовать в его режиссерском дебюте под названием "Бешеные псы". Как уже можно было догадаться, этим странным типом был неподражаемый Квентин Тарантино. Так, в баре за кружкой пива, Тим Рот снова испытал на себе благосклонность "госпожи Удачи" - он получил приглашение на роль Мистера Оранжевого.
По рассказам Тима Рота, съемки "Бешеных псов" проходили в постоянном безудержном веселье. "В перерывах между дублями мы хохотали над нашими репликами и мазали друг друга краской, изображавшей кровь. Мне было ужасно неудобно перед Квентином, но я не мог относиться к его проекту всерьез". Зато, в отличие от нашего героя, очень всерьез отнеслись к фильму зрители - "Бешеных псов" ждал поистине бешеный успех. После роли в "Бешеных псах" Тим Рот стал по-настоящему популярен, и только сам актер долго не мог поверить в то, что картина, снятая в полулюбительских условиях, прославила его на весь мир.
Сыграв роли в фильмах "Идеальный муж", "Тела, покой и движение" и "Убийство в Хертленде", а также неудачно пройдя пробы у Стивена Спилберга (оба не приглянулись друг другу), Тим Рот получил у Тарантино новую небольшую, но запоминающуюся роль неудачливого грабителя кафе - в "Криминальном чтиве". В создаваемой Квентином на съемочной площадке демократичной атмосфере Тим Рот чувствовал себя, как рыба в воде, пребывая в состоянии постоянной эйфории. И не только Тим - крайне комфортно себя ощущали и остальные артисты. "Помню, мы как-то репетировали, и вдруг Траволта сказал: "Приятно снова играть по-настоящему. Я много лет этого не делал". А Сэм Джонсон время от времени говорил Квентину: "Я хочу снова посмотреть на мой чек. Я слишком долго был нищим актером". После "Криминального чтива" Тим Рот стал в Голливуде самым знаменитым английским американцем.
В том же, 1994 году, сыграв в картинах "В западне", "Маленькая Одесса" и "Сердце тьмы", Тим Рот продемонстрировал свой неординарный комедийный дар в еще одной картине Квентина Тарантино "Четыре комнаты", вышедшую в 1995 году и за которую Тиму пришлось отдуваться наравне с Тарантино, так как легкая, но нестандартная по решению и воплощению, комедия была понята далеко не всеми.
Роли в тарантиновских фильмах актер наполнил точными психологичными характеристиками, и после съемок в этих фильмах Тим Рот стал "лицом" альтернативного кино. Постепенно сотрудничество режиссера и актера переросло в дружбу. Поговаривали, что сценарий "Прирожденных убийц" Квентин писал специально "под Рота", но, когда тарантино разругался с Оливером Стоуном, Рот пожертвовал своей ролью ради дружбы с Тарантино, которая оказалась для него важнее.
"Роб Рой"
За великолепное исполнение роли напыщенного, подлого и злого аристократа Арчибальда Кининхэма в фильме "Роб Рой" режиссера Майкла Кейтона-Джонса актер получил Премию Британской киноакадемии, а также был номинирован на премию "Оскар" как лучший актер второго плана и премию "Золотой глобус".
Критики высоко оценили игру актера, хотя сам Тим Рот относится к этой работе прохладно. "Я снимался в этом фильме только ради денег. Я так кривлялся перед камерой, что у меня самого это вызывало страх. Я боялся, что меня уволят сразу же, как только посмотрят первые отснятые сцены с моим участием. Но режиссер говорил: "Давай-давай, в такой роли нельзя переиграть, можно только недоиграть".
Вторая половина 1990-х годов
В 1996-м актер пошел несколько по иному пути, сыграв вместе с Дрю Берримор и Вуди Алленом в музыкальной комедии "Все говорят, что я люблю тебя", где он снова блеснул комическим талантом и приятно удивил всех прекрасными вокальными данными (все песни в этом фильме Тим Рот исполнил сам).
В том же году Тим Рот сыграл роль в криминальной драме Бадди Джовинаццо "Нет дороги домой". В основанной на реальных событиях картине герой Тима, Джой, повторяет судьбу Карлито из известного фильма "Путь Карлито" Брайана Де Пальма. Режиссеру Бадди Джовинаццо удалось снять мощную, потрясающую по силе воздействия криминальную драму, невероятно жесткую и шокирующую, а Тим Рот, по мнению многих зрителей, исполнил одну из самых лучших своих ролей, если не самую лучшую. 1997-й год принес почитателям таланта нашего героя сразу несколько картин с его участием – криминальную драму Билли Дьюка "Гангстеры", где Тим Рот сыграл роль психопата Шульца; трагикомедию Вонди Кертис-Холла "В тупике", в которой актер исполнил роль Александра "Стрэтч" Роуланда, одного из двух друзей-наркоманов, решивших завязать с наркотиками после того, как их подруга загремела в больницу; триллер Джонаса Пейта "Детектор лжи", где Тим Рот предстал в образе главного подозреваемого в зверском убийстве молодой девушки капризного отпрыска богатых родителей Джеймса Уолтера Вайленда.
Как видим, десятилетие девяностых действительно оказалось невероятно удачливым для актера - среди всех киноролей, сыгранных нашим героем, также одной из лучших считается роль одинокого пианиста Денни Леммона 1900 (или просто 1900) в фильме-притче "Легенда о пианисте" Джузеппе Торнатори, вышедшем в 1998 году. Гениальный музыкант родился, состарился и умер на борту океанского лайнера, курсирующего между Европой и США. Кинокритики и журналисты сошлись во мнении, что это самая точная метафора биографии самого актера, живущего на два берега.
Режиссура
В 1999-м Тим Рот дебютировал в качестве режиссера, сняв игровой фильм "Зона военных действий" по одноименному роману Александра Стюарта о девочке, состоящей в интимной связи со своим отцом. Брат этой девочки, маявшийся от безделья и следя за ними, обнаруживает это. Выслушав обвинение, сестра предлагает брату себя.
Сам Тим Рот убежден, что фильм бичует насилие над детьми, в то время, как критики и прокатчики уверены, что фильм несет в себе пропаганду педофилии и инцеста. Будучи запрещенной к показу во многих странах, картина получила одобрение только на фестивале независимого кино.
А сейчас в планах Рота-режиссера - экранизация шекспировского "Короля Лира".
2000-е годы
Сыграв роль клеврета Фебре в приключенческом фильме "Мушкетер" Питера Хайемса и роль иллюзиониста Хануссена в драме "Непобедимый" Вернера Херцога, в 2001 году актер исполнил роль генерала Тэйда в фильме Тима Бертона "Планета обезьян". Встав перед дилеммой, сыграть ли профессора Северуса Спэйпа в "Гарри Поттере" или обезьяньего генерала в "Планете обезьян", наш герой сделал выбор в пользу звериной роли.
В современном жанровом фильме Кейта Шнайдера "Черная метка" Тим Рот исполнил роль отставного спецназовца Джона, нанятого полицейским Марлоу для облегчения перехода в мир иной для своего напарника Эмметта, у которого обнаружена неизлечимая болезнь.
Снявшись в 25-минутном короткометражном фильме Кевина Коннолли "Все, что мы делаем", повествующем о четырех друзьях, раскрепостившихся в откровенной беседе после немеряного количества коктейлей и текилы,и узнающих друг о друге всю правду, в 2003 году Тим Рот предстал в образе редительного лорда Оливера Кромвеля в исторической ленте Майка Баркера "Убить короля". В течение следующих двух лет актер сыграл роли в картинах "Прекрасная страна", "Серебряный город", "Входите без стука", "Темная вода".
2006 год ознаменовался для актера выходом на широкий экран криминальной драмы Майка Райделла "Крупная ставка", сюжет которой основывается на историях четверых совершенно чужих друг другу людей, связанных между собой только страстной, разрушающей их тягой к азартным играм. В этой картине Тим Рот замечательно исполнил роль Виктора, считающего, что ему позволено играть жизнями людей и в итоге проигрывающего свою собственную. Виктор похож на дремлющего, сощурившегося ягуара, готового в любую секунду к прыжку. Каждое движение героя Рота многозначительно, мельчайшие детали обращают на себя внимание – Виктор с одинаковым безразличием лениво режет стейк, отпускает шуточки, переворачивает на носу очки и отдает приказы об убийствах. У него свое хобби, свой риск, и в один день он заплатит за него сполна. Отличная игра актера в этой картине была отмечена не только зрителями, но и придирчивыми критиками.
Сыграв в 2007 году вместе с Мишей Бартон и Хайден Кристенсен в ироничной пикантной мелодраме Дэвида Лиленда "Территория девственниц", сюжет которой разворачивается в роскошных исторических интерьерах римских палаццо, в том же году актер принял участие в съемках картины Фрэнсиса Форда Копполы "Молодость без молодости", исполнив главную роль 70-летнего профессора лингвистики Доминика Матеи, который, разочаровавшись в жизни из-за незавершенной работы над академическим трудом и потери любимой женщины, решил покончить с собой. Но пораженный сверкнувшей молнией профессор приходит в себя в больнице и обнаруживает, что помолодел на целых 40 (!) лет и у него появляется реальный шанс выстроить свою жизнь по-другому и исправить все ошибки. "Мой герой нединамичен. С ним происходят страшные вещи, но он остается мягким и воспитанным. Это то, что меня так в нем привлекает. Мне было необходимо понять сценарии, а еще лучше книгу, по которой он написан, потому что это очень философская вещь, а я далек от глубокой философии. Я не прочел столько книг, сколько прочел Коппола. Это он может сидеть и дискутировать, какой метод стоял за созданием всего этого безумия". Картина снята по довольно сложной для восприятия книге румынского историка и религиозного философа Мирче Элиаде.
Френсис Форд Коппола после этой работы Тима отзывается о нем, как о "большом" и умном актере, с которым ему было интересно и продуктивно работать. Возможно, та "великая роль Тима Рота", про которую говорит Коппола в одном из интервью, и есть роль Доминика Матеи в "Молодости без молодости". Во всяком случае, актерская работа Рота в этом фильме вызывает безмерное восхищение, его персонаж абсолютно убедителен.
"Обмани меня"
Исполнив роль одного из двух изощренных убийц в американском римейке одноименного культового и провокационного фильма Михаэля Хайнеке "Забавные игры", а также главную роль Эмиля Блонского в фантастическом боевике "Невероятный Халк" Луи Летерье, Тим Рот получил главную роль доктора Пола Экмана в произведшем настоящий фурор во всем мире популярном сериале "Обмани меня". Незадолго до того, как согласиться на эту роль, Тим Рот, любимец Тарантино, подумывал о том, чтобы уйти из профессии: и наскучило, и разъездов слишком много. Но потом, к счастью для поклонников его таланта, передумал.
В основу фильма положен реальный научный труд психолога Пола Экмана, выяснившего, как можно раскрыть ложь при помощи анализа мимики, жестов и даже дыхания любого человека. По сюжету за помощью к герою Тима Рота, который работает вместе с группой специалистов, изучающих нюансы поведения человека, обращаются конгрессмены, члены правительства и бизнесмены, а группа помогает раскрыть преступления.
"Мне дали все необходимые книги. Я встречался с Полом, он мне очень понравился. Но он заставляет меня немного нервничать. Его мозг, должно быть, очень быстро работает, и он, наверное, замечает слишком много вещей. Тем не менее, с ним очень легко общаться, он спокойный и веселый и считает свою теорию очень увлекательной".
Когда продюсеры обговаривали с актером возможность использования в картине американского акцента (учитывая тот факт, что Тим Рот англичанин, на "американском" английском он говорит с лондонским акцентом), то даже немного наезжали на Тима. "Я много с чем работал, и умею изображать диалекты и прочее в этом роде, но это огромная дополнительная часть работы. Съемки часто шли по семь дней в неделю и добавить ко всему этому еще и работу над акцентом дома — было бы чересчур для меня. К тому же это мешает мне импровизировать, лучше играть, превращая мою работу в повторение зубрежки. Потому я сказал создателям — я не буду этого делать, в итоге они все же согласились".
Личная жизнь
Наряду с тем, что в 1990-х годах произошли кардинальные изменения в карьере актера, также в 90-е годы меняется и личная жизнь Тима, и, несмотря на маргинальный вид, брутальное поведение и пофигистские взгляды на карьеру, вот уже 17 лет в личной жизни у Тима все отлично – он познакомился с дизайнером Никки Батлер, ставшей его женой и матерью двух его сыновей. Семья стала для него надежным пристанищем, он перебрался из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, и для окружающих стало очевидно, что Тим стал более уравновешен в своих поступках.
У Тима Рота три сына: 26-летний Джек, которого он забрал к себе из Англии после обзаведения семьей (этот сын актера - от актрисы Лори Бэйкер, отношения с которой официально зарегистрированы не были); 15-летний Тимоти Хантер и 14-летний Кормак. Любопытно, что младшие сыновья названы в честь любимых писателей Тима и Никки: Хантера Томпсона и Кормака МакКарти.
Интересные факты
Он имеет пять татуировок; слушает The Sex Pistols и Siouxsie and the Banshees, интервью дает в пивных пабах, а из фестивалей посещает почти исключительно Сандэнс.
Обустроившись в Америке, Америку Тим так и не полюбил. "Это замечательная страна, но только с определенной точки зрения. В Америке человека гораздо быстрее заедают фрустрации. С первого дня пребывания в Америке я понял, что у меня к этой стране любовь-ненависть. Однажды у меня выпала пломба, и я пошел к зубному врачу. Он завопил, что мне нужно срочно пройти курс отбеливания зубов, иначе моя карьера будет загублена. Я сказал ему: "Надеюсь, вы не собираетесь заодно переделывать мой нос и превращать меня в нового Тома Круза? Он не понял. Здесь все помешаны на внешности".
Есть роли, в которых мы не увидим Тима Рота . Кроме роли Снейпа в саге о "Гарри Поттере", от которой актер отказался ради роли в фильме "Планета обезъян", мы не увидим его и в продолжении "Молчания ягнят" в роли Ганнибала Лектора, где у него были все шансы сменить Энтони Хопкинса.
Снимаясь в Голливуде, Тим Рот ухитрился во многом остаться европейским актером, для которого искусство гораздо важней гонорара. Если роль ему интересна, он способен рвануть в Норвегию и сняться в эпизоде за смешные деньги (как, например, вышло с фильмом "Прекрасная страна"), или совсем бесплатно (картина "Серебряный город" ветерана американского независимого кино Джона Сэйлза).
Не жалуя особым уважением Маргарет Тэтчер, Тим Рот вскипает: "Ее посадить мало за то, что она сделала!". Не указ Роту и признанный миром гламурный образ принцессы Дианы. И вообще на родине, судя по всему, ничего святого для него не осталось. "Когда я приехал в Америку, денег у меня не было совсем. Сейчас дела идут как надо. Но все может снова перемениться. Что я буду делать, если опять окажусь на мели - не знаю, но сомневаюсь, что вернусь в Лондон. Я не могу жить в Англии. Я их ненавижу. Не англичан, конечно, а тех. кто ими правит".
На вопрос, какой бы возраст он выбрал, будь у него такая возможность, актер ответил: "Я бы вернулся в 17-18 лет. Рисовал бы в свое удовольствие и всячески уклонялся от актерских дел. Это было бы забавно, я не раз думал об этом. Если бы я тогда начал рисовать или лепить, что бы случилось? Может быть, и ничего".
Тим Рот - цитаты
Я устал голосовать по принципу «за меньшее зло».
Моя главная проблема заключается в том, что, когда все уже закончено, я продолжаю этим жить.
Чем старше становятся твои дети, тем больше они нужны тебе и тем меньше им нужен ты.
Если присмотреться к тому, что делает с нами государство, то каждый из нас — просто отшлепанный ребенок.
У меня собственный актерский кодекс чести, которого я придерживаюсь. Одно из его правил — это безразличие к новостям о себе и о других актерах, причем как к хорошим, так и к плохим.
1 комментарий
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена